Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е,
судей Скворцовой О.В. и Клюкиной О.В,
при секретаре Харченко Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 8 мая 2019 года, которым постановлено обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл включить в специальный стаж Алметовой Н. Г. периоды работы с 7 февраля 2011 года по 19 октября 2014 года, с 1 июня 2017 года по 31 июля 2017 года в должности санитарки клинико-диагностической лаборатории Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканский противотуберкулезный диспансер", период работы с 20 октября 2014 года по 31 мая 2017 года в должности санитарки бактериологической лаборатории Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканский противотуберкулезный диспансер", и назначить Алметовой Н. Г. досрочную страховую пенсию по старости с 14 января 2019 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Соснина А.Е, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алметова Н.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл (далее - ГУ - УПФ РФ в г. Йошкар-Оле, ответчик), в котором в окончательно сформулированных требованиях просила обязать ответчика включить в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда, периоды работы с 7 февраля 2011 года по 19 октября 2014 года, с 1 июня 2017 года по 31 июля 2017 года в должности санитарки клинико-диагностической лаборатории Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканский противотуберкулезный диспансер", с 20 октября 2014 года по 31 мая 2017 года в должности санитарки бактериологической лаборатории Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканский противотуберкулезный диспансер", и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 15 декабря 2018 года. В обоснование иска указала, что решением ГУ - УПФ РФ в г. Йошкар-Оле от 19 февраля 2019 года N 330607/18 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по мотиву отсутствия требуемого стажа работы в тяжелых условиях труда, при этом из ее специального стажа исключены вышеуказанные периоды работы. Данное решение ответчика полагает незаконным, поскольку в спорные периоды она выполняла работу по непосредственному обслуживанию больных активной формой туберкулеза в туберкулезном учреждении, предоставляющую право на досрочное назначение пенсии по старости.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Йошкар-Оле просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Ссылается на то, что в функциональные обязанности истца работа в условиях непосредственного контакта с пациентами туберкулезного учреждения не входила. Наименование должности Алметовой Н.Г. в спорные периоды не соответствует примерному перечню должностей младших медицинских работников, приведенному в приложении N 2 к Указанию Министерства социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 1993 года N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств". Также приводит довод о том, что сведения, представленные работодателем истца для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования с указанием кода льготных условий, являются недостоверными.
В возражениях на апелляционную жалобу Алметова Н.Г. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, заслушав объяснения представителя ГУ - УПФ РФ в г. Йошкар-Оле Галямовой Е.В, поддержавшей жалобу, Алметовой Н.Г, просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон, здесь и в последующем его нормы приводятся в редакции, действовавшей на дату обращения Алметовой Н.Г. в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости) предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется, в частности, Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2).
В разделе XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" Списка N 2, подлежащего применению к спорным периодам работы Алметовой Н.Г, поименованы работники, непосредственно обслуживающие больных в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах, в том числе младший медицинский персонал (позиция 2260000а).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
В пункте 1 Указания Министерства социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 1993 года N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств" разъяснено, что под непосредственным обслуживанием больных понимается работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-оздоровительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например, проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д. В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по "непосредственному обслуживанию больных" в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).
В приложении N 2 к Указанию Министерства социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 1993 года N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств" также приведен примерный перечень должностей младших медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, среди которых поименованы должности санитарок.
Из дела видно, что истец Алметова Н.Г, 13 января 1967 года рождения, в периоды с 7 февраля 2011 года по 19 октября 2014 года, с 1 июня 2017 года по 31 июля 2017 года работала в должности санитарки клинико-диагностической лаборатории Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканский противотуберкулезный диспансер"; с 20 октября 2014 года по 31 мая 2017 года - в должности санитарки бактериологической лаборатории Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканский противотуберкулезный диспансер".
17 декабря 2018 года Алметова Н.Г. обратилась в ГУ - УПФ РФ в
г. Йошкар-Оле с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона.
Решением ГУ - УПФ РФ в г. Йошкар-Оле от 19 февраля 2019 года N 330607/18 Алметовой Н.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа работы с тяжелыми условиями труда. В специальный стаж истца не включены указанные выше периоды ее работы в должности санитарки Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканский противотуберкулезный диспансер" со ссылкой на отсутствие занятости на работе с тяжелыми условиями труда в течение полного рабочего дня.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о неправомерности исключения ответчиком из специального стажа Алметовой Н.Г. вышеуказанных спорных периодов работы. При этом суд исходил из доказанности осуществления Алметовой Н.Г. в спорные периоды работы в должности, предусмотренной Списком N 2, в течение полного рабочего дня.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на представленных в дело письменных доказательствах, содержание которых подробно приведено в обжалуемом решении.
Довод жалобы о том, что в функциональные обязанности истца не входила работа в течение полного рабочего дня в условиях непосредственного контакта с пациентами туберкулезного учреждения, противоречит материалам дела.
Согласно справке Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканский противотуберкулезный диспансер" от 15 ноября 2017 года N 98, уточняющей особый характер работы или условия работы, Алметова Н.Г. в спорные периоды работала в должности санитарки клинико-диагностической лаборатории и в должности санитарки бактериологической лаборатории данного учреждения, при этом не менее 80 процентов рабочего времени непосредственно обслуживала больных активной формой туберкулеза.
Наименование должности Алметовой Н.Г. в спорные периоды соответствовало примерному перечню должностей младших медицинских работников, приведенному в приложении N 2 к Указанию Министерства социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 1993 года N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств", в котором поименованы должности санитарок. Довод жалобы о том, что в данном перечне отсутствует такое наименование должности, как санитарка лаборатории (лабораторного отделения), не может повлечь отмену постановленного решения, поскольку этот перечень является примерным, а факт осуществления истцом работы в спорные периоды в течение полного рабочего дня в условиях непосредственного контакта с пациентами туберкулезного учреждения является доказанным.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Спорные периоды трудовой деятельности Алметовой Н.Г. имели место после ее регистрации в системе государственного пенсионного страхования, индивидуальные сведения в отношении специального стажа истца за спорные периоды представлены работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации с указанием кода льготных условий (л.д.50-76). Вопреки доводам жалобы у судебной коллегии не имеется оснований считать эти сведения недостоверными.
Вместе с тем, судебная коллегия находит ошибочным вывод суда первой инстанции относительно возникновения у Алметовой Н.Г. права на требуемую пенсию с 14 января 2019 года.
Поскольку продолжительность работы истца с тяжелыми условиями труда при включении в стаж спорных периодов работы составляет 6 лет 5 месяцев 25 дней, право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона возникло у Алметовой Н.Г. по достижении возраста 52 лет.
С учетом того, что возраста 52 лет Алметова Н.Г. достигла 13 января 2019 года, судебная коллегия в интересах соблюдения права истца на досрочное пенсионное обеспечение находит необходимым обязать ГУ - УПФ РФ в г. Йошкар-Оле назначить Алметовой Н.Г. досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда с 13 января 2019 года.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл
от 8 мая 2019 года изменить в части.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл назначить Алметовой Н. Г. досрочную страховую пенсию по старости с 13 января 2019 года.
В остальной части решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 8 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е.Соснин
Судьи О.В.Скворцова
О.В.Клюкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.