Дата вступления в законную силу - 3 сентября 2019 г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июля 2019 года город Уфа
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Хамидуллиной Э.М,
при секретаре Кужбаевой А.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дмитриева В.А. к Правительству Республики Башкортостан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости,
установил:
Дмитриев В.А. обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Правительству Республики Башкортостан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости.
В обоснование требований указано, что административный истец является собственником объектов недвижимости:
- с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: адрес кадастровой стоимостью 8 706 778 рублей 27 копеек. Рыночная стоимость здания составляет 2 730 000 рублей,
- с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: адрес адрес с кадастровой стоимостью 7 095 765 рублей 55 копеек. Рыночная стоимость здания составляет 1 805 000 рублей.
Административный истец просит установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: адрес равной его рыночной стоимости в размере 2 730 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года, установить кадастровую стоимость нежилого N.., расположенного по адресу: адрес с кадастровой стоимостью 7 095 765 рублей 55 копеек равной его рыночной стоимости в размере 1 805 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
Представитель административного истца Дмитриева В.А. по доверенности Галиханов Д.Р. просил административное исковое заявление удовлетворить согласно заключению эксперта.
Представители ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, Администрации городского округа г. Белебей Республики Башкортостан, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом. Получение извещения подтверждается отчетами о прочтении, уведомлениями, реестрами отправки. Информация о рассмотрении дела также размещена на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Копия определения суда о принятии дела к производству суда направлены судом 07 июня 2019 года лицам, участвующим в деле (т. 1 л.д. 125-132).
Согласно части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.
Исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу п. 3 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
Аналогичное положение содержится в п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом определение кадастровой стоимости в размере рыночной обусловлено исключительно выбором иной модели ее исчисления и не означает оспаривание достоверности государственной кадастровой оценки объектов недвижимости и законности акта об ее утверждении.
По настоящему делу административный истец по существу просит установить кадастровую стоимость нежилых зданий равной их рыночной стоимости, что, принимая во внимание порядок исчисления налоговых платежей, исходя из данных государственного кадастра недвижимого имущества о кадастровой стоимости объектов недвижимости, затрагивает права административного истца как собственника.
Материалами дела подтверждается, что спорные нежилые здания поставлены на государственный кадастровый учет.
Данный объекты недвижимости находