Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Быстрова О.В.
судей Ситьковой О.Н, Безгиновой Л.А.
при секретаре Ахтырской С.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истцов Бочеварова Е.В, Приходько Ю.В. - Поповой Л.В. на решение Георгиевского суда Ставропольского края от 16 мая 2019 года по гражданскому делу по иску ФИО1, ФИО2 к ФИО3 об исключении из наследственной массы супружеской доли на недвижимое имущество и признании права общей долевой собственности в порядке наследования,
заслушав доклад судьи Ситьковой О.Н,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском, впоследствии уточненным, к ФИО3, в котором просили исключить из наследственной массы супружескую долю ФИО3 на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", признать за ФИО1 и ФИО2 право собственности по 1/3 доли в указанной квартире каждому в порядке наследования.
В обоснование иска указано, что истцы ФИО2 и ФИО1 являются детьми ФИО8, умершего ДД.ММ.ГГГГ. После его смерти открылось наследство, в том числе и на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", которая ДД.ММ.ГГГГ была приобретена ФИО8 на его личные денежные средства, полученные от продажи квартиры, расположенной по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, "адрес", мкр. 8а, "адрес" кв. ДД.ММ.ГГГГ000 рублей. Таким образом, по мнению истцов, спорная квартира не может являться совместно нажитым имуществом с ФИО3 Ответчик ФИО3, являясь супругой ФИО1, после смерти супруга обратилась к нотариусу с заявлением о вступлении в наследство, получив супружескую долю, в связи с чем, доли истцов существенно уменьшились, что привело к нарушению их прав и законных интересов.
Решением Георгиевского городского "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель истцов ФИО1, ФИО2 - ФИО7 просит решение суда отменить по основаниям недоказанности и несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права. Суд не дал оценки тому обстоятельству, что спорная квартира была приобретена за счет личных сбережений ФИО8, полученных им от продажи квартиры в "адрес", не принял во внимание отсутствие доказательств со стороны ответчика, свидетельствующих о том, что на момент приобретения спорной квартиры у нее имелись личные сбережения.
В судебном заседании представитель истцов поддержала доводы апелляционной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, причины неявки суду не известны, что в силу ст.167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив по ним законность и обоснованность решения суда с оценкой имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 256 Гражданского кодекса РФ, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества. Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также полученное одним из супругов во время брака в дар или в порядке наследования, является его собственностью.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 34 СК РФ к имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
В силу п. 1 ст. 36 СК РФ имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака", не является общим совместным имущество, приобретенное хотя и во время брака, но на личные средства одного из супругов, принадлежавшие ему до вступления в брак, полученное в дар или в порядке наследования, а также вещи индивидуального пользования, за исключением драгоценностей и других предметов роскоши (ст. 36 СК РФ).
Из приведенных выше положений следует, что юридически значимым обстоятельством при решении вопроса об отнесении имущества к общей собственности супругов является то, на какие средства (личные, общие) и по каким сделкам (возмездным или безвозмездным) приобреталось имущество одним из супругов во время брака. Имущество, приобретенное одним из супругов в браке по безвозмездным гражданско-правовым сделкам (например, в порядке наследования, дарения, приватизации), не является общим имуществом супругов. Приобретение имущества в период брака, но на средства, принадлежавшие одному из супругов лично, также исключает такое имущество из режима общей совместной собственности.
Материалами дела подтверждается, что супруги ФИО8 и ФИО11 (Кубло) Т.П. вступили в зарегистрированный брак ДД.ММ.ГГГГ.
После смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 открылось наследство в виде квартиры по адресу: "адрес", а также иного имущества. Наследниками по закону являются супруга ФИО3, сын ФИО1, дочь ФИО2
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 нотариусом выдано свидетельство о праве собственности на 1\2 супружескую долю в праве на спорную квартиру.
Как следует из материалов дела квартира по адресу "адрес" принадлежала ФИО8 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, приобретена за 640000 рублей (запись регистрации права ДД.ММ.ГГГГ).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что спорная квартира является совместно нажитым имуществом ФИО3 и наследодателя ФИО8, приобретена ими в зарегистрированном браке, в связи с чем ФИО3 по закону принадлежит супружеская доля в наследственном имуществе.
Доводы истцов о том, что спорная квартира приобретена за личные средства наследодателя, вырученные от продажи ДД.ММ.ГГГГ другой квартиры по адресу: Ханты-мансийский автономный округ - Югра, "адрес", мкр. 8а, "адрес" кв. ДД.ММ.ГГГГ000 рублей, проверялись в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой соглашается судебная коллегия.
Суд верно указал, что представленные в материалы дела банковские справки о том, что ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ снял со счета поступившие по сделке от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в размере 1200000 рублей, сами по себе не свидетельствуют о том, что спорная квартира приобретена на личные средства ФИО8 и не является совместным имуществом супругов.
Из дела видно, что спорная квартира приобретена ДД.ММ.ГГГГ в период брака ФИО11 и с письменного согласия супруги от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.52). Сведений о том, что расчет произведен из личных средств супруга ФИО8 в договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ не содержится. Не свидетельствуют об этом и расписки ФИО8, написанные им по факту совершения указанной сделки. Других доказательств ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции представлено не было.
Вместе с тем, из пункта 1 статьи 1112 Гражданского кодекса РФ следует, что в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу статьи 1150 Гражданского кодекса РФ принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными данным кодексом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", в состав наследства, открывшегося со смертью наследодателя, состоявшего в браке, включается его имущество (пункт 2 статьи 256 Гражданского кодекса РФ, статья 36 Семейного кодекса РФ), а также его доля в имуществе супругов, нажитом ими во время брака, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства, если брачным договором не установлено иное (пункт 1 статьи 256 Гражданского кодекса РФ, статьи 33, 34 Семейного кодекса РФ).
Положениями статьи 34 Семейного кодекса РФ и статьи 256 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что совместная собственность супругов возникает в силу прямого указания закона.
Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное (пункт 1 статьи 33 Семейного кодекса РФ).
К общему имуществу супругов согласно пункту 2 статьи 34 Семейного кодекса РФ относятся в том числе приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи (жилые и нежилые строения и помещения, земельные участки, автотранспортные средства, мебель, бытовая техника и т.п.); любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО8 и ФИО3 состояли в зарегистрированном браке и на момент смерти ФИО8 брак между сторонами не расторгался, спор относительно имущества отсутствовал.
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности отнесения спорного имущества к совместно нажитому имуществу супругов повторяют позицию истцов, изложенную при рассмотрении иска в суде первой инстанции, в связи с чем, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как не опровергают вышеизложенных выводов суда, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Другие доводы апелляционной жалобы на решение суда основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, и не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой обязательную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, суд учел все обстоятельства дела, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене состоявшегося по делу решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 16 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.