ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 августа 2019 года, по делу Nа-111/19, г. Махачкала
Верховный Суд Республики Дагестан в составе: судьи Верховного Суда Республики Дагестан Джарулаева А-Н.К, при секретаре судебного заседания ФИО1, с участием представителя административного истца ОАО "Российские железные дороги" по доверенности ФИО4, представителя административного ответчика Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан ФИО2, прокурора отдела прокуратуры Республики Дагестан ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО "Российские железные дороги" в интересах Северо-Кавказской дирекции по тепловодоснабжению-Структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению-филиала ОАО "РЖД" к Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
ОАО "Российские железные дороги" в интересах Северо-Кавказской дирекции по тепловодоснабжению-Структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению-филиала ОАО "РЖД" обратилось в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением к Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан (далее РСТ РД) об оспаривании нормативного правового акта:
- о признании постановления Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от "дата" N "Об установлении тарифов на услуги по холодному водоснабжению, оказываемого ОАО "РЖД" потребителям Республики Дагестан" недействительным;
- возложении обязанности принятия нового нормативно-правового акта с учетом заявленных требований и исходя из экономически обоснованной величины валовой выручки с учетом путем включения в расчет необходимой валовой выручки фактически понесенных административным истцом расходов на амортизацию в размере 286,73 тысяч рублей и расходы по налогу на имущество в размере 107,8 тысяч рублей;
- взыскании расходов по оплате госпошлины в размере 4500 рублей.
В обоснование иска в заявлении указано, что "дата" ОАО "РЖД" в лице Северо-Кавказской дирекции по тепловодоснабжению - СП ЦДТВ - филиала ОАО "РЖД" в соответствии с требованиями Федерального закона от "дата" N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и постановлением Правительства РФ от "дата" N "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" в РСТ РД было направлено заявление об установлении тарифа на услугу - водоснабжение, с приложением расчета тарифа, выполненного в соответствии с "Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", утвержденными приказом ФСТ России от "дата" N-э (копия заявления с отметкой о получении прилагается).
В соответствии с указанным заявлением ОАО "РЖД" в лице Северо - Кавказской дирекции по тепловодоснабжению - СП ЦДТВ - филиала ОАО "РЖД" был предложен тариф в размере 46 рублей 76 копеек.
Постановлением РСТ РД от "дата" N "Об установлении тарифов на услуги по холодному водоснабжению, оказываемого ОАО "РЖД" потребителям Республики Дагестан" утвержден тариф на 2019-2023 годы. Указанное постановление размещено на официальном сайте РСТ РД.
В соответствии с ст.5 Федерального закона от "дата" N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" органы исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) осуществляют полномочия по установлению тарифа в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с п. 3 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом ФСТ России от "дата" N-э регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов.
Согласно п. 15 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом ФСТ России от "дата" N-э орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
В соответствии с постановлением РСТ от "дата" N "Об установлении тарифов на услуги по холодному водоснабжению, оказываемого ОАО "РЖД" потребителям Республики Дагестан" сумма тарифа на услугу водоснабжение, с календарной разбивкой составляет в следующих размерах (в рублях за 1 куб.м. воды без НДС):
с "дата" по "дата" - 13,92 руб.; с "дата" по "дата" - 13,92 руб.; с "дата" по "дата" - 13,17 руб.; с "дата" по "дата" - 13,17 руб.; с "дата" по "дата" - 13,05 руб.; с "дата" по "дата" - 13,05 руб.; с "дата" по "дата" - 12,94 руб.; с "дата" по "дата"- 12,94 руб.; с "дата" по "дата" - 12,82 руб.; с "дата" по "дата" - 12,82 рублей.
В целях установления тарифа на 2019 год за услуги по холодному водоснабжению Северо-Кавказской дирекцией по тепловодоснабжению-структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению-филиала ОАО "РЖД" (далее дирекция) предложена необходимая валовая выручка (далее НВВ) в размере 10 684,64 тысяч рублей.
Сумма не принятая специалистами РСТ РД составляет 6 895,91 тысяч рублей. Расходы по всем элементам затрат были приняты частично, кроме амортизации и расходов по уплате налога на имущество, в т.ч.: - расходы на амортизацию предложено в размере 286,73 тыс. руб. принято РСТ РД в размере 0 тыс.руб, отклонение составило 286,73 тыс. руб.; - расходы, связанные с уплатой налога на имущество предложено в размере 107,8 тыс. руб. принято РСТ РД в размере 0 тыс. руб, отклонение составило 107,8 тысяч рублей.
