Верховный Суд Республики Марий Эл в лице судьи Попова Г.В.,
при секретаре Кулагиной Т.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием:
представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Техно-Крафт" Полушина А.П,
представителя административного ответчика Министерства государственного имущества Республики Марий Малининой М.Н,
прокурора Полозовой Т.В.
административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью "Техно-Крафт" к Министерству государственного имущества Республики Марий Эл о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года N 19-нп, в части включения в него пункта N 8991 "Помещения позиции 3-9 здания 102 А бытового корпуса", кадастровый номер "... ", со дня его принятия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Техно-Крафт" (далее - ООО "Техно-Крафт", общество) подало в суд административный иск к Министерству государственного имущества Республики Марий Эл о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года N 19-нп, в части включения в него пункта N 8991 "Помещения позиции 3-9 здания 102 А бытового корпуса", кадастровый номер "... ", со дня его принятия (с учетом уточнения предмета требования). В обоснование административного иска было указано, что данное помещение является производственным, не обладает признаками объекта налогообложения, в нем находятся кабинеты, в которых размещается административно-управленческий аппарат общества. Включение данного помещения в вышеуказанный Перечень незаконно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
В судебных заседаниях представитель административного истца ООО "Техно-Крафт" Полушин А.П. (генеральный директор - протокол общего собрания учредителей "... ") административный иск поддержал, суду пояснил, что помещения не обладают признаками объекта налогообложения, являются производственными помещениями, вывод о фактическом использовании объекта недвижимости сделан не на основании осмотра, а лишь на основании технических документов. Данное помещение связано с основным производственным процессом в соседнем здании, через дорогу, в него есть надземный переход. Имеющаяся техническая документация не подтверждает наличие в нежилых помещениях офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. По одному лишь наименованию "нежилое помещение" административный ответчик был не вправе включать нежилые помещения в Перечень. В этих помещениях располагаются кабинет директора, приемная, кабинет бухгалтера, технические службы, раздевалка, электрический котел. Дом N "... " - это комплекс зданий бывшего Механического завода, состоящий из нескольких корпусов. Корпус 102 А - это бывшее административное здание Механического завода, в нем 4 этажа. 1-й этаж используют для производства мебельных изделий, на 2-ом этаже выпускают металлические изделия, на 3-ем этаже находятся помещения ООО "Техно-Крафт", про 4-й этаж пояснить не может. Здание 102 А существует как единый объект. Название "бытовой корпус" означает, что там находились бытовые службы (раздевалки, душевые, службы ИТР), наименование возникло на основе бухгалтерских книг Механического завода. Технического паспорта на все здание не имеется, есть техническая документация на каждое отдельное помещение. Помещения - это объекты вспомогательного назначения.
В письменных возражениях представитель административного ответчика Министерства государственного имущества Республики Марий Эл Мякишева Т.Г. (доверенность от "... ") возражала против удовлетворения административного иска, изложила правовую позицию по делу.
В судебных заседаниях от 10, 24 июля 2019 года Мякишева Т.Г. пояснила, что этот объект - здание бытового корпуса, если здание имеет назначение административное бытовое, то все помещения в этом здании подлежат включению в Перечень. В помещении согласно техническому паспорту имеется 6 кабинетов, кабинеты были отнесены к офисам, до 1 ноября административный истец возражения в министерство не направил, обратился позднее. Министерство исходило из того, что в помещении находится 6 кабинетов, которые могут использоваться как офисы. Поскольку министерством фактически помещение не осматривалось, вывод сделан из технической документации. В ходе последующего обследования бытовое обслуживание не подтвердилось. На здание нет технического паспорта. Реализация продукции происходит в спорных помещениях, там заключаются договоры, то есть, это офисы. Общество может сдать кабинеты в аренду для осуществления бытовых услуг.
