Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Турумтаевой Г.Я,
судей Александровой Н.А. и Куловой Г.Р,
при секретаре Гильмутдиновой И.Р,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной ИФНС России N25 по Республике Башкортостан к Черкасову В.А. о взыскании задолженности по налогам, по апелляционной жалобе Черкасова В.А. на решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 10 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р, объяснения Черкасова В.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Межрайонной ИФНС России N25 по Республике Башкортостан Соловьева В.Г, судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России N25 по Республике Башкортостан обратилась в суд с иском к Черкасова В.А. о взыскании задолженности по налогу на имущество, земельному налогу, пени по земельному налогу.
В обоснование иска указала, обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, закрепленная статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом. Согласно сведениям, представленным в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, налогоплательщик Черкасов В.А. является владельцем следующих объектов налогообложения: иные строения, помещения и сооружения, расположенные по адресу: адрес мастерская ОГМ, адрес; адрес земельный участок (объект), расположенный по адресу: адрес
Руководствуясь пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, Межрайонная ИФНС России N25 по Республике Башкортостан надлежащим образом известила налогоплательщика о сумме и сроках уплаты налога, направив налоговое уведомление.
Расчет общей суммы по налогу на имущество за дата составляет 159 212 рублей, общая сумма земельного налога - 153 592 рубля.
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации Межрайонная ИФНС России N25 по Республике Башкортостан направила должнику: 1. требование N... от дата со сроком для добровольной уплаты до дата: налог на имущество на сумму 159 212 рублей, пени по налогу на имущество - 2 015,90 рублей, земельный налог - 153 592 рубля, пени по земельному налогу - 989,39 рублей; 2. требование N... от дата со сроком для добровольной уплаты до дата: пени по налогу на имущество - 238,81 рубль, пени по земельному налогу - 230,38 рублей. В установленные в требовании сроки указанная сумма в бюджет не поступила.
Поскольку налогоплательщик в соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации самостоятельно не исполнил обязанность по уплате налогов и соответствующих сумм пени в сроки, установленные законодательством, Межрайонная ИФНС России N25 по Республике Башкортостан обратилась в мировой суд адрес с заявлением о выдаче судебного приказа. Судебным приказом N2а-800/2018 от 20 июня 2018 года с Черкасова В.А. было взыскано: налог на имущество 159 212 рублей, земельный налог 153 592 рубля, пени по земельному налогу 1 219,77 рублей, однако, от налогоплательщика поступили возражения относительно исполнения вынесенного судебного приказа и данный судебный приказ был отменен судом. По состоянию на дата по вышеуказанным требованиям за административным ответчиком числится задолженность: налог на имущество на сумму 159 212 рублей, земельный налог на сумму 153 592 рубля, пени по земельному налогу на сумму 1 219,77 рублей.
Истец просил суд взыскать с Черкасова В.А. в доход государства: налог на имущество на сумму 159 212 рублей, земельный налог на сумму 153 592 рубля, пени по земельному налогу на сумму 1 219,77 рублей.
Решением Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 10 июня 2019 года постановлено:
исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N25 по Республике Башкортостан к Черкасову В.А. о взыскании задолженности по налогам, пени - удовлетворить.
Взыскать с Черкасова В.А. в доход государства налог на имущество в размере 159 212 рублей; земельный налог в размере 153 592 рубля; пени по земельному налогу в размере 1 219,77 рублей.
Взыскать с Черкасова В.А. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 340,24 рубля.
В апелляционной жалобе Черкасов В.А. просит решение отменить, считает его незаконным, указывая, что налоговая задолженность образовалась в результате неисполнения контрагентом договорных обязательств, что подтверждается судебным постановлением. В случае исполнения контрагентом своих обязательств, ответчиком будет погашена налоговая задолженность.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.
В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации. Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, предусмотрено статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
На основании статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Как следует из статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
По смыслу пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Пунктами 1, 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с частью 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Частью 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Как следует из пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки (пункт 2 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации, при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Положениями пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
По смыслу пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, начисление пеней непосредственно связано с несвоевременной уплатой налогов в бюджет, поскольку пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Судом установлено, что Черкасов В.А. является собственником объектов недвижимого имущества: иные строения, помещения и сооружения, расположенные по адресу: адрес Республики Башкортостан; мастерская ОГМ, адрес а также земельных участков (объектов), расположенных по адресу: адрес
В связи с несвоевременной оплатой налога на имущество и земельного налога за 2016 год, Межрайонной ИФНС России N25 по Республике Башкортостан Черкасову В.А. было выставлено требование N... о необходимости погашения задолженности по налогу на имущество физических лиц в сумме 159 212 рублей, пени по налогу на имущество - 2 015,90 рублей, по земельному налогу - 153 592 рубля, пени по земельному налогу - 989,39 рублей в срок до дата.
Кроме того, Черкасову В.А. было выставлено требование N... о необходимости погашения задолженности по налогу на имущество физических лиц в сумме 161 304 рубля, пени по налогу на имущество - 238,81 рубль, по земельному налогу - 153 592 рубля, пени по земельному налогу - 230,38 рублей в срок до дата.
Поскольку в установленный в требовании срок налог на имущество и земельный налог, а также пени Черкасовым В.А. уплачены не были, данное обстоятельство послужило основанием для обращения налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогу и пени.
Судебным приказом и.о. мирового судьи судебного участка N3 по городу Кумертау Республики Башкортостан от 20 июня 2018 года с Черкасова В.А. взысканы задолженность по земельному налогу в размере 153 592 рубля, пени - 1 219,77 рублей, налог на имущество физических лиц - 159 212 рублей, пени - 0 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины - 3 170 рублей.
Определением и.о. мирового судьи судебного участка N3 по городу Кумертау Республики Башкортостан от 20 июня 2018 года указанный выше судебный приказ отменен, в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения.
Из расчета, представленного административным истцом Межрайонной ИФНС России N25 по Республике Башкортостан, следует, что по состоянию на дата за административным ответчиком Черкасовым В.А. числится задолженность по налогу на имущество на сумму 159 212 рублей, по земельному налогу с физических лиц - 153 592 рубля, пени по налогу на имущество - 1 219,77 рублей.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что у административного ответчика имеется задолженность по уплате налога на имущество на сумму 159 212 рублей, земельному налогу с физических лиц - 153 592 рубля, пени по налогу на имущество - 1 219,77 рублей, что подтверждается представленным административным истцом расчетом, признанным судом обоснованным и арифметически верным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судебной коллегией, по следующим основаниям.
Из решения Верховного Суда Республики Башкортостан от дата следует, что Черкасов В.А. подал исковое заявление в Верховный Суд Республики Башкортостан дата, налоговым органом были внесены изменения относительно кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N... и N... по состоянию на дата, что не противоречит нормам законодательства.
В соответствии с частью 5 статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Аналогичное положение предусмотрено пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии или суда, принятых с даты вступления в силу Закона N225-ФЗ (с дата), перерасчет земельного налога проводится, начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Аналогичная правовая позиция содержится в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" согласно которому, дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 10 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Черкасова В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Лыщенко Е.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.