Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е,
судей Гринюк М.А. и Клюкиной О.В,
при секретаре Харченко Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Тарасенко Олега Вячеславовича Шилгалене Л.В. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 13 мая 2019 года, которым постановлено:
исковые требования Министерства обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации к Тарасенко Олегу Вячеславовичу, Тарасенко Ларисе Александровне, Тарасенко Андрею Олеговичу о признании прекратившими право пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения, сдаче жилого помещения, снятии с регистрационного учета удовлетворить частично;
признать Тарасенко Олега Вячеславовича, Тарасенко Ларису Александровну, Тарасенко Андрея Олеговича прекратившими право пользования жилым помещением по адресу: "адрес";
выселить Тарасенко Олега Вячеславовича из жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес";
обязать Тарасенко Олега Вячеславовича сдать жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", в установленном порядке по акту с передачей ключей от жилого помещения и соответствующих документов, закрытием лицевого счета в управляющей компании на квартиру ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (территориальное г. Йошкар-Ола);
данное решение является основанием для УМВД по г. Йошкар-Ола (Отдел по вопросам миграции) по снятию с регистрационного учета Тарасенко Олега Вячеславовича по адресу: "адрес";
в удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации к Тарасенко Ларисе Александровне, Тарасенко Андрею Олеговичу о выселении без предоставления другого жилого помещения, сдаче жилого помещения, снятии с регистрационного учета отказать;
взыскать с Тарасенко Олега Вячеславовича, Тарасенко Ларисы Александровны, Тарасенко Андрея Олеговича в доход муниципального образования городской округ "Город Йошкар-Ола" государственную пошлину в размере 300 руб. по 100 руб. с каждого;
в удовлетворении встречного искового заявления Тарасенко Олега Вячеславовича к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Клюкиной О.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центральное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации) обратилось в суд с иском к Тарасенко О.В, Тарасенко Л.А, Тарасенко А.О. о признании их прекратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", выселении из вышеуказанного жилого помещения и возложении обязанности сдать в установленном порядке спорное помещение по акту с передачей ключей и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру.
В обоснование иска указано, что Тарасенко О.В. совместно с членами семьи на время прохождения военной службы приобрел право на проживание в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес". Вышеуказанное жилое помещение включено в число служебных и закреплено за Министерством обороны Российской Федерации. 18 марта 1996 года Тарасенко О.В. уволен с военной службы за невыполнение военнослужащим условий контракта (пункт "Б" части 2 статьи 49 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 года N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе"), то есть не имеет больше связи с Министерствам обороны Российской Федерации, поэтому утратил право проживания в служебном помещении и обязан освободить его. По настоящее время ответчики незаконно удерживают и проживают в служебном жилом помещении, следовательно, он и члены его семьи Тарасенко Л.А. и Тарасенко А.О. подлежат выселению из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Тарасенко О.В. обратился в суд с встречным иском к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", в порядке приватизации. В обоснование иска указал, что спорная квартира была предоставлена ему на основании ордера от 28 апреля 1994 года "N" на состав семьи 2 человека: он и супруга Тарасенко Л.А. Договор найма служебного жилого помещения с ним не заключался, сведений о том, что квартира является служебной в Едином государственном реестре недвижимости не имеется. Считает, что условия его проживания подпадают под действие норм о социальном найме жилого помещения. Данное жилое помещение является его единственным жильем.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Тарасенко О.В. Шилгалене Л.В. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации отказать, удовлетворить встречные исковые требования Тарасенко О.В, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального и процессуального права. На дату распределения Тарасенко О.В. как военнослужащему квартиры (17 января 1994 года) квартира не имела статус служебного жилья, в число служебной (специализированной) жилой площади спорная квартира была внесена 13 апреля 1994 года. Судом не дана оценка тому обстоятельству, что спорная квартира не зарегистрирована в качестве служебной в органах государственной регистрации недвижимости, следовательно, данная квартира не приобрела статус служебной в соответствии с требованиями закона, в связи с чем служебной не является. Договор найма служебного жилого помещения между Министерством обороны Российской Федерации и Тарасенко О.В. не заключался. На протяжении 25 лет, в том числе 19 лет после увольнения с военной службы, Тарасенко О.В. проживает в спорной квартире, которая является его единственным жильем, добросовестно оплачивает коммунальные услуги, несет бремя ее содержания.
В возражениях на апелляционную жалобу ФГКУ "Центральное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации приводит доводы в поддержку решения суда, опровергает изложенные в жалобе обстоятельства.