В судебном заседании представитель административного ответчика Министерства государственного имущества Республики Марий Эл Малинина М.Н. (доверенность "... ") с административным иском не согласилась, суду пояснила, что нежилое помещение - это самостоятельный вид имущества, в договоре аренды прописано, что это административное здание, нежилое помещение находится в объекте бытового обслуживания. До 1 ноября истец не заявился с требованием об обследовании, обратился позднее, поэтому фактически обследование не проводилось, однозначно не был установлен факт, что помещения используются под размещение персонала.
Представители заинтересованных лиц Управления Росреестра по Республике Марий Эл, Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации ГО "Город Йошкар-Ола" в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены.
Выслушав лиц, участвующих в административном деле, заслушав заключение прокурора Полозовой Т.В, полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Положением о Министерстве государственного имущества Республики Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 5 февраля 2018 года N 39, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами определяет перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения, расположенных на территории Республики Марий Эл.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 августа 2017 года N 325 "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, о внесении изменения в постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 января 2014 года N 29 и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Марий Эл" на Министерство государственного имущества Республики Марий Эл возложены полномочия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим постановлением; по определению перечня зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; по созданию межведомственной комиссии по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (пункт 2).
Указом Президента Республики Марий Эл от 10 ноября 2010 года N 237 определено, что официальными источниками опубликования правовых актов Республики Марий Эл являются: периодическое печатное издание "Марийская правда. Официальный еженедельник"; периодическое печатное издание "Марий Эл. Официальный документым савыктыше газет"; официальный интернет-портал Республики Марий Эл (марийэл.рф); "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года N 19-нп, опубликованным 28 декабря 2018 года на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (www.mari-el.gov.ru), определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее - Перечень).
С учетом вышеприведенного правового регулирования приказ Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года N 19-нп издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, правил введения в действие и опубликования.
В Перечень включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером "... ": помещение позиции 3-9 здания 102 А бытового корпуса, расположенное по адресу: "... "
Данный объект принадлежит административному истцу на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 10 июля 2019 года.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении признаваемых объектами налогообложения административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (подпункт 1); в отношении нежилых помещений, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
Пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона Республики Марий Эл от 27 октября 2011 года N 59-З "О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл" установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, либо предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с частью 9 статьи 213, частью 2 статьи 62 КАС РФ административный ответчик обязан доказать законность включения принадлежащего административному истцу здания в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 10 июля 2019 года следует, что помещения позиции 3-9 здания 102 А бытового корпуса имеют назначение: нежилое помещение.
Из технического паспорта на эти помещения следует, что в нежилых помещениях: Помещение позиции 3-9 здания 102 А бытового корпуса общей площадью 105,1000 кв.м, согласно номерам на поэтажном плане располагаются: 3 служебное (кабинет) 17,1 кв.м, 4 служебное (кабинет) 16,9 кв.м, 5 тамбур 1,2 кв.м, 6 служебное (кабинет) 16,7 кв.м, 7 служебное (кабинет) 18,1 кв.м, 8 служебное (кабинет) 17,5 кв.м, 9 служебное (кабинет) 17,6 кв. м. Назначение помещений - конторское.
Таким образом, исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости и технической документации, не подтверждается наличие в данных помещениях офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как указывалось административным ответчиком при первоначальном рассмотрении административного дела, обоснованность включения спорного объекта в Перечень обусловлена сведениями из ЕГРЮЛ, согласно которым коды видов экономической деятельности административного истца (торговля оптовая прочими машинами, приборами, аппаратурой и оборудованием общепромышленного и специального назначения; дополнительным видом деятельности является: торговля оптовая неспециализированная, аренда и лизинг прочих машин и оборудования научного и промышленного назначения) определяют возможность фактического использования помещения.
Между тем, коды ОКВЭД с достоверностью не подтверждают использование более 20% площади помещения для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания.
Сведения Единого государственного реестра недвижимости содержат лишь назначение помещения: "нежилое", сведений о том, что помещение имеет назначение, разрешенное использование или наименование, предусматривающие размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, не имеется.
