Президиум Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Козлова О.А,
членов президиума: Бурухиной М.Н, Переверзевой В.А, Савина А.Н, Кудрявцевой А.В, Песоцкого В.В,
секретаря судебного заседания Ениной С.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Черняк М.В. к администрации города Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о признании незаконным решения об исключении молодой семьи из списка молодых семей для участия в программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе",
направленное в президиум определением судьи краевого суда Калоевой З.А. от 26.07.2019 по кассационной жалобе Черняк М.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 05.02.2019,
заслушав доклад судьи Савина А.Н,
установил:
Черняк М.В. обратился в суд с данным иском, указав, что на основании постановления главы города Ставрополя от 30.06.2009 N "... " его семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в программу обеспечения жильем молодых семей в городе Ставрополе, из которой была исключена постановление главы города Ставрополя от 26.04.2018 N "... ", о чем ему стало известно из уведомления Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя от 27.04.2018 N "... ", в котором в качестве основания для исключения из программы ответчик сослался на п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), с чем он не согласен.
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 15.10.2018 исковые требования Черняк М.В. удовлетворены частично:
признаны незаконными и отменены постановление главы города Ставрополя от 26.04.2018 N "... " "О внесении изменения в приложение к постановлению главы г. Ставрополя от 30.06.2009 N "... " "О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009" и решение Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, выраженное в уведомлении от 27.04.2018 N "... ";
на администрацию города Ставрополя возложена обязанность восстановить семью Черняк, состоящую из 4-х человек: Черняк М.В, 1983 г/р, его супруги Черняк И.Ю, 1984 г/р, сына Черняк А.М, 2008 г/р, и дочери Черняк Д.М, 2016 г/р, в списке граждан, состоящих на учете в администрации города Ставрополя в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009" с даты подачи заявления в администрацию города Ставрополя с 2009;
в удовлетворения требование о возложении на администрацию города Ставрополя обязанности направить сведения об указанной семье в Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края для формирования сводных списков отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 05.02.2019 данное решение районного суда от 15.10.2018 отменено в части удовлетворенных исковых требований Черняк М.В. и принято в отмененной части новое решение, которым в удовлетворении указанных требований отказано. Это же решение в остальной части оставлено без изменения.
Черняк М.В. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права постановления суда апелляционной инстанции.
По кассационной жалобе дело истребовано в краевой суд и передано для рассмотрения по существу в президиум краевого суда.
Администрация города Ставрополя и Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, в связи с чем в соответствии со ст. 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствии их представителей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав Черняк И.Ю, Черняк М.В. и его представителя Кузнецова С.В, поддержавших кассационную жалобу, президиум краевого суда находит, что имеются основания для отмены апелляционного определения и направления дела на новое рассмотрение.
В соответствии с требованиями ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 17.09.2001 N "... " утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 N "... " утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010.
Пунктом 5 названных Правил установлено, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 данных правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Применительно к данным Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п. 6).
Согласно п. 8 указанных Правил право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета предоставляется молодой семье только один раз.
Пунктом 18 названных Правил определены основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, которыми являются:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 данных правил;
б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, субъектами - участниками названной целевой программы могут быть только молодые семьи, поэтому при решении вопроса о признании молодой семьи участницей данной программы необходимым условием является установление факта реализации конкретной молодой семьей своего права на улучшение жилищных условий путем получения государственной поддержки.
Пунктом 15 Правил установлен перечень документов, которые молодая семья должна подать в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства для участия в подпрограмме: а) заявление по форме согласно приложению N 2 в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); б) документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи; в) свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется); г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 01.01.2006; д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома - кредитный договор (договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом); е) выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета.
В соответствии с п. 38 Правил для получения свидетельства молодая семья - претендент на получение социальной выплаты направляет в орган местного самоуправления по месту своего постоянного жительства заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и документы, указанные в подпунктах "б" - "е" п. 15 указанных Правил.
Орган местного самоуправления организует работу по проверке содержащихся в этих документах сведений.
Основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, а также недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
Аналогичные нормы содержат Правила Предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, которая является продолжением программы на 2002-2010 годы.
Таким образом, лица, участвовавшие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслом и целями подпрограммы, принципом преемственности, становятся участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, а также на 2015-2020 годы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 N 466 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2015 - 2020 годы" п. 7 указанных Правил дополнен абзацем, согласно которому при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Исходя из п. 6, абз. 2 п. 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, уровень обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения для признания нуждающейся в жилом помещении должен быть определен исходя из размера общей площади жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, или жилых помещений принадлежащих им на праве собственности.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Черняк М.В. и Черняк И.Ю. состоят в зарегистрированном браке с 07.06.2008, приходятся родителями Черняк А.М, 18.11.2008 г/р, Черняк Д.С, 08.01.2016 г/р.
03.08.2009 Черняк М.В. и Черняк И.Ю. подали в администрацию города Ставрополя заявление о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы молодую семью в составе 3 человек.
На момент обращения с указанным заявлением Черняк проживали по адресу: "... ".
Постановление администрации г. Ставрополя N "... " от 19.08.2009 Черняк М.В. с составом семьи 3 человека признан участником муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на период 2009".
Черняк М.В. уведомлен заведующей отделом жилищного управления администрации г. Ставрополя о том, что на основании представленных документов и заявления от 03.08.2009 его семья из 3 человек является участницей муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы".
На основании обращения Черняк М.В, постановлением администрации г. Ставрополя N "... " от 15.03.2017 "О внесении изменений в состав молодой семьи, признанной участником муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009" в состав семьи Черняк М.В. признанной участником муниципальной целевой программы включена дочь Черняк Д.М, 2016 г/р.
27.02.2018 в адрес Черняк М.В. и Черняк И.Ю. заместителем руководителя Комитета по управлению муниципальным имуществом направлено уведомление о необходимости предоставления документов для включения в список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в 2019.
02.04.2018 Черняк М.В. обратился с заявлением к главе города Ставрополя с просьбой включить в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 года, мероприятии "Обеспечение жильем в молодых семей в Ставропольском крае" подпрограммы "Жилище" государственной программы Ставропольского края "Развитие градостроительства, строительства и архитектуры" и муниципальной программы "Обеспечение жильем населения города Ставрополя", изъявивших желание получить социальную выплату в 2019.
26.04.2018 постановлением администрации города Ставрополя N 742 внесены изменения к постановлению главы города Ставрополя от 30.06.2009 N 2035 "О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009", а именно исключен п. 11 на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
27.04.2018 Черняк М.В. уведомлен об исключении его семьи из нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечении жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009". В качестве основания к этому указано на не предоставление копий финансовых счетов, выписок из домовых книг (поквартирных карточек, похозяйственных книг", документов подтверждающих право пользование жилыми помещениями, свидетельств о государственной регистрации права собственности на жилые помещения, в которых проживал Черняк М.В. в период с 15.07.2000 по 27.06.2006 по адресу: "... ", и в период с 05.06.2006 по 03.12.2008 по адресу: "... ". А также указано на не предоставление документа подтверждающего право пользования квартирой N 123 по ул. "... " на момент подачи заявления 25.05.2009. По мнению ответчиков, отсутствие данных документов не позволяло установить, являлась ли семья Черняк М.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий за 5 лет, предшествовавших дате подачи заявления, а также определит уровень обеспеченности членов семьи Черняк М.В. общей площади жилого помещения, исходя из суммарной площади всех жилых помещений принадлежащих членам семьи.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции, применив положения ст.ст. 51, 52, 56 ЖК РФ, исходил из того, что на момент принятия решения о включении молодой семьи в программу "Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на период 2009" семья Черняк отвечала предъявляемым требованиям для включения их в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты и вправе была рассчитывать на получение такой социальной выплаты. Исключение семьи Черняк из списков молодых семей - участников указанной программы спустя более чем 9 лет после подачи заявления о включении в состав участников этих программ, в связи с тем, что заявителем не представлены документы, - не основано на законе. В связи с чем, пришел к выводу о том, что у администрации города Ставрополя не имелось оснований для исключения семьи Черняк М.В. из списка нуждающихся в жилом помещении.
