Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Шеховцовой Э.А.,
судей Строчкиной Е.А. и Шишовой В.Ю.
при секретаре судебного заседания Пика А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 августа 2019 года
административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Пятигорска Ставропольского края Кондакова Е.М.
на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 24 мая 2019 года
по административному исковому заявлению прокурора города Пятигорска Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Пятигорска Ставропольского края об оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии мер к направлению в территориальный орган Росреестра подготовленных в электронной форме текстовых и графических описаний местоположения территориальных зон муниципального образования города-курорта Пятигорска, зон с особыми условиями использования территории, перечня координат характерных точек границ таких зон, установленных Правилами землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска,
заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.
установила:
Прокурор города Пятигорска Ставропольского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Пятигорска Ставропольского края об оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии мер к направлению в территориальный орган Росреестра подготовленных в электронной форме текстовых и графических описаний местоположения территориальных зон муниципального образования города-курорта Пятигорска, зон с особыми условиями использования территории, перечня координат характерных точек границ таких зон, установленных Правилами землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска.
В обоснование требований указано, что прокуратурой города Пятигорска проведена проверка исполнения законодательства о защите прав инвесторов на территории муниципального образования города-курорта Пятигорска, в ходе которой установлено, что решением Думы города Пятигорска от 12 ноября 2014 г. утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска.
Решением Думы города Пятигорска от 27 сентября 2018 г. N 28-28-РД "О внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования города Пятигорска" внесены изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска.
На момент принятия правил землепользования и застройки и до 01 января 2017 г. действовали положения Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в том числе ч. 6 ст. 15, согласно которой органы местного самоуправления в течение шести месяцев с даты принятия правил землепользования застройки направляют в орган кадастрового учета документы, в том числе карту (план) объекта землеустройства. При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.
До настоящего времени, вследствие ненадлежащего исполнения полномочий администрацией города Пятигорска, в нарушение требований статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221 ФЗ, статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ, сведения о территориальных зонах муниципального образования г. Пятигорска в Единый государственный реестр недвижимости не внесены, в том числе определенные решением Думы города Пятигорска от 27 сентября 2018 г. N 28-28-РД, что создает предпосылки к незаконному формированию земельных участков, виды разрешенного использования которых не предусмотрены в местах их фактического нахождения.
Полагает, что непринятие администрацией города Пятигорска мер к внесению сведений о территориальных зонах Правил землепользования и застройки в Единый государственный реестр недвижимости, влечет нарушение прав предпринимателей и коммерческих организаций, намеревающихся осуществить вложение средств в строительство на территории муниципального образования города-курорта Пятигорска коммерческих и промышленных объектов, может повлечь незаконную застройку территории городских лесов и иных территориальных зон г. Пятигорска объектами, не предусмотренными соответствующими градостроительными регламентами, формирование земельных участков в границах мест общего пользования, в том числе в границах пешеходных зон, автомобильных проездов, аллей, парков.
Прокурор города Пятигорска просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования города-курорта Пятигорска, выразившееся в непринятии мер к направлению в территориальный орган Росреестра подготовленных в электронной форме текстовых и графических описаний местоположения территориальных зон муниципального образования города-курорта Пятигорска, зон с особыми условиями использования территории, перечня координат характерных точек границ таких зон, установленных Правилами землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска, в том числе в редакции решения Думы города Пятигорска от 27 сентября 2018 г. N 28-28-РД "О внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска", а также обязать администрацию города Пятигорска в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в территориальный орган Росреестра подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения территориальных зон муниципального образования города-курорта Пятигорска, зон с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ таких зон, установленных Правилами землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска, в том числе в редакции решения Думы города Пятигорска от 27 сентября 2018 года N 28-28-РД "О внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска".
Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 24 мая 2019 года административное исковое заявление прокурора города Пятигорска Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Пятигорска Ставропольского края удовлетворено.
Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования города-курорта Пятигорска, выразившееся в непринятии мер к направлению в территориальный орган Росреестра подготовленных в электронной форме текстовых и графических описаний местоположения территориальных зон муниципального образования города-курорта Пятигорска, зон с особыми условиями использования территории, перечня координат характерных точек границ таких зон, установленных Правилами землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска, в том числе в редакции решения Думы города Пятигорска от 27 сентября 2018 г. N 28-28-РД "О внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска".
На администрацию города Пятигорска возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в территориальный орган Росреестра подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения территориальных зон муниципального образования города-курорта Пятигорска, зон с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ таких зон, установленных Правилами землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска, в том числе в редакции решения Думы города Пятигорска от 27 сентября 2018 г. N 28-28-РД "О внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования города- курорта Пятигорска".
В апелляционной жалобе представитель администрации города Пятигорска Ставропольского края Кондаков Е.М. считает, что решение суда не основано на всестороннем, полном и объективном исследовании доказательство в их совокупности, противоречит фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам и действующему законодательству.