С 1 января по "дата" тариф на услуги водоснабжения, поставляемую Северо-Кавказской дирекцией по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО РЖД" установлен в варианте одноставочного тарифа 13,92 руб./м3 (без НДС) - постановление N от "дата".
В соответствии с Федеральным законом от "дата" N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от "дата" N "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" при рассмотрении представленных материалов, уполномоченный орган должен руководствоваться основными принципами государственного регулирования тарифов, предусмотренными действующим законодательством.
Методическими основами проведения экспертных работ являются: - Налоговый кодекс РФ; - Федеральный закон от "дата" N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"; - Постановление Правительства РФ от "дата" N "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения"; - Приказ ФСТ России от "дата" N-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Методические указания); - приказ ФCT России от "дата" N-э "Об утверждении регламента установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
В соответствии со ст. 32 Федерального закона от "дата" N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" при установлении тарифа в сфере водоснабжения и водоотведения расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из следующих методов:
- методом экономически обоснованных расходов (затрат). Расчет осуществляется с учетом экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых для реализации инвестиционных и производственных программ;
- методом индексации. Расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги;
- методом доходности инвестированного капитала. При расчете тарифов учитываются возврат инвестированного капитала и получение дохода, эквивалентного доходу от его инвестирования в другие отрасли, деятельность в которых осуществляется с сопоставимыми рисками;
- методом сравнения аналогов. В сфере холодного водоснабжения и водоотведения расчет осуществляется исходя из тарифов или экономически обоснованных затрат гарантирующей организации (до определения гарантирующей организации исходя из тарифов или экономически обоснованных затрат организации, осуществляющей водоподготовку, транспортировку и подачу холодной воды) на осуществление того же регулируемого вида деятельности в сопоставимых условиях.
При расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности.
Административный истец считает, что оспариваемый нормативно-правовой акт постановление РСТ РД от "дата" N "Об установлении тарифов на услуги по холодному водоснабжению, оказываемого ОАО "РЖД" потребителям Республики Дагестан" принят с нарушением требований Федерального закона от "дата" N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановления Правительства РФ от "дата" N "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", а также приказа ФСТ России от "дата" N-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Методические указания); - приказ ФСТ России от "дата" N-э "Об утверждении регламента установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
В частности, тарифным органом незаконно не включены в валовую выручку заявленные расходы при установлении тарифа на услугу водоснабжение.
Указанные нарушения привели к утверждению экономически необоснованных тарифов, имущественным потерям и убыткам ОАО "РЖД" и поставке воды по ценам, не обеспечивающим возмещение затрат на ее производство.
Таким образом, имеет место несоответствие изданного нормативно-правового акта закону и нарушение прав и интересов административного истца, что является препятствием для осуществления его экономической деятельности и основанием для принятия решения суда о признании данного акта недействительным.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО4 заявленные административные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика РСТ РД ФИО5 возражал против удовлетворения административных исковых требований, полагая оспариваемое постановление РСТ РД от "дата" N соответствующим действующему законодательству. Также представителем административного ответчика представлены суду письменные возражения руководителя РСТ РД ФИО6 на административные исковые требования, в которых указывается о законности оспариваемого постановления.
Так, в частности, указывается, что действующим законодательством предусмотрен учет в расчете тарифов на услуги водоснабжения только экономически обоснованных расходов.
Вопрос об отнесении тех или иных расходов к экономически обоснованным определен в постановлении Правительства РФ от "дата" N "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" и приказе ФСТ России от "дата" N-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
На основании указанных документов РСТ Дагестана проводится экспертиза представленных материалов и рассчитывается необходимая валовая выручка регулируемой организации на очередной период регулирования.
Так, по производственным расходам (ст. 1.2 Расходы на энергетические ресурсы и холодную воду - ст. 1.2.1 Электроэнергия) в соответствии с п. 64 постановления Правительства РФ от "дата" N расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчете на объем поданной воды (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
Истец планирует на 2019 год расходы на электроэнергию в объеме 135,86 тыс. руб./кВтч, при тарифе 2,6485 руб./кВтч на сумму 359,83 тыс. руб, удельный расход электроэнергии составил 0,37757 кВтч./м 3.