Как следует из письма Производственного участка по г. Йошкар-Ола Отделения по Республике Марий Эл Волго-Вятского филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 30 июля 2019 года N 12/644, в архиве данного производственного участка отсутствует технический паспорт на здание 102 А бытового корпуса, расположенного по адресу: "... "
Как следует из письма Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Марий Эл от 1 августа 2019 года N 02-2264/19, в ЕГРН содержатся актуальные сведения о здании с кадастровым номером "... " со следующими характеристиками: адрес: "... " наименование - "здание 102 А бытового корпуса", площадь - 105,1 кв.м, назначение здания - нежилое, связь с кадастровыми номерами отсутствует.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 12 июля 2019 года следует, что земельный участок с кадастровым номером "... " площадью 8067 кв.м, относится к категории земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: для размещения административного здания.
Данный вид разрешенного использования однозначно не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В связи с этим содержание вида разрешенного использования земельного участка должно быть установлено с учетом фактического использования объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.
Для признания здания торговым центром в порядке статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участкая, на котором расположено здание, должен прямо предусматривать размещение именно торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а не иных схожих по назначению объектов.
Доводы административного ответчика о том, что для отнесения объекта к категории объектов, подпадающих под Перечень, достаточно указания наименования здания, в котором расположены помещения, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Сведения технического учета не отражают такие обязательные признаки, установленные налоговым законодательством, как наличие приемных помещений, комнат для проведения встреч, офисное оборудование. Наименование здания со спорными помещениями как административное, наличие в нем кабинетов недостаточно для отнесения их к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.
Из акта обследования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения по определению вида фактического использования от 24 июля 2019 года, составленного в ходе рассмотрения настоящего административного дела, следует, что объект обследования используется в целях размещения помещений для технического персонала и основного производства. Таким образом, содержание данного акта не свидетельствует о том, что здание и помещения в нем используются в качестве офисов и (или) объектов общественного питания.
Напротив, в разделе 5 данного акта указано, что фактически помещения позиции 3-9 здания 102 А бытового корпуса используются под техническое помещение - котельную, кабинет (приемную), кабинеты.
То обстоятельство, что заявление ООО "Техно-Крафт" об определении вида фактического использования принадлежащих ему нежилых помещений в целях исключения их из списка объектов недвижимого имущества, подлежащих включению в Перечень на очередной налоговый период, поступило позднее установленного срока (до 1 ноября текущего налогового периода), а именно 19 ноября 2018 года, не имеет отношения к существу рассматриваемого административного дела, поскольку в любом случае административный ответчик должен был проверить, соответствуют ли статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации спорные помещения.
При таких обстоятельствах включение вышеуказанных помещений в Перечень лишь по критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, без установления характера фактического использования здания, является преждевременным.
Как пояснил представитель административного истца ООО "Техно-Крафт" Полушин А.П, здание 102 А бытового корпуса - это бывшее административное здание Механического завода, в нем 4 этажа: 1-й этаж используют для производства мебельных изделий, на 2-ом этаже выпускают металлические изделия, на 3-ем этаже находятся помещения ООО "Техно-Крафт", про 4-й этаж пояснить не может; здание 102 А существует как единый объект.
Данное утверждение стороной административного ответчика не опровергнуто, доказательств того, что данное здание (не менее 20% его общей площади) предназначено или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, не представлено.
С учетом вышеизложенного суд приходит к итоговому выводу об удовлетворении административного иска.
Определяя момент, с которого оспариваемый в части нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и принимая во внимание, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2019 год), суд приходит к убеждению о том, что в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца приказ в оспариваемой части подлежит признанию недействующим со дня его принятия.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о настоящем решении суда подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск общества с ограниченной ответственностью "Техно-Крафт" удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденный приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года N 19-нп, в части включения в него пункта N 8991 "Помещения позиции 3-9 здания 102 А бытового корпуса", кадастровый номер "... ", со дня его принятия.
Сообщение о настоящем решении подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Г.В. Попов
Мотивированное решение изготовлено 8 августа 2019 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.