Суд апелляционной инстанции, приобщив в качестве новых доказательств документы, отсутствие которых в материалах учетного дела Черняк М.В. послужило основанием для снятия органом местного самоуправления семьи Черняк с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установив обстоятельства проживания и регистрации Черняк М.В. в период с 15.07.2000 по 27.06.2006 по адресу: "... " в жилом доме общей площадью 72,3 кв.м, и в период с 05.06.2006 по 03.12.2008 по адресу: "... " общей площадью 38,5 кв.м, не согласился с выводами суда в части удовлетворенных исковых требований Черняк.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что действия Черняк М.В. по снятию с регистрационного учета по месту жительства в квартире, расположенной по адресу: "... ", в которой он как член семьи собственника был обеспечен общей площадью жилого помещения в размере более 12 квадратных метров, а также его добровольный отказ от права пользования указанным жилым помещением, привели к искусственному созданию нуждаемости в жилье и к ухудшению им своих жилищных условий, что в силу ст. 53 ЖК РФ исключало возможность признания семьи Черняк М.В. нуждающейся в жилом помещении в течение 5 лет со дня совершения указанных действий, а, следовательно, и реализации им права на признание нуждающимся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009".
Данные выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, постановлены с нарушением норм процессуального права.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При этом применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2007 N 258-О-О).
В этой ситуации решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные Черняк М.В, умышленными, и является ли это препятствием для признания его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, требовало оценки фактических обстоятельств дела.
Судом установлено, что Черняк М.В. и Черняк И.Ю. состоят в зарегистрированном браке с 07.06.2008.
Согласно домовой книге по адресу: "... ", зарегистрированы и проживают, в том числе: супруга Черняк И.Ю. с 21.06.2000, Черняк М.В. с 03.12.2008, Черняк А.М. с 08.04.2009.
Вместе с тем, признавая действия Черняк М.В. по снятию с регистрационного учета в г. Ставрополе по адресу: "... " и регистрации по вышеуказанному адресу как преднамеренное ухудшение жилищных условий, суд апелляционной инстанции данные обстоятельства не учел, при том, что семья, предполагает совместное проживание супругов и их детей.
В силу ст. 38 Конституции Российской Федерации семья материнство и детство, находятся под защитой государства.
Согласно ст. 31 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) каждый из супругов свободен в выборе мест пребывания и жительства. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.
Из приведенных норм семейного законодательства прямо следует, что семья имеет право на совместное проживание, ведение общего хозяйства и совместное воспитание детей, что обусловливает отношения по совместному использованию жилья.
При таком положении Черняк М.В. вправе был выбрать местом своего проживания квартиру, в которой проживают и зарегистрированы его супруга и дети. Само по себе вселение к ним в квартиру не может рассматриваться как намеренные действия по ухудшению жилищных условий, поскольку изменение семейного положения явилось причиной такого вселения и оно направлено на реализацию права на совместное проживание с членами своей семьи.
При этом, в случае вселения супруги и несовершеннолетнего ребенка истца в квартиру, расположенную по адресу: "... ", общей площадью 38,50 кв.м. на каждого зарегистрированного в ней приходилось бы также менее 12 кв. кв.м.
Таким образом, вопреки требованиям ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, выводы суда апелляционной инстанции противоречат установленным обстоятельствам, которым не дана соответствующая правовая оценка.
Допущенные судом апелляционной инстанции, проверявшим законность определения суда первой инстанции, нарушения норм материального и процессуального права представляются существенными по смыслу ст. 387 ГПК РФ, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены апелляционного определения.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), вследствие чего, а также с учетом необходимости соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 ГПК РФ), апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 05.02.2019 подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
Руководствуясь ст. ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, президиум Ставропольского краевого суда
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 05.02.2019 отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Председательствующий О.А. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.