При расчете тарифа на 2018 год учтены расходы на электроэнергию в объеме 33,88 тыс. руб./кВтч, при среднем тарифе 2,5957 руб./кВтч на 87,93 тыс. руб. Удельный расход за 2018г. составил 0,3852 кВтч./м 3.
Фактические расходы по электроэнергии за 2017 г. составили 90,89 тыс. руб/кВт.ч, при тарифе 2,64 руб./кВтч на сумму 239,95 тыс.руб, удельный расход электроэнергии составил 0,3791 кВтч./м 3.
РСТ Дагестана произведен расчет расхода электрической электроэнергии на 2019 г. в соответствии с удельным расходом электрической энергии, принятым при расчете тарифов на долгосрочный период регулирования 2016-2018 гг. в размере 0,1530 кВт.ч. и на плановый объем: 0,1530 * 272,19 тыс. м 3. = 41,65 тыс. кВтч. Объем электроэнергии на 2019г. составит 41,65 тыс. кВтч.
Тариф на электроэнергию на 2019 г. принят исходя из фактически сложившихся тарифов за 3-й квартал 2018 г. ОАО "РЖД" на уровне напряжения НН в размере - 2,7354 руб./кВтч (без НДС).
Тариф на электроэнергию на 2-е полугодие 2019г. принят исходя из тарифа на 1-е полугодие 2019г. с учетом индекса роста 1,09 в размере 2,9816 руб./кВтч.
По расчетам РСТ Дагестана затраты на электроэнергию для прочих потребителей составят 59,74 тыс. руб. (50,18%):
01.01.2019г. 41,65/2 тыс. кВт. ч.*50,18%* 2,7354руб. за кВт. ч. = 28,58 тыс. руб. 01.07.2019г. 41,65/2 тыс. кВтч* 50,18% * 2,9816 руб. за кВт.ч. = 31,16 тыс. руб.
ст. 1.2.1 холодная вода
ОАО "РЖД"планирует покупку воды в объеме 81,8 тыс. м 3 на основании договора Nб/н от "дата" с ФГБУ "Минмелиоводхоз РД" на сумму 12,20 тыс. руб. при тарифе 0,1494 руб./м3. РСТ произведен расчет стоимости покупной воды согласно тарифам, установленным РСТ РД для ФГБУ "Минмелиоводхоз РД" на 2019г. в размере 0,042 руб. за м 3. при объеме покупной воды в 81,80 тыс. м 3
81,80 тыс. м 3 * 0,042 руб. за м 3 = 3,44 тыс. руб.
Затраты на покупную воду приняты в размере 3,44 тыс. руб.
ст. 1.6. Общехозяйственные расходы ОАО "РЖД" на 2019 г. планирует общехозяйственные расходы по смете в размере 432,0 тыс. руб, в том числе:
- плату за пользование природными ресурсами в размере - 333,7 тыс. руб.
- расходы на проведение лабораторных анализов питьевой воды от 01.11.2017г. N.
РСТ Дагестана принята плата за пользование водными объектами, в размере 310,87 тыс. руб.
В качестве обоснования учтены:
- договор водопользования N от "дата";
- договор водопользования N от "дата";
- расходы на проверку лабораторного оборудования (метрология) в целом по предприятию составили 98,3 тыс. руб, для прочих потребителей в размере с учетом индекса- дефлятора Минэкономразвития 98,3* 1,04=102,2 тыс. руб.
310,87тыс. руб.+102,2тыс. руб.=413,07*50,18%=207,28 тыс. руб.
Административные расходы
ст. 3.1. Расходы на оплату работ и услуг, выполненных сторонними организациями
ОАО "РЖД" на 2019 г. планирует расходы на оплату работ и услуг, выполненных сторонними организациями, в размере 2853,83 тыс. руб. на нужды водоснабжения и прочих потребителей в размере 1 187,54 тыс. руб, в том числе:
- канцелярские товары - 30,00 тыс. руб.;
- услуги Интернет и связи - 7,8 тыс. руб.;
- обслуживание компьютерной техники, замена картриджей - 30,0 тыс. руб.;
- аренда автотранспорта, согласно договору с ООО "СКА" от 30.06.2015г. N в размере 2271,6 тыс.руб.
- расходы по уборке помещений, согласно договору с ООО "Профисервис" от 17.04.2017г. N на сумму 2 548,56 *74%*50,18%= 946,36 тыс. руб.
- расходы по оказанию услуг на ведение аналитического учета операций, связанных с оплатой за коммунальные платежи "адрес" с учетом индекса дефлятора Минэкономразвития - 1,04.
