Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Пономаревой Л. Х,
судей Алексеенко О. В,
Голубевой И. В,
с участием прокурора Замалетдиновой Л. И,
при секретаре Насырове Р. О,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Уфа Республики Башкортостан гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФИО7, действующей в интересах Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, на решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан Республики Башкортостан от
18 июня 2019 года, которым постановлено:
исковые требования Учалинского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах Мухаметдинова Р. З. к Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения, сроком на 5 лет, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан предоставить Мухаметдинову Р. З, дата, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
Заслушав доклад судьи Алексеенко О. В, судебная коллегия
установила:
Учалинский межрайонный прокурор в интересах Мухаметдинова Р.З. обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан об обязании предоставить Мухаметдинову Р.З. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, указывая на то, что Мухаметдинов Р. З. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет. До настоящего времени администрацией района не предоставлено благоустроенное жилое помещение. Тем самым нарушены жилищные права Мухаметдинова Р. З, который имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.
Судом постановлено приведённое решение, об отмене которого просит представитель Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан ФИО7 В апелляционной жалобе представитель Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан просит об отмене судебного решения, указывая, что орган местного самоуправления не является надлежащим ответчиком по данному спору, поскольку обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений согласно действующему законодательству возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Податель апелляционной жалобы - Администрация муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, Мухаметдинов Р. З, третьи лица, извещённые о времени и месте судебного заседания, на заседание судебной коллегии не явились, в соответствии с положениями части 1 статьи 327, статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, согласно свидетельству о рождении N... N.., выданному Администрацией Учалинского сельсовета адрес Республики Башкортостан
дата, Мухаметдинов Р. З. родился дата в адрес Республики Башкортостан. Родителями указаны: Мухаметдинова Р. Р. и Мухаметдинов З. Р..
Вступившим в законную силу решением Учалинского районного суда Республики Башкортостан от дата Мухаметдинова Р. Р. лишена родительских прав в отношении детей Рашит, дата года рождения, Юлии дата года рождения, Надира дата года рождения, с передачей детей в орган опеки и попечительства и взысканием с Мухаметдиновой Р. Р. алиментов на содержание детей.
Отец в свидетельстве о рождении Мухаметдинова Р. З. записан со слов матери.
На основании постановления главы Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан N... УД от
дата в отношении Мухаметдинова Р. З. установлена опека.
Постановлением главы Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан N... УД от дата Мухаметдинов Р. З, дата года рождения, признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма специализированного жилого помещения.
Согласно выписке из домовой книги от дата, выданной Администрацией сельского поселения Уразовский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, Мухаметдинов Р. З. с
дата зарегистрирован по адресу: адрес, адрес, адрес. Совместно с ним по указанному адресу зарегистрированы: ФИО8, дата года рождения, Фаткуллина Г. Р, дата года рождения, Фаткуллина Г. Р, дата года рождения, Фаткуллина Г. Р, дата года рождения, Фаткуллина Г. Р, дата года рождения, Мухаметдинов Р. Р, дата года рождения, Мухаметдинов Н.Р, дата года рождения, Амангелдиева Н. К, дата года рождения, Амангелдиева Э. И. дата года рождения.
Мухаметдинов Р. З. собственником объектов недвижимости не является, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о правах.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Учалинского межрайонного прокурора в интересах Мухаметдинова Р. З, суд первой инстанции исходил из того, что предоставление жилых помещений лицам, отнесённым к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривается статьёй 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьёй 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, и возложил на Администрацию муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан обязанность по восстановлению нарушенных прав по обеспечению Мухаметдинова Р. З. жилым помещением; Мухаметдинов Р. З, обратившись в Администрацию муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, представив документы о составе семьи, тем самым реализовал своё право на обеспечение жилым помещением, постановлением администрации он признан нуждающимся в жилом помещении.
Судебная коллегия соглашается с приведёнными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, верном применении норм материального права.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены пунктом "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс РФ), Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ).
Вступившим в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ изложена в новой редакции статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, устанавливающая основания и порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда для граждан указанной категории по договору найма специализированного жилого помещения, основания и порядок заключения с нанимателями договоров социального найма после окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения, а также определяющая вопросы, подлежащие регулированию субъектами Российской Федерации.
В Жилищном кодексе РФ предусмотрены нормы о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом из названного Кодекса исключены нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма.
В главе 9 Жилищного кодекса РФ "Жилые помещения специализированного жилищного фонда" часть 1 статьи 92 дополнена пунктом 8, в соответствии с которым в число видов жилых помещений специализированного жилищного фонда включен такой вид, как жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и введена новая статья 98.1 "Назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В главе 10 Жилищного кодекса РФ "Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими" введена новая статья 109.1 "Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Статья 103 главы 10 Жилищного кодекса РФ "Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими" дополнена новой частью 5 о недопустимости выселения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.
Предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, дополнен указанием на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали своё право на обеспечение жилыми помещениями.
Согласно указанным законодательным изменениям на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возлагается основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для реализации нового порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, федеральным законодателем предписано разработать соответствующее законодательство субъектов Российской Федерации, в котором определить порядок формирования специализированного жилищного фонда для лиц указанной категории и порядок формирования списка лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, разработанных на основе Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, не могут содержаться ограничения, не предусмотренные указанными федеральными законами и не следующие из федерального законодательства.
До 1 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма из фонда социального использования во внеочередном порядке. Внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями не предполагал ведения какого-либо учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений в порядке очередности.
С 1 января 2013 года таким гражданам в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Для этой цели согласно пункту 3 этой же статьи органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц (далее - Список).
Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Список должно осуществляться на основании:
заявления законных представителей несовершеннолетних (попечителей, руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). В случае несвоевременной подачи заявления законными представителями детей уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за формирование Списка, самостоятельно принимает меры по включению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Список;
заявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, объявленных полностью дееспособными (эмансипированными), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае если указанные лица не были включены в Список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ предусматривается возможность обеспечения жилыми помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и позже наступления совершеннолетия по заявлению самих лиц указанной категории (абзац третий п. 1 ст. 8). В таких случаях жилое помещение может быть предоставлено: после окончания срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования; после окончания прохождения военной службы по призыву; после окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
Отдельного заявления о предоставлении гражданину жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, помимо заявления о включении в Список, не требуется, за исключением случая, предусмотренного в абзаце третьем пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, когда в заявлении лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, само просит предоставить ему жилое помещение по окончании обучения, лечения, службы в армии и в других перечисленных в Законе случаях.
Аналогичные правовые предписания вытекают из содержания Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года N 188-з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Таким образом, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма у Хасанова А. В, состоящего на учёте нуждающихся в жилом помещении, возникло по достижению совершеннолетия, а возможность предоставления ему указанного жилья после достижения 18 лет и окончания обучения связана с обращением Мухаметдинова Р. З. с соответствующим заявлением.
18 декабря 2013 года Мухаметдинов Р. З. обратился в Администрацию муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан с заявлением о принятии его на учёт граждан в качестве нуждающегося в получении жилого помещения.
При таких обстоятельствах Мухаметдинов Р. З, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящий на учёте нуждающихся в жилом помещении, имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору специализированного найма.
Доводы апелляционной жалобы Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан о том, что обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления не является надлежащим ответчиком по данным спорам, не состоятельны.
Положениями пункта 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленные в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан: по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Таким образом, государственные полномочия Республики Башкортостан по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, были переданы в установленном порядке Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан Республики Башкортостан от 18 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан Тулебаевой Г. Р. - без удовлетворения.
Председательствующий Л. Х. Пономарева
Судьи О. В. Алексеенко
И. В. Голубева
Справка: федеральный судья Сайфуллина А.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.