Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Турумтаевой Г.Я,
судей Александровой Н.А. и Кривцовой О.Ю,
при секретаре ВАА
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению БДМ к административному ответчику Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан об отказе в признании нуждающимся в жилых помещениях, обязании поставить на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении
по апелляционной жалобе представителя Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан ШСА на решение Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Александровой Н.А, объяснения БДМ, считавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
БДМ обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан (далее - Администрация МР Архангельский район Республики Башкортостан) о признании необоснованным решения (уведомления) об отказе в признании нуждающимся в жилом помещении от дата; возложении обязанности произвести постановку на учет БДМ в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании заявления от дата N...
В обоснование указано, что БДМ подал заявление в администрацию МР Архангельский район Республики Башкортостан о постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. дата решением комиссии административному истцу отказано в признании нуждающимся в жилом помещении по основаниям п.п.2 п.1 ст. 54 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Административный ответчик в своем уведомлении формально указал, что административным истцом представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Административный истец считает уведомление Администрации МР Архангельский район Республики Башкортостан N... от дата об отказе в признании нуждающимся в жилом помещении незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы административного истца.
Решением Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата административное исковое заявление БДМ удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель Администрации МР Архангельский район Республики Башкортостан ШСА просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, постановленное с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В возражении на апелляционную жалобу БДМ просит оставить решение суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения, изучив материалы дела, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с дата БДМ принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: адрес, общей площадью 26,9 кв.м, в котором он зарегистрирован дата.
Согласно свидетельству о заключении брака серии II-АР N.., дата между БДМ и Кожевниковой (после заключения брака- Боченковой) Н.В. зарегистрирован брак (актовая запись N... ).
Как следует из свидетельства о рождении серии V-АР N.., БДМ и БНВ являются родителями Боченкова Семена, дата года рождения.
Согласно представленным в суд документам, семья БДМ проживает в доме, расположенным по адресу: адрес.
Из справки, выданной администрацией сельского поселения Краснозилимский сельсовет МР Архангельский район Республики Башкортостан N... от дата, следует, что БНВ зарегистрирована в вышеуказанном жилом помещении с дата, БСД - с дата.
дата БДМ обратился в Администрацию МР Архангельский район Республики Башкортостан с заявлением о включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что обеспеченность общей площади жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
дата решением жилищной комиссии Администрации МР Архангельский район Республики Башкортостан административному истцу отказано в признании нуждающимся в жилом помещении по основаниям п.п.2 п.1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения превышает установленный в муниципальном районе норматив для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях (12 метров), а также указано, что ранее БНВ имела постоянную регистрацию в доме, расположенном по адресу: адрес, общей площадью 53 кв.м в качестве члена семьи собственника жилого помещения (в данном доме также зарегистрированы 3 человека) следовательно, на каждого члена семьи БДМ приходится по 13,3 кв.м.
Разрешая дело и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение административного ответчика является неправомерным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которым правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, всем представленным сторонами доказательствам в совокупности, дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о создании административным истцом искусственной нуждаемости семьи в улучшении жилищных условий путем снятия с регистрации супруги истца БНВ с жилой площади с большей площадью и регистрации в жилом помещении с меньшей площадью с целью постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, судебная коллегия отклоняет.
Статьей 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ими являются: отсутствие жилья, которым гражданин вправе пользоваться как собственник, наниматель по договору социального найма или в качестве члена семьи собственника, нанимателя; обеспеченность жильем менее учетной нормы; проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; проживание в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (части 4 и 5 названного Кодекса).
Из содержания статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 5 ЖК РФ следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно ст. 15 Закона Республики Башкортостан "О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан" принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма предусмотрено в отношении граждан, признанных малоимущими, а также граждан, относящихся к определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Башкортостан категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и порядке, установленных законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства.
Решением Совета муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан N... от дата (с изм. и дополнениями от дата) установлена учетная норма площади жилого помещения в размере не более 12 кв.м. общей площади на одного человека.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со статьей 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу приведенных положений ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия по ухудшению жилищных условий с целью признания их уполномоченными органами нуждающимися в улучшении жилищных условий с последующим обеспечением жилым помещением. При этом применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Между тем, из материалов дела не следует, в чем выразилась недобросовестность при вселении БНВ в жилой дом, где проживает и зарегистрирован ее супруг.
Более того, в силу Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38).
Согласно Семейному кодексу Российской Федерации каждый из супругов свободен в выборе мест пребывания и жительства. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей (статья 31).
Из приведенных норм семейного законодательства прямо следует, что семья имеет право на совместное проживание, ведение общего хозяйства и совместное воспитание детей, что обусловливает отношения по совместному использованию жилья.
При таком положении БНВ вправе была выбрать местом своего проживания жилой дом, в котором проживает и зарегистрирован ее супруг и в который, впоследствии, вселен их несовершеннолетний ребенок. Таким образом, изменение семейного положения административного истца явилось причиной такого вселения и оно направлено на реализацию права на совместное проживание с членами своей семьи.
С учетом того обстоятельства, что на дату обращения БДМ к административному ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях жилищная обеспеченность каждого члена его семьи составляла менее учетной нормы для проживающих в отдельном жилом помещении, вывод суда об удовлетворении заявленных требований является обоснованным.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену судебного акта, они аналогичны доводам, приводившимся в суде первой инстанции, все они судом проверялись, им дана надлежащая оценка по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований не согласиться с которой судебная коллегия по административным делам не усматривает.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан ШСА - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Я. Турумтаева
Судьи Н.А. Александрова
О.Ю. Кривцова
Справка: судья ФИО
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.