1 141,87*1,04=1187,54 тыс. руб.
РСТ Дагестана исключены канцелярские расходы, в связи с отсутствием перечня необходимых канцелярских товаров; услуги связи и интернет, в связи с отсутствием договора; аренду автотранспорта, в связи с отсутствием в договоре тип ТС, на какие нужды ТС; расходы по уборке помещений на нужды водоснабжения в размере 946,36 тыс. руб. и расходы по оказанию услуг на ведение аналитического учета операций, связанных с оплатой за коммунальные платежи "адрес" 1 187,54 тыс. руб, в связи с тем, что срок действия договора истекли и пролонгация не предусмотрена.
5
Амортизация
ОАО "РЖД" планирует амортизационные отчисления на 2019 год в размере 571,4 тыс. руб.*50,18%=286,73 тыс. руб.
В качестве обоснования представлен расчёт амортизационных отчислений. В расчете не представлена дата ввода в эксплуатацию основных средств, в связи с чем РСТ Дагестана не приняты затраты по амортизационным отчислениям на 2019г.
7 Расходы, связанные с уплатой налогов и сборов
РСТ Дагестана на 2019г. приняты расходы, связанные с уплатой налогов и сборов, в размере 133,1 тыс. руб. на основании договоров водопользования N от "дата"; N от "дата".
ст. 7.2 налог на имущество
ОАО "РЖД" планирует на 2019 налог на имущество в размере 107,8 тыс. руб. РСТ Дагестана не приняты на 2019г. данные расходы в связи с отсутствием расчета и обоснования в виде налоговой декларации.
ст. 7.4 водный налог
ОАО "РЖД" планирует расходы по водному налогу за 2019г. в 133,1 тыс. руб.
РСТ Дагестана на 2019 принят фактически уплаченный водный налог за 2017г. в размере 22,41 тыс. руб.
По расчетам РСТ Дагестана необходимая валовая выручка (НВВ) на 2019г. составила 3 728,7 тыс. руб, необходимая валовая выручка с учетом корректировки операционных расходов за 2015-2017 гг. составила 3 635,70 тыс. руб.
Расчет корректировки необходимой валовой выручки
Покупная вода
Фактические расходы на покупную воду составили 2,21 тыс. руб. объем покупной воды составил 81,80 тыс. м 3, при тарифе 0,027 руб. за м 3, в виде обоснования представлены АКТ об оказании услуг за 2017г.
Налоги
Фактические расходы составили 22,41 тыс. руб, в том числе:
- водный налог - 22,41 тыс. руб.
В виде обоснования представлены копии налоговых деклараций за 2017г.
Расходы на приобретение энергетических ресурсов
РЭ ф2017г. = РТ 2о17г.
+ РР2017г. = 471,77 +0,00=471,77тыс. руб.
РТ 2017г. = 445,975 тыс. м 3 * 0,4007 кВтч. /м 3 * 2,64 руб./м 3 =471,77 тыс. руб, где:
445,975 тыс.м 3 - плановый объем отпуска воды в 2018г.;
0,4007 кВтч./м 3 - удельный расход электрической энергии на подачу 1 м 3 воды, учтенный при расчете в тарифов на 2017г.;
2,64 руб./м 3 - фактически сложившаяся в 2017г. цена на электрическую энергию.
Необходимая валовая выручка, определяемая на 2017 год на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных составила:
HBB*2oi7= 3 128,33 +471,77+24,62= 3 624,72 тыс. руб.
3 128,33 - базовый уровень операционных расходов 2017г. 471,77 - фактические расходы на электроэнергию за 2017г. 24,62 - неподконтрольные расходы 2017г.
Расчет размера корректировки необходимой валовой выручки
Размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов, от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.
А НВВ = 3 624,72 тыс. руб. - (226,85 тыс.м 3*15,02 руб./м 3) = 218,03 тыс. руб.
3 624,72 тыс. руб.- необходимая валовая выручка, определяемая на 2017 год на основе фактических значений.
226,85 тыс. м 3- объем реализации воды;
15,02 руб./м 3*- среднегодовой тариф водоснабжения на 2017г.;
Необходимая валовая выручка МУП "ЖКХ" с учетом корректировки составила:
НВВ 2019г= 3 626,74 тыс. руб. + 218,03 * 1,031 * 1,043 - 72,78 = 3 788,43 тыс.руб.