Согласно пунктам 2,3 статьи 7 Федерального закона от 31 декабря 2017 г. N 507-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный в Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ" органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществившими подготовку и утверждение документов территориального планирования и правил землепользования и застройки до дня вступления в силу данного Федерального закона, должны быть подготовлены сведения о границах населенных пунктов, о границах территориальных зон в соответствии со статьями 19, 23 и 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации до 1 июня 2020 г. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, утвердившие документы территориального планирования, которыми устанавливаются или изменяются границы населенных пунктов (в том числе вновь образованных), правила землепользования и застройки, обязаны направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документы, необходимые для внесения сведений соответственно о границах населенных пунктов, территориальных зон в Единый государственный реестр недвижимости, в целях обеспечения внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости в срок не позднее 1 января 2021 г.
В связи с этим считает, что органом местного самоуправления мероприятия по направлению в территориальный орган Росреестра подготовленных электронной форме текстовых и графических описаний местоположения территориальных зон муниципального образования города-курорта Пятигор зон с особыми условиями территорий, перечня координат характерных точек границ таких зон, установленных Правилами землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска от 27 сентября 2018 г. N 28-28-РД "О внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска" будут направлены в установленные законом сроки.
Указывает, что в нарушение требований статьи 39 КАС РФ прокурором не представлено доказательств, что все предприниматели города Пятигорска и административный аппарат коммерческих организаций, в интересах которых прокурором подано заявление, по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд.
Просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований прокурора.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Представители администрации города Пятигорска, Управления Росреестра по Ставропольскому краю, прокуратуры города Пятигорска, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания судом апелляционной инстанции, что подтверждается сведениями по отслеживанию почтовой корреспонденции, в судебное заседание не явились.
Сведений об уважительности причин неявки не сообщили и не просили об отложении дела слушанием.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора Ставропольской краевой прокуратуры Колячкиной И.В, считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены вынесенного по делу решения суда в связи со следующим.
В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой города Пятигорска проведена проверка исполнения администрацией города Пятигорска соблюдения требований законодательства о защите прав инвесторов на территории муниципального образования города-курорта Пятигорска, в том числе в части направления органом местного самоуправления в уполномоченный орган правил землепользования и застройки с целью межведомственного взаимодействия.
В результате указанной прокурорской проверки установлено, что решением Думы города Пятигорска от 12 ноября 2014 г. утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования города- курорта Пятигорска, в которые в соответствии с требованиями федерального законодательства решением Думы города Пятигорска от 27 сентября 2018 г. N 28-28-РД внесены изменения.
С 01 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
До 01 января 2017 г. действовали положения Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно части 6 статьи 15 которого органы местного самоуправления в течение шести месяцев с даты принятия правил землепользования застройки направляют в орган кадастрового учета документы, в том числе карту (план) объекта землеустройства. При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа.
Пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о регистрации на органы местного самоуправления также возложена обязанность направлять в орган регистрации прав документы для внесения сведений в ЕГРН, в случае принятия ими решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки либо внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.
В соответствии с частью 18.1 этой же статьи Закона о регистрации обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон.
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2015 г. N 1532 утверждены Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 1532 в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон, орган местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, в том числе сведения об установлении и изменении границ территориальных зон, количестве территориальных зон, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, а также о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах территориальных зон.
Согласно пункту 33 Правил N 1532 при информационном взаимодействии документы, в том числе карта (план) объекта землеустройства, предоставляются в виде электронных документов в формате XML с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. При отсутствии технической возможности использовать информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" документы предоставляются на электронных носителях.
В нарушение вышеуказанных требований администрацией города Пятигорска сведения в электронной форме текстовых и графических описаний местоположения территориальных зон муниципального образования города-курорта Пятигорска, зон с особыми условиями использования территории, перечня координат характерных точек границ таких зон, установленных Правилами землепользования и застройки об оспаривании бездействия, в территориальный орган Росреестра не направлены.
Данный факт административным ответчиком не оспаривается.
Обращаясь в суд с указанным заявлением, прокурор города Пятигорска указал, что не предоставление вышеназванных сведений в Управление Росреестра по Ставропольскому краю в соответствии с установленными требованиями к содержанию и формату документов нарушает права неопределенного круга лиц ввиду увеличения сроков осуществления государственного кадастрового учета из-за необходимости запроса необходимой информации по каждому объекту отдельно, а также прав предпринимателей и коммерческих организаций, намеревающихся осуществить вложение средств в строительство на территории муниципального образования города-курорта Пятигорска коммерческих и промышленных объектов, что может повлечь незаконную застройку территории городских лесов и иных территориальных зон города Пятигорска объектами, не предусмотренными соответствующими градостроительными регламентами, формирование земельных участков в границах мест общего пользования, в том числе в границах пешеходных зон, автомобильных проездов, аллей, парков.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что из вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы для внесения сведений в ЕГРН, в случае принятия ими решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки либо внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.
Неисполнение администрацией города Пятигорска требований федерального законодательства, регламентирующего порядок и процедуру направления в регистрирующий орган документов для внесения сведений в ЕГРН, нарушает права неопределенного круга лиц, а потому доводы апелляционной жалобы о неправомерности обращения в суд прокурора города Пятигорска в защиту неопределенного круга лиц представляется судебной коллегии несостоятельным.
Принимая во внимание, что факт не исполнения администрацией города Пятигорска требований федерального законодательства, касающихся подготовки в электронной форме текстовых и графических описаний местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, перечня координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Правовых оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 24 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации города Пятигорска Ставропольского края Кондакова Е.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.