Выслушав объяснения Тарасенко О.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ФГКУ "Центральное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Черкашиной К.И, возражавшей против удовлетворения жалобы, прокурора Назарова А.А, считавшего решение законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В силу части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с прохождением службы.
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Аналогичные положения содержались и в статьях 105, 107 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период предоставления спорного жилого помещения Тарасенко О.В. и членам его семьи.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - статья 13 Вводного закона) установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
В соответствии с пунктом 4 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР не подлежали выселению из служебного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения члены семьи военнослужащих.
Из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по ее применению следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, возникает у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, к моменту введения в действие Жилищного кодекса РФ (1 марта 2005 года). При этом случае к спорным правоотношениям положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР применяются и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете). Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, на него положения данной нормы не распространяются.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, с 1 августа 1987 года Тарасенко О.В. проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
На основании ордера от 28 апреля 1994 года "N", выданного КЭЧ войсковой части 32401,Тарасенко О.В. предоставлена квартира, по адресу: "адрес".
Согласно поквартирной карточке в квартире зарегистрирован Тарасенко О.В, Тарасенко Л.А. и Тарасенко А.О. снялись с регистрационного учета 22 октября 2012 года.
Брак между Тарасенко О.В. и Тарасенко Л.А. расторгнут, что подтверждается свидетельством о расторжении брака от 11 марта 2003 года, выданного Отделом ЗАГС г. Йошкар-Олы.
Из выписки из постановления главы администрации г. Йошкар-Олы от 13 апреля 1994 года "N" следует, что данная квартира признана служебной войсковой части 32401.
По сведениям ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации вышеуказанное жилое помещение является служебным и находится на их балансе.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 29452 от 18 марта 1996 года "N" Тарасенко О.В. уволен с военной службы по пункту "Б" части 2 статьи 49 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 года N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе" за невыполнение военнослужащим условий контракта.
Исходя из приведенного правового регулирования и фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что спорная квартира, имеющая статус служебного жилья, который до настоящего времени не изменен, была предоставлена военнослужащему Тарасенко О.В. на период его службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, Тарасенко О.В. прекратил трудовые отношения с Министерством обороны Российской Федерации, наличие которых являлось обязательным условием предоставления спорного жилого помещения, в связи с чем Тарасенко О.В, а также бывшие члены его семьи Тарасенко Л.А. и Тарасенко А.О. утратили право пользования спорным жилым помещением и подлежат выселению из него, и, как следствие, обоснованно удовлетворил первоначальный иск в отношении Тарасенко О.В. и отказал в удовлетворении его встречного иска.
Судебная коллегия отмечает, что Тарасенко О.В. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договорам социального найма, не состоит. С учетом указанного оснований полагать, что ответчик имеет право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договорам социального найма, и соответственно, является лицом, выселение которого из спорного служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в силу вышеприведенного положения статьи 13 Вводного закона недопустимо, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что занимаемое Тарасенко О.В. жилое помещение не зарегистрировано в качестве служебного в органах государственной регистрации недвижимости и поэтому оно не является служебным, являются несостоятельными.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42 утвержден Порядок отнесения помещения к специализированному жилищному фонду, в соответствии с пунктом 12 которого включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Доказательств того, что занимаемое истцом жилое помещение в установленном жилищным законодательством порядке исключено из категории специализированного жилищного фонда, материалы дела не содержат.
Отсутствие в ЕГРП записи о присвоении спорной квартире статуса служебного жилья не влияет на правильность выводов суда, поскольку законом не предусмотрена обязательная государственная регистрация решения о присвоении помещению статуса служебного.
Довод апелляционной жалобы о том, что Тарасенко О.В. длительное время проживает в спорном жилом помещении, производит оплату коммунальных услуг, правового значения для разрешения данного спора не имеет, поскольку, проживая в данной квартире, он вносит оплату за пользование жилым помещением и предоставленные коммунальные услуги.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что договор найма служебного жилого помещения с Тарасенко О.В. не заключался, не опровергает правильность выводов суда, поскольку из представленных в материалы дела документов усматривается, что жилое помещение ему предоставлено как служебное, на период службы.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которым правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства. Выводы суда основаны на всестороннем, объективном, полном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым судом дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, и оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 13 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Тарасенко Олега Вячеславовича Шилгалене Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи М.А. Гринюк
О.В. Клюкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.