Расчет одноставочного тарифа в сфере водоснабжения
Тарифы на услуги по водоотведению рассчитываются в соответствии с формулой: Ti = HBBi/Qi, где
Т[ - тариф регулируемой организации, руб./м 3;
НВВ - необходимая валовая выручка регулируемой организации;
Q - Объем оказываемой услуги абонентам и другим регулируемым организациям.
Одноставочный тариф на водоснабжение в рассчитан размере: 3 788,43 тыс. руб. / 272,19= 13,92 руб./м 3
Таким образом, по всем заявленным ОАО "РЖД" расходам при проведении экспертизы даны соответствующие пояснения. Доказательств необоснованности исключения тех или иных расходов административный истец не представил.
Административный истец в качестве направления информации о сроках ввода в эксплуатацию объектов ссылается на инвентарные карточки, представленные в РСТ Дагестана вместе с материалами для расчета тарифов на 2019 год. В частности, инвентарные карточки представлены на следующие объекты: - здание насосной "адрес"; - здание мастерских водоснабжения (ИГР-10 Дербент) и другие объекты.
К указанным инвентарным карточкам приложены свидетельства о регистрации права собственности, технические паспорта, а также перечни видов имущества.
Анализ представленных данных экспертами РСТ РД, в частности, выявил противоречия в датах постройки объектов, к примеру, здание насосной "адрес" согласно инвентарной карточки дата выпуска (постройки) объекта - 2003 год, а согласно техническому паспорту год постройки - 1968 г.
Согласно ч. 1 ст. 257 Налогового кодекса РФ восстановительная стоимость амортизируемых основных средств, приобретенных (созданных) до вступления в силу настоящей главы, определяется как их первоначальная стоимость с учетом проведенных переоценок до даты вступления настоящей главы в силу.
Согласно п. 28 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от "дата" N-э, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Переоценка основных средств и нематериальных активов, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитывается при условии, что средства в виде амортизационных отчислений, получаемые в результате учета переоценки, являются источником финансирования инвестиционной программы регулируемой организации.
Инвестиционная программа ОАО "РЖД" в РСТ РД на 2019 год не заявлялась. Результаты переоценки основных средств, а также о восстановительной стоимости амортизируемых основных средств (для их определения с 2003 года) в РСТ Дагестана также не представлялись.
Ввиду отсутствия соответствующего расчета, противоречивых данных, а также информации о переоценке имущества в связи с проведением процедуры восстановительной стоимости, у РСТ РД отсутствовали основания для учета расходов на амортизацию имущества в необходимой валовой выручке ОАО "РЖД" на 2019 год.
Налоговая декларация по налогу на имущество за 2017 год в РСТ РД не направлялась.
Согласно письменным возражениям, поданным в суд "дата", РСТ РД признано получение от административного истца налоговой декларации по налогу на имущество за 2017 год.
Однако, указывается, что согласно ст. 384 Налогового кодекса РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (одной четвертой средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 настоящего Кодекса, в отношении каждого обособленного подразделения с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с письмом Минфина России от "дата" N в соответствии с п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Минфина РФ от "дата" N н, бухгалтерская отчетность должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы). При этом организация самостоятельно устанавливает конкретный перечень показателей для формирования отдельного баланса подразделения организации и отражения имущественного и финансового положения подразделения на отчетную дату для нужд управления организацией.
В соответствии с ч. 12 ст. 31 Федерального закона от "дата" N 416-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системой классификации таких затрат, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно приказу Минстроя России от "дата" N/пр "Об утверждении Порядка ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат" раздельный учет затрат ведется регулируемыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от "дата" N "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" и методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми в соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от "дата" N "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - методические указания).
На основании п. 10 указанного приказа данные раздельного учета затрат, представляемые регулируемыми организациями в органы регулирования тарифов, должны обеспечивать раскрытие информации по следующим статьям в соответствии с Основами ценообразования: 1) производственные расходы; 2) ремонтные расходы, включая расходы на текущий и капитальный ремонт; 3. административные расходы; 4. сбытовые расходы гарантирующих организаций; 5. расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов; 6. расходы на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 Основ ценообразования; 7. расходы, связанные с уплатой налогов и сборов; 8. нормативная прибыль.
Письмом от "дата" N исх-104/СКДТВ ОАО "РЖД" представило в РСТ РД копию налоговой декларации на имущество организации за 2017 год.
Согласно стр. 3 указанной налоговой декларации сумму налога за налоговый период составляет 1 162 759,36 руб.
Вместе с тем, при направлении отчетных данных по теплоснабжению за 2017 год ОАО "РЖД" письмом от "дата" N исх-143/СКДТВ также представило копию налоговой декларации на имущество организаций, на 3 стр. которой сумма налога за налоговый период составляет также 1 162 759,36 руб.
Таким образом, ОАО "РЖД" не ведет раздельный учет по видам деятельности (водоснабжению и теплоснабжению). Кроме того, ввиду отсутствия раздельного учета в указанную сумму может входить сумма налога на имущество, не участвующего в процессе оказания услуг водоснабжения и водоотведения.
Представленная налоговая декларация не соответствует требованиям законодательства о необходимости ведения раздельного учета, в связи с чем не может быть учтена при установлении тарифов на услуги водоснабжения.
Прокурором отдела прокуратуры РД ФИО3 в судебном заседании дано заключение о состоятельности заявленных административных исковых требований и о необходимости их удовлетворения.
Заслушав объяснения представителя административного истца ФИО4, представителя административного ответчика ФИО2, заключение прокурора ФИО3, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца по следующим основаниям.
В соответствии с п. 5 ст. 76 Конституции РФ законы или иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным правовым актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Материалами дела подтверждается, что оспариваемым постановлением РСТ РД от "дата" N ОАО "Российские железные дороги" установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения, применяемые на территории Республики Дагестан на период регулирования с "дата" по "дата" годы.
Следовательно, оспариваемое постановление РСТ РД от "дата" N применяется в отношении ОАО "РЖД", общество, осуществляющее регулируемые виды деятельности в сфере холодного водоснабжения, является субъектом отношений, регулируемых указанным нормативным правовым актом, и при этом полагает, что этим актом нарушены его права и законные интересы.
Учитывая изложенное, ОАО "Российские железные дороги" на основании части 1 статьи 208 КАС РФ вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которые подлежит рассмотрению по существу.
В силу части второй статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно пунктам 1, 2 части 2, пунктов 1, 2 части 8 статьи 31 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение), тариф на транспортировку воды, тариф на водоотведение, тариф на транспортировку сточных вод.
В соответствии с пунктами 1, 3 - 6 части 2 статьи 3 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно частям 1, 2 статьи 32 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из следующих методов: методом экономически обоснованных расходов (затрат), методом индексации, методом доходности инвестированного капитала, методом сравнения аналогов. Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с п. 3 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом ФСТ России от "дата" N-э регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов.
Согласно п. 15 названного Регламента орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
Положением о Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от "дата" N "Вопросы Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан", предусмотрено, что РСТ РД является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, правоприменительные функции и функции по контролю в области государственного регулирования тарифов. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (далее - федеральный орган), органами исполнительной власти Республики Дагестан, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями и принимает в пределах своих полномочий решения самостоятельно.
"дата" административный истец в соответствии с Федеральным законом от "дата" N 416-ФЗ и постановлением Правительства РФ от "дата" N обратился в РСТ РД с заявлением об установлении тарифа на услугу - водоснабжение, с приложением расчета тарифа. Был предложен тариф в размере 46 рублей 76 копеек. При этом согласно заявлению ОАО "РЖД" при установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения на 2019-2023 годы ОАО "РЖД" применен метод индексации установленных тарифов.
Оспариваемым постановлением РСТ РД от "дата" N "Об установлении тарифов на услуги по холодному водоснабжению, оказываемого ОАО "РЖД" потребителям Республики Дагестан" утвержден тариф на 2019-2023 годы. Указанное постановление размещено на официальном сайте РСТ РД.
В соответствии с постановлением РСТ от "дата" N "Об установлении тарифов на услуги по холодному водоснабжению, оказываемого ОАО "РЖД" потребителям Республики Дагестан" сумма тарифа на услугу водоснабжение, с календарной разбивкой составляет в следующих размерах (в рублях за 1 куб.м. воды без НДС):
с "дата" по "дата" - 13,92 руб.; с "дата" по "дата" - 13,92 руб.; с "дата" по "дата" - 13,17 руб.; с "дата" по "дата" - 13,17 руб.; с "дата" по "дата" - 13,05 руб.; с "дата" по "дата" - 13,05 руб.; с "дата" по "дата" - 12,94 руб.; с "дата" по "дата"- 12,94 руб.; с "дата" по "дата" - 12,82 руб.; с "дата" по "дата" - 12,82 рублей.
