Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего ФИО3,
судей ФИО3,
Якуповой Н.Н,
при секретаре ФИО3
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора адрес Республики Башкортостан в интересах ФИО3, ФИО3, ФИО3, несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО3 к администрации сельского поселения Иглинский сельский совет муниципального района адрес Республики Башкортостан об обязании расселить из аварийного жилого помещения
по апелляционному представлению прокурора адрес Республики Башкортостан на решение Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата
Заслушав доклад судьи ФИО3, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
адрес Республики Башкортостан обратился в суд с иском в интересах ФИО3, ФИО3, ФИО3, несовершеннолетних ФИО3, ФИО3 к администрации сельского поселения Иглинский сельский совет муниципального района адрес Республики Башкортостан (далее - сельское поселение, СП Иглинский сельсовет МР адрес РБ) об обязании расселить из аварийного жилого помещения. В обоснование иска указал, что на основании обращения ФИО3 прокуратурой района проведена проверка деятельности администрации сельского поселения, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в части переселения из аварийного жилищного фонда. Так, постановлением главы администрации МР адрес РБ N... от дата утвержден акт межведомственной комиссии от дата, которым многоквартирный жилой дом по адресу: РБ, адрес признан аварийным и подлежащим сносу и включен в республиканскую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на дата годы. В соответствии с п. 64 вышеуказанной адресной программы дом подлежал переселению в феврале дата года, планируемая дата сноса - дата года; из указанного аварийного дома подлежат переселению 2 квартиры. Проверкой установлено, что ФИО3, ФИО3, ФИО3, несовершеннолетним ФИО3 и ФИО3 на праве общей долевой собственности принадлежит жилое помещение N.., расположенное в этом доме. В силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от дата N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" собственники жилого помещения имеют право на предоставление им другого жилого помещения либо его выкуп. Несмотря на то, что проживание в аварийном доме создает угрозу жизни и здоровью граждан, администрацией сельского поселения расселение граждан не произведено. Просил суд обязать администрацию СП Иглинский сельсовет МР адрес РБ расселить ФИО3, ФИО3, ФИО3, несовершеннолетних ФИО3 и ФИО3 из аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: РБ, адрес.
Решением Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционном представлении прокурора адрес Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда, указывая на его незаконность и необоснованность.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора ФИО3, представителя администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан ФИО3, ФИО3, ФИО3, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ дата, указано, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от дата N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Таким образом, законодатель определил, что жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Обеспечение жилищных прав собственников жилого помещения, проживающих в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от дата N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 указанного Закона имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). В данном случае собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом создана государственная корпорация Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 Закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата N... в целях финансового и организационного обеспечения переселения граждан из аварийных многоквартирных домов муниципальными образованиями Республики Башкортостан утверждена прилагаемая Республиканская адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на дата годы, государственным заказчиком которой является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, разработчиком - Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, а Госстрой РБ и администрации городских округов и городских поселений РБ.
Как установлено судом первой инстанции, между Министерством жилищно-коммунального хозяйства РБ, администрацией МР адрес РБ, администрацией СП Иглинский сельский совет МР адрес РБ заключено соглашение о предоставлении субсидии бюджету муниципального района адрес РБ на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках адресной программы РБ. Согласно данному Соглашению Министерство обязуется доводить до администрации объемы бюджетных ассигнований Фонда и Республики Башкортостан, администрация обязуется направлять субсидии в бюджет сельских поселений Иглинский сельский совет муниципального района адрес РБ, администрация сельского поселения обязуется использовать субсидии по целевому назначению для перечисления их на осуществление мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в порядке и в сроки, предусмотренные жилищным законодательством.
Также судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО3, ФИО3, ФИО3, несовершеннолетние ФИО3, ФИО3 на основании решения Иглинского районного суда РБ от дата являются сособственниками (каждый в 1/5 доли) жилого помещения, расположенного по адресу: РБ, адрес. Право общей долевой собственности на квартиру зарегистрировано дата
Многоквартирный жилой адрес, в котором находится квартира, включен в региональную адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилого фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства на дата года N... от дата в рамках реализации адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 год, утвержденной постановлением Правительства РБ от дата N...
Вместе с тем, многоквартирный жилой дом состоит из трех квартир. Жильцы квартир N... и N... обеспечены другими жилыми помещениями в рамках адресной программы по переселению из аварийного жилого помещения. Жильцы адрес не были включены в адресную программу и не расселены из аварийного жилья в связи с тем, что своевременно не представили правоустанавливающие документы и техническую документацию на жилое помещение. В связи с отсутствием в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сведений о квартире, не имелось возможности определить её площадь и включить в адресную программу.
Бюджетные ассигнования Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и Республики Башкортостан в администрацию СП Иглинский сельский совет МР адрес РБ на приобретение истцам жилого помещения взамен принадлежащего им жилого помещения не направлялись.
Разрешая спор и отказывая прокурору в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, верно, исходил из того, что прокурором был избран ненадлежащий способ защиты прав материальных истцов, поскольку последние не были в установленном законом порядке включены в адресную программу и признаны имеющими право на расселение из аварийного жилья. Учитывая, что администрация сельского поселения осуществляет мероприятия по предоставлению собственникам иных жилых помещений взамен признанного аварийным за счет бюджетных ассигнований, выделяемых Министерством жилищно-коммунального хозяйства РБ, и лишь в отношении тех жилых помещений, которые включены в адресную программу, суд пришел к правильному выводу о том, что ответчик не обязан предоставлять истцам иное жилое помещение; в противном случае это может повлечь за собой необоснованное расходование бюджетных средств, что представляется недопустимым. Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований прокурора об обязании расселить истцов из аварийного жилого помещения.
С указанным выводом суда, мотивами принятого судом решения, судебная коллегия соглашается и находит их правильными. Нормы материального права, в том числе положения ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 2, 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" применены и истолкованы судом верно.
Доводы апелляционного представления о том, что согласно п. 2 ч. 2 ст. 16 Федеральным законом от дата N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения; таким образом, в рамках региональной адресной программы должны быть расселены все собственники аварийного дома, а не только собственники квартир N... и N... ; проживание истцов в таком доме представляет опасность для их жизни и здоровья, не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводы суда о ненадлежащем способе защиты прав истцов.
По изложенным выше основаниям не могут быть приняты доводы о том, что из адресной программы следует, что расселяемая площадь жилых помещений многоквартирного жилого дома, в котором проживают истцы, составляет 105,50 кв.м, переселению подлежат 10 жителей; согласно информации, размещенной на официальном сайте Государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства следует, что расселение по вышеуказанному аварийному дому завершено; при этом фактически администрацией сельского поселения 5 жильцам предоставлено 64,3 кв.м.
Апелляционное представление не содержит доводы, которые не были, бы проверены и не учтены судом первой инстанции при разрешении заявленного спора и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения. Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционное представление также не содержит.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционного представления не имеется.
Руководствуясь ст.329-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционное представление прокурора адрес Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий ФИО3
Судьи ФИО3
Якупова Н.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.