Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Васильевой Г.Ф,
судей Науширбановой З.А. и Фроловой Т.Е.
при секретаре Искужиной Г.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в режиме видеоконференц-связи гражданское дело по иску Домрачевой Антонины Алексеевны, Вальтера Вячеслава Алексеевича, Рябовой Татьяны Ивановны, действующей в интересах недееспособного Рябова Валентина Александровича, к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании права общей собственности на земельный участок,
по апелляционной жалобе администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 30 мая 2019 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Фроловой Т.Е, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Домрачева А.А, Вальтер В.А, Рябова Т.И, действующая в интересах недееспособного Рябова В.А, обратились в суд с иском к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании права общей собственности на земельный участок.
В обоснование исковых требований указали, что Рябов В.А, Домрачева А.А, Вальтер В.А. являются долевыми собственниками жилого дома по адресу адрес (в 45/100, 27/100, 28/100 долях соответственно).
Земельный участок под данным домом общей площадью 627+/-9 кв.м, с кадастровым номером N... с видом разрешенного использования под строительство одноэтажного жилого помещения принадлежал прежним собственникам указанного жилого дома на праве постоянного (бессрочного) пользования, в настоящее же время истцы намерены приобрести данное имущество в общую долевую собственность, в связи с чем 22 февраля 2019 г. обратилась к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан с соответствующим заявлением.
По результатам рассмотрения указанного заявления в удовлетворении заявленных истцами требований было отказано.
Просили признать за ними право общей собственности на данный земельный участок пропорционально их долям в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу адрес.
Решением Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 30 мая 2019 г. постановлено:
исковые требования Рябовой Т.И, действующей в интересах опекаемого Рябова В.А, Домрачевой А.А, Вальтер В.А. к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Рябовым В.А. 45/100 долей права собственности на земельный участок с кадастровым номером N.., расположенным по адресу: адрес
Признать за Домрачевой А.А. 27/100 долей права собственности на земельный участок с кадастровым номером N.., расположенным по адресу: адрес
Признать за Вальтер В.А. 28/100 долей права собственности на земельный участок с кадастровым номером N... расположенным по адресу: адрес
Настоящее решение является основанием для регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером N.., расположенным по адресу: адрес за: Рябовым В.А. на 45/100 долей; за Домрачевой А.А. на 27/100 долей; за Вальтер В.А. на 28/100 долей.
В апелляционной жалобе администрация городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Управление земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан просят приведенное решение отменить, считают его незаконным, указали, что спорный земельный участок находится в границах красных линий, предназначен для размещения объектов местного значения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Рябовой Т.И, Рябова В.А. - Фахртдинова А.Н, Вальтер В.А, полагавших решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене с вынесением нового решения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В пунктах 1, 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанным требованиям обжалуемое решение суда не отвечает.
Так, за Рябовым В.А, Домрачевой А.А, Вальтером В.А. в установленном порядке зарегистрировано право общей долевой собственности на жилой дом по адресу адрес (в 45/100, 27/100, 28/100 долях соответственно), находившийся в собственности граждан с 1956 г. (л.д. 7-17, 38-52).
Указанный объект расположен в границах земельного участка, 6 мая 2008 г. постановленного на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N... и указанием следующих характеристик: площадь - 627+/-9 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - 627+/-9, местоположение - установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: адрес (л.д. 18-19).
Прежним собственникам жилого дома по адресу адрес права на земельный участок не были оформлены.
22 февраля 2019 г. истцы обратились к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении им данного участка в собственность, однако письмом от 15 марта 2019 г. им было отказано со ссылкой на нахождение земельного участка в границах красных линий (л.д. 20).
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что жилой дом по адресу адрес находился в собственности граждан задолго до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, а потому истцы, являясь долевыми собственниками приведенного дома в настоящее время, вправе зарегистрировать за собою право собственности на соответствующие доли занятого домом земельного участка.
С приведенными выводами судебная коллегия согласиться не может, в силу следующего.
В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Как следует из статьи 36 Конституции Российской Федерации, граждане вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
К числу основных принципов земельного законодательства отнесены платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (статья 25 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (абзац первый).
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (абзац второй данного пункта).
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В случае, если указанный в настоящем пункте земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.
Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации также установлено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В частную собственность не предоставляются земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в частности, земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 4 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ.
В силу пункта 8 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 561, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном ст. 15 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
Для отказа в предоставлении участка по данному основанию, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд (пункт 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16 февраля 2017 г.).
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Исходя из общих положений градостроительного законодательства, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц. При этом, участки общественных, жилых и других зданий должны размещаться в пределах красных линий, установленных в проектах планировки, разработанных на основании генеральных планов и правил землепользования и застройки поселений.
Красные линии отображаются на чертежах, входящих в состав документов планировки территории, а также на содержащихся в генеральных планах картах (схемах) существующих и планируемых границ зон и территорий города (глава 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Объект недвижимости не должен выходить за пределы красных линий и, соответственно, не должен пересекать их, в противном случае он окажется на территории общего пользования. Вследствие этого собственник здания, строения, сооружения не вправе будет приватизировать или приобрести в собственность за плату земельный участок, на котором расположено такое здание (строение или сооружение), поскольку земельные участки общего пользования в частную собственность не передаются.
Так, в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции ответчики, возражая против удовлетворения заявленных истцами требований, ссылались на нахождение земельного участка в границах красных линий.
Между тем, суд данные доводы во внимание не принял, имеющие юридическое значение для разрешения настоящего спора документы не истребовал, в связи с чем приложенные к апелляционной жалобе письмо Главного управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 11 июня 2019 г. и выкопировка из адресного плана базы данных Главного управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан с указанием красных линий в силу абзаца 2 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приняты судом апелляционной инстанции в качестве дополнительных доказательств.
Из данных документов усматривается, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22 августа 2008 г. N 7/4 (в редакции от 20 марта 2013 г. N 15/6, от 28 июня 2017 г. N 12/7, от 27 июня 2018 г. N 28/15), расположен в территориальной зоне Р-1 (рекреационная зона), предназначенной для зеленных насаждений общего пользования и объектов активного отдыха, организации городских парков, лесопарков, скверов, бульваров, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения.
Земельный участок с кадастровым номером N... целиком расположен на территории общего пользования в границах красных линий проектируемой транспортной развязки. Красные линии разработаны в составе проекта планировки территории, ограниченной с северо-запада - адрес и утверждены постановлением главы администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 24 декабря 2008 г. N 7616 (л.д. 72-73).
Указанные акты в установленном порядке опубликованы на сайте администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, не оспорены и не признаны недействующими.
Таким образом, материалами дела достоверно подтверждено, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером N... не может быть предоставлен в собственность истцам, поскольку в соответствии с утвержденными документами территориального планирования расположен в границах красных линий на территории, предназначенной для размещения объектов местного значения.
При таких обстоятельствах, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
:
решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 30 мая 2019 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Домрачевой Антонины Алексеевны, Вальтера Вячеслава Алексеевича, Рябовой Татьяны Ивановны, действующей в интересах недееспособного Рябова Валентина Александровича, к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании права общей собственности на земельный участок отказать.
Председательствующий: Г.Ф. Васильева
Судьи: З.А. Науширбанова
Т.Е. Фролова
Справка: судья С.В. Богомазов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.