Обоснование к проекту Федерального закона
"О радиоконтроле"
Федеральным законом от 30 марта 1995 года N 37-ФЗ ратифицированы Устав и Конвенция Международного союза электросвязи. Российская Федерация, являющаяся Членом Союза, приняла на себя обязательство требовать от признанных им эксплуатационных и других организаций не причинять вредных помех радиосвязи других Членов Союза и осуществлять радиосвязь в соответствии с положениями Регламента радиосвязи.
Члены Союза при использовании радиочастотного спектра должны учитывать, что "радиочастоты ... являются ограниченным естественным ресурсом, который надлежит использовать рационально, эффективно и экономно, ... чтобы обеспечить справедливый доступ к этим частотам разных стран и группам стран." ...
Радиочастотный спектр (РЧС) является ограниченной совокупностью частот радиоволн, которые используются, но не расходуются. Использование их не изменяет их характеристик и не исключает использования в будущем. РЧС может многократно использоваться на основе комбинирования факторов времени, пространства, частоты с учетом различных характеристик распространения радиоволн.
Радиочастотный спектр не может быть локализован по территории - маленький коротковолновый передатчик мощностью в 1/10 мощности бытового электроутюга способен создать серьезные проблемы радиоприему на другой стороне планеты. Таким образом, использование РЧС изначально предполагает установление четкого международного сотрудничества и ответственности всех стран друг перед другом за правильность присвоения и обеспечение должной дисциплины пользователей РЧС.
Значение РЧС для государства соизмеримо со значением энергетических и сырьевых ресурсов. Роль телевизионного и звукового вещания в удовлетворении информационных потребностей общества не требует пояснений. Радио - это единственное средство связи в радионавигации, с подвижными объектами, в том числе морскими и воздушными судами и космическими аппаратами. Электромагнитные излучения высокой частоты широко используются в промышленности и медицине. Радиотехнологии наиболее перспективны для обеспечения электросвязи и информационного обмена с сельскими и удаленными регионами, с районами бедствий, для обеспечения безопасности человеческой жизни.
Современные технологии электросвязи с использованием РЧС обладают огромным потенциалом в деле развития экономики в целом.
Радио выполняет важную роль в обеспечении безопасности и обороны страны. Опыт боевых действий на Мальвинских островах, в Кувейте, в бывшей Югославии говорят о том, что первый этап современных войн - это -радиовойны". Они состоят в определении основных боевых объектов противника, блокировании электромагнитными полями радиолокационных станций ПВО и нанесении радиоуправляемыми ракетами прицельных ударов по ставшими беззащитными скоплениями техники и войск противника.
Радиочастотный спектр находится в федеральной собственности и не подлежит передаче в собственность субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам. От имени Российской Федерации права собственника осуществляет Правительство Российской Федерации в лице федерального органа исполнительной власти в области связи (Администрации связи Российской Федерации), в отношениях по управлению, использованию и распределению радиочастотного спектра выступает федеральный орган исполнительной власти в области связи и уполномоченные им органы в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (Государственная комиссия по радиочастотам при Министерстве связи Российской Федерации (ГКРЧ Российской Федерации) и Главное управление государственного надзора за связью в Российской Федерации при Министерстве связи Российской Федерации (Госсвязьнадзор Российской Федерации). В этой системе взаимодействуют также радиочастотные структуры органов безопасности, обороны, охраны правопорядка и др.
Работу по предоставлению возможности максимальному числу пользователей РЧС использовать спектр без создания помех друг другу. надзору за радиоэлектронными средствами гражданского применения, ведению банка данных, опознаванию несанкционированных источников радиоизлучений ведет система радиоконтроля Госсвязьнадзора. Эта система была создана в 1946-1962 годах, частично модернизирована в 1979-1980 годах, к настоящему времени устарела и становится тормозом для развития и использования современных радиотехнологий.
Появление в России ростков рынка связи вызвало стремительную активизацию телевизионного и радиовещания, современных услуг связи в новых (конверсионных) диапазонах частот. Это наземная сотовая радиосвязь, спутниковая подвижная радиосвязь, спутниковое непосредственное радиовещание и телевидение, системы транкинговой и пейджинговой связи, цифровая радиорелейная связь и др.
С другой стороны, в результате ослабления административно-дисциплинарной ответственности и ухудшения криминогенной обстановки в стране создались нетерпимые условия для функционирования правительственной связи, систем управления государством, обороной и безопасностью...
В целях обеспечения надзора за использованием радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств гражданского применения в Российской Федерации, направленного на создание условий их нормального функционирования, исключения помех в работе систем управления государством, обороной и безопасностью страны, выполнения обязательств Российской Федерации, принятых в рамках ее членства в Международном союзе электросвязи, а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5.06.1994 г. N 643 и поручением Правительства Российской Федерации от 31 января 1996 г. разрабатывается Федеральная программа по совершенствованию системы радиоконтроля. Реализация этой программы, включающей строительство, реконструкцию и техническое оснащение объектов радиоконтроля на территории всей страны, может быть проведена в течение 5-8 лет. Реализация этой программы требует по предварительной оценке 360 миллионов долларов США. Концепция реализации программы создания и финансирования системы радиоконтроля одобрена Генеральным штабом ВС РФ (М.П.Колесников), МВД РФ (А.С.Куликов), ФАПСИ (В.И.Маркоменко), ФСБ РФ (Н.Д.Ковалев), для частичного финансирования ее открывается кредитная линия в рамках имеющегося соглашения между Францией и Россией.
