Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Нурисламова Ф.Т,
судей: Гаиткуловой Ф.С. и Милютина В.Н,
при ведении протокола по поручению председательствующего помощником судьи Ивановой Э.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Феодоровой М.Ф. - Гальчевой Н.К. на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 июня 2019 года.
Заслушав доклад Гаиткуловой Ф.С, судебная коллегия
установила:
Феодорова М.Ф. обратилась с административным иском к Администрации городского округа город Уфа Республике Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республике Башкортостан о признании постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республике Башкортостан незаконным. В обосновании исковых требований указала, что Феодоровой М.Ф. принадлежат на праве собственности индивидуальный жилой дом общей площадью 300,8 кв.м, расположенный по адресу: адрес, на основании решения Кировского районного суда г. Уфы от 24 января 2002 года. С момента регистрации права на указанный жилой дом по настоящее время земельный участок с кадастровым номером адрес находился на праве аренды. 29 августа 2018 года истица обратилась в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность. Распоряжением N... от 03 сентября 2018 года истице отказано в предоставлении муниципальной услуги со ссылкой, что часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий. 30 ноября 2018 года Феодорова М.Ф. обратилась с заявлением в Главное управление Архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с просьбой сообщить информацию о красных линиях, находящихся на данном земельном участке, а также с целью разъяснения информации касаемо резервирования данного земельного участка и планируемой реконструкции. 11 декабря 2018 года ей сообщено, что данный земельный участок с кадастровым номером... частично расположен на территории общего пользования в границах красных линий проектной улицы.
Административный истец просила признать незаконным постановление главы Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N... от 22 апреля 2008 года о резервировании и установлении красных линий в части, касающейся земельного участка административного истца, отменить данное постановление в соответствующей части.
Решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 июня 2019 года в удовлетворении административного иска Феодоровой М.Ф. отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель Феодоровой М.Ф. - Гальчева Н.К. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указав, что истице на праве собственности принадлежит жилой дом, земельный участок принадлежит на праве аренды и используется в соответствии с его целевым назначением, истица несет расходы по содержанию, споров по границам участка со смежными землепользователями не имеется. Решение Совета ГО г. Уфа Республики Башкортостан от 27 июня 2018 года N... признано утратившим силу решение Совета ГО г. Уфа Республики Башкортостан N41/6 от 28 декабря 2015 года, следовательно, испрашиваемый земельный участок не зарезервирован. Ответчик не представил доказательства изъятия данного земельного участка из оборота, его резервирования. Процессуальный срок пропущен по уважительной причине, представитель административного истца находился на больничном листе в период с 04 марта 2019 года по 22 марта 2019 года.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили. В связи с чем, судебная коллегия на основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) признает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение суда в судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса об административном судопроизводстве РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании ч.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В силу статьи 11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Согласно п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ в частную собственность не предоставляются земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
В силу ст.1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно ст.8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципальных районов; утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования муниципальных районов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях.
Как следует из материалов дела, на основании решения Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 24 января 2002 года зарегистрировано право собственности Феодоровой М.Ф. на индивидуальный жилой дом общей площадью 300,8 кв.м, литера: А, А1, а, а1, расположенный по адресу: адрес
Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером.., площадью 580 кв.м, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство, правообладателем которого является Феодорова М.Ф. на основании договора аренды земельного участка N... от 18 мая 2010 года на срок 24 февраля 2010 года до 24 февраля 2015 года.
Письмом Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 10 декабря 2015 года Федоровой М.Ф. разъяснено, что согласно решению Совета городского округа город Уфа город Уфа Республики Башкортостан N41/6 (ред.от 03.11.2015г.) "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд", испрашиваемый земельный участок входит в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель и в соответствии с пп.13 п.5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации, отнесен к землям, ограниченным в обороте. Ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые расположены в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Постановлением Администрации городского округа г.Уфы Республики Башкортостан N... от 22 апреля 2008 года утвержден проект планировки территории, ограниченной улицами Пугачева, Сочинской, Софьи Перовской, Авроры, лесным массивом, рекой Уфа в Кировском районе городского округа г. Уфа Республики Башкортостан площадью 281,25 га.
Решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 27 июня 2018 года N28/22 признано утратившим силу решение Совета городского округа г. Уфа РБ от 28 декабря 2015 года N41/6 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд".
03 сентября 2018 года Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан Феодровой М.Ф. за исх.NФ-12658 отказано в предоставлении муниципальной услуги о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность с указанием о том, что часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий.
По информации Главного управления Архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 11 декабря 2018 года за исх.N7-9899/ПР земельный участок с кадастровым номером... частично расположен на территории общего пользования в границах красных линий проектной улицы. Красные линии разработаны в составе проекта планировки территории, ограниченной ул. адрес и утверждены постановлением главы Администрации ГО г.Уфа РБ от 22 апреля 2008 года N...
Проанализировав материалы дела, руководствуясь приведенными нормами права, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Феодоровой М.Ф, поскольку испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет 24 сентября 2009 года, то есть после принятия оспариваемого постановления, проект планировки территории не создает препятствий истцу для использования принадлежащего ему объекта недвижимости по назначению, реализация проекта планировки, в том числе последующее строительство инфраструктуры в интересах города, предполагает соблюдение действующих норм и правил.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с таким выводом суда первой инстанции, поскольку такой вывод основан на правильном применении норм материального права и согласуется с материалами дела.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Согласно абзацу второму части 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Из системного толкования положений статей 39.17 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации усматривается, что земельный участок не предоставляется в собственность, если в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории он предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Регламентация законодателем градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
С учетом этого Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) отдельно выделяет такие объекты, как территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. К данным территориям относятся, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары (часть 12 статьи 1), которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (часть 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Для обособления как существующих, так и планируемых территорий общего пользования от иных территорий, находящихся в собственности физических или юридических лиц, в градостроительной деятельности применяется порядок установления красных линий, выступающих в качестве линий регулирования застройки, за которыми не должны возводиться здания, строения и сооружения (часть 11 статьи 1, подпункт 2 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса).
Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 06 апреля 1998 г. N 18-30).
Материалами дела подтверждается, что земельный участок и дом адрес частично расположен на территории, предусмотренной для секционной малоэтажной застройки и зеленых насаждений общего пользования в границах красных линий запроектированной улицы, где разработка проекта планировки и проекта межевания территории ограниченной проспектом адрес включена в план-график на 2018 - 2023г.г. проектом планировок и проектов межевания, разрабатываемых за счет средств бюджета в рамках муниципальной программы "Развитие градостроительной деятельности на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что испрашиваемый земельный участок не зарезервирован, ответчик не представил доказательства изъятия данного земельного участка из оборота, его резервирования, не может быть признаны судебной коллегией обоснованными. Судебная коллегия исходит из того, что по смыслу положений ст. 209 Гражданского кодекса РФ, ст. 36 Градостроительного кодекса РФ и ст. 85 Земельного кодекса РФ, правомочия собственника земельного участка не являются безусловными и не могут реализовываться без учета принятых в установленном порядке правовых актов территориального планирования и градостроительного зонирования территории. Кроме того, подателем апелляционной жалобы не представлено доказательств того, что в результате издания оспариваемого постановления административного ответчика Феодорова М.Ф. не может использовать испрашиваемый земельный участок в соответствии с установленным видом разрешенного использования, красные линии, которые в пределах которых частичного расположен данный земельный участок не нарушают права и законные интересы истца, учитывая, что земельный участок поставлен на кадастровый учет после принятия оспариваемого постановления.
Довод апелляционной жалобы о том, что процессуальный срок пропущен по уважительной причине, представитель административного истца находился на больничном листе в период с 04 марта 2019 года по 22 марта 2019 года, не влияет на законность принятого по делу судебного акта, поскольку в силу части 5 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ правильное по существу решение суда не может быть отменено по одним лишь формальным соображениям, а нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения (часть 4 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Доводы апелляционной жалобы по своей сути направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности, в силу чего не могут являться основанием для отмены решения суда.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дав надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам, постановилзаконное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 307 - 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Феодоровой М.Ф. - Гальчевой Н.К. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Т. Нурисламов
Судьи Ф.С. Гаиткулова
В.Н. Милютин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.