В целях установления тарифа на 2019 год за услуги по холодному водоснабжению Северо-Кавказской дирекцией по тепловодоснабжению-структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению-филиала ОАО "РЖД" (далее дирекция) предложена необходимая валовая выручка (НВВ) в размере 10 684,64 тысяч рублей.
Сумма не принятая РСТ РД составляет 6 895,91 тысяч рублей. Расходы по всем элементам затрат были приняты частично, кроме амортизации и расходов по уплате налога на имущество, в т.ч.: -расходы на амортизацию предложено в размере 286,73 тыс. руб. принято РСТ РД 0 руб.отклонение составило 286,73 тыс. руб.; -расходы, связанные с уплатой налога на имущество предложено в размере 107,8 тыс. руб. принято РСТ РД 0 руб, отклонение составило 107,8 тысяч рублей.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, ОАО "РЖД" указывает на то, что оспариваемое постановление РСТ РД, не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности, Федеральному закону "О водоснабжении и водоотведении", Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку при их расчете в отсутствие на то оснований регулирующим органом не были учтены в полном объеме либо исключены экономически обоснованные расходы регулируемой организации по ряду статей затрат, что привело к необоснованному снижению тарифа.
В соответствии с пунктами 74, 75 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации. При применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом.
В качестве оснований, по которым РСТ РД отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных ОАО "РЖД", либо их частичном снижении, РСТ РД указывается на непредоставление Обществом обосновывающих материалов, подтверждающих понесенные расходы и документов, подтверждающие их наличие.
С такими выводами регулирующего органа согласиться нельзя.
Так, по доводам административного ответчика:
- о непринятии РСТ РД расходов на амортизационные отчисления в связи с тем, что не указана дата ввода в эксплуатацию основных средств, к заявлению об установлении тарифа на услугу холодное водоснабжение на 2019-2023гг. истцом были представлены обосновывающие документы (папки N; N). В папке N на стр.1-130 содержались копии правоустанавливающих документов, в том числе инвентарные карточки N ОС-6. В разделе 1 инвентарных карточек учета объектов основных средств отражаются сведения об объекте основных средств, в том числе и сведения о дате ввода в эксплуатацию объекта;
- о непринятии расходов по налогу на имущество в связи с отсутствием расчета и обоснования в виде налоговой декларации, согласно п.п.1 статьи 229 Налогового кодекса РФ налоговая декларация предоставляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В заявлении об установлении тарифа на услугу холодное водоснабжение административным истцом представлена налоговая декларация за 2017 год и получена административным ответчиком. (Заявление о принятии тарифа: папка N, п. 12.).
Необоснованное отклонение фактически понесенных административным истцом расходов на амортизацию в размере 286,73 тыс.руб. и расходов по налогу на имущество в размере 107,8 тыс.руб. привело к утверждению экономически необоснованных тарифов, убыткам ОАО "РЖД" и поставке воды по ценам, не обеспечивающим возмещение затрат на ее производство.
В части доводов административного ответчика об отсутствии у ОАО "РЖД" раздельного учета по видам деятельности и о несоответствии представленной налоговой декларации по налогу на имущество требованиям законодательства о необходимости ведения раздельного учета судом установлено, что одним из осуществляемых видов деятельности ОАО "РЖД" является управление комплексом объектов стационарной теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения, в том числе оказание услуг по тепловодоснабжению и водоотведению сторонним потребителям.
Согласно пунктам 18, 19 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от "дата" N, регулируемые организации обязаны вести раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности.
В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Хозяйственная и экономическая деятельность ОАО "РЖД" осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами Правительства и субъектов Российской Федерации, в том числе приказом Министерства транспорта РФ от "дата" N "Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" (далее - Порядок ведения раздельного учета).
Бухгалтерский учет в ОАО "РЖД" осуществляется в соответствии с Федеральным законом от "дата" N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", согласно которому каждый факт хозяйственной жизни отражается на основании первичных учетных документов на счетах бухгалтерского учета, содержащихся в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденном приказом Министерства финансов РФ от "дата" Nн.
В соответствии с учетной политикой ОАО "РЖД" бухгалтерский учет доходов и расходов ведется на статьях Классификатора доходов и расходов номенклатуры доходов и расходов субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок Порядка ведения раздельного учета.
Классификатор доходов и расходов содержит статьи доходов и расходов, обеспечивающие раздельный учет в сфере тепловодоснабжения и водоотведения (прилагаются). При этом все статьи Классификатора доходов и расходов привязаны к балансовым счетам, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от "дата" Nн.
При формировании расходов обеспечивается их группировка по элементам затрат в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет расходов" (ПБУ 10/99), утвержденным приказом Минфина РФ от "дата" N ЗЗн.
Кроме того, в целях раскрытия информации для заинтересованных пользователей ОАО "РЖД" отражает информацию о доходах и расходах по видам деятельности в сфере тепловодоснабжения и водоотведения в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые размещаются на официальном сайте компании ( www.rzd.ru) в составе комплекта отчетности, достоверность которой подтверждена аудиторским заключением (выписка из пояснений прилагается).
Следовательно, в ОАО "РЖД" бухгалтерский учет ведется в соответствии с законодательством Российской Федерации, раздельный учет доходов и расходов соответствует требованиям регулирующих органов.
Административный ответчик в своем дополнении к отзыву заявляет, что в виду отсутствия соответствующего расчета и противоречивых данных у РСТ Дагестана отсутствовали основания для учета расходов на амортизацию имущества в необходимой валовой выручке ОАО "РЖД" на 2019 года.
В соответствии с пунктом 28 приказа ФСТ России от "дата" N-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", на которое ссылается и административный ответчик, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.
В соответствии с Налоговым Кодексом РФ амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности.
По амортизируемому имуществу срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта (п. 1 ст. 258 НК РФ).
В соответствии с законодательством п.4 ст.259 НК РФ, п.21 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств", утвержденных приказом Минфина РФ от "дата" Nн начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от "дата" N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в уставный капитал ОАО "РЖД" при его создании является их стоимость по данным бухгалтерского учета, по которой они числились на балансах организаций федерального железнодорожного транспорта на момент подписания сводного передаточного акта.
В представленных инвентарных карточках учета объектов основных средств в графе "Дата выпуска (постройки)" указан 2003, в графе "Первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету" указана стоимость объектов основных средств на момент подписания сводного передаточного акта.
Согласно пункту 11 раздела 2.2 Учет основных средств Учетной политики ОАО "РЖД", утвержденной приказом ОАО "РЖД" от "дата" N начисление амортизационных отчислений по всем группам однородных основных средств производится линейным способом в течение всего срока полезного использования основных средств.
Соответственно началом срока начисления амортизации является дата фактического пользования имущества собственником.
В подтверждение факта направления всех необходимых документов в РСТ РД, а именно копий налоговых деклараций (водный налог, налог на имущество), приложено сопроводительное письмо о направлении административному ответчику всех необходимых документов с отметкой РСТ РД о получении.
Необоснованное отклонение фактически понесенных административным истцом расходов на амортизацию в размере 286,73 тыс.руб. и расходов по налогу на имущество в размере 107,8 тыс.руб. привело к утверждению экономически необоснованных тарифов, убыткам ОАО "РЖД" и поставке воды по ценам, не обеспечивающим возмещение затрат на её производство.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от "дата" N не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения и имеющим большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы ОАО "РЖД", которым в регулирующий орган был представлен необходимый комплект документов для подтверждения экономической обоснованности предлагаемых к включению в состав необходимой валовой выручки расходов в заявленном размере.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд руководствуясь ст. 111 КАС РФ, полагает подлежащим взысканию в пользу административного истца с Республики Дагестан в лице Министерства финансов Республики Дагестан за счет средств республиканского бюджета понесенные судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, Верховный Суд Республики Дагестан
решил:
административное исковое заявление ОАО "Российские железные дороги" в интересах Северо-Кавказской дирекции по тепловодоснабжению - Структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению-филиала ОАО "РЖД" к Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан об оспаривании нормативного правового акта, удовлетворить.
Признать постановление Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от "дата" N "Об установлении тарифов на услуги по холодному водоснабжению, оказываемого ОАО "РЖД" потребителям Республики Дагестан" недействующим полностью со дня его принятия.
Взыскать с Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан в пользу ОАО "РЖД" расходы по оплате госпошлины в размере 4500 рублей.
Решение суда в части взыскания судебных расходов подлежит исполнению Министерством финансов РД за счет казны Республики Дагестан.
Обязать Республиканскую службу по тарифам Республики Дагестан опубликовать сообщение о принятом решении на официальном сайте Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной формулировке решение суда принято "дата".
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан А- ФИО7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.