Необходимость рассмотрения и принятия Федерального закона в области радиоконтроля, кроме причин, указанных выше, обусловлена также следующим.
1. Требуется изменение политики в области финансирования весьма дорогостоящей системы управления РЧС. Исторически сложилось так, что до настоящего времени вся деятельность по управлению РЧС финансируется государством, бюджетом, а точнее налогоплательщиком. Когда связь была только государственной, то это было оправдано. В связи с либерализацией в области связи развернули деятельность свыше 1,5 тысяч новых пользователей РЧС, которые практически не участвуют в погашении расходов Администрации связи России по международно-правовой защите отечественных РЧС, функционированию и развитию системы радиоконтроля, базы данных и т.д. Поэтому предлагается, как это делается практически во всем мире, основную тяжесть расходов по управлению РЧС перенести с плеч всего общества на тех физических и юридических лиц, которые его непосредственно используют в коммерческих целях и получают прибыль, исходя из рыночной ценности радиочастотного спектра.
2. До настоящего времени нет законодательного оформления государственного регулирования в сфере радиоконтроля и управления использованием РЧС, что отрицательно сказывается на характере освоения обширного российского рынка по производству и эксплуатации радиосистем, освобождает радиочастотные службы от ответственности за состояние присвоенных пользователям частотных присвоений.
По своей структуре законопроект состоит из 14 статей, сгруппированных в 6 глав.
Представленный законопроект является одним из законопроектов, необходимых для обеспечения регулирования деятельности в области электрической связи в Российской Федерации, его. необходимость вытекает из норм, установленных Федеральным законом "0 связи", и является правовой основой и базой для реализации Концепции развития связи Российской Федерации на период до 2015 года по вопросам новейших технологий радиосвязи, одобренной Правительством Российской Федерации. Законопроект полностью учитывает требования Устава и Конвенции Международного союза электросвязи, Регламента радиосвязи, иных международно-правовых документов. ратифицированных Российской Федерацией.
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу деятельности в области радиоконтроля за излучениями радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств только гражданского применения, его действие не распространяется на деятельность органов безопасности, обороны, правопорядка в области радиоконтроля за излучениями радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств иного применения; впервые дается правовое определение многих понятий в области радиочастотного спектра.
Под радиоконтролем в целях настоящего федерального закона понимается инспекция радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств и технический радиоконтроль (прием излучений, запись, опознавание, измерение их параметров, анализ фактической занятости радиочастот, обнаружение незарегистрированных радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, являющихся источниками радиопомех и др.)
Радиоконтроль за излучениями радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств гражданского применения осуществляют только органы государственного надзора за связью в Российской Федерации, полномочия которых определяются Правительством Российской Федерации.
В основу концепции настоящего законопроекта положена идея законодательно закрепить обязательные возмездные услуги органов государственного надзора за связью в Российской Федерации (подбор, присвоение радиочастот, экспертиза электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, обеспечение эксплуатации пользователями радиочастотой радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств в комфортных условиях, т.е. с допустимыми уровнями взаимных помех. обеспечение международно-правовой защиты частотных присвоений и др.), а пользователи радиочастотой обязуются оплатить предоставляемые им услуги.
При разработке законопроекта учитывался международно-правовой опыт регулирования использования радиочастотного спектра (законодательная практика Германии, Франции, США, Венгрии). Международному опыту соответствует и подход законодателя направлять вышеуказанные платежи за предоставление органами государственного надзора за связью в Российской Федерации обязательных возмездных услуг в органы государственного надзора за связью на содержание, развитие и совершенствование систем учета, регулирования использования радиочастотного спектра и радиоконтроля. Данный подход соответствует наработкам стран с развитой инфраструктурой связи, в которых законодательно предусматривается полное покрытие затрат на управление использованием радиочастотного спектра.
Настоящим законопроектом устанавливается ответственность пользователей радиочастотой за нарушение положений настоящего законопроекта или международных договоров Российской Федерации. Во взаимодействии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" от 6 августа 1996 г. N 108-ФЗ, который устанавливает ответственность за нарушения в области связи, данный законопроект даст возможность установить более жесткие меры контроля за пользованием радиочастотами (радиочастотными каналами).
Законопроект разработан и вносится на рассмотрение Государственной Думы депутатами - членами Комитета по информационной политике и связи. В процессе подготовки законопроект был рассмотрен на Коллегии Госсвязьнадзора Российской Федерации, Коллегии Министерства связи Российской Федерации, а также в ГКРЧ Российской Федерации, в работе которых приняли участие представители силовых министерств России, профильных научно-исследовательских институтов и организаций, ряда операторов связи.
Представителями обеих Коллегий и решением ГКРЧ Российской Федерации концепция указанного законопроекта была одобрена. Замечания и предложения использованы при его доработке.
Принятие предлагаемого законопроекта позволит устранить существующий правовой пробел, послужит делу укрепления международного сотрудничества и росту авторитета Российской Федерации.
В случае принятия предлагаемого законопроекта каких-либо прямых финансовых затрат для его реализации не потребуется.
Заместитель Председателя Комитета |
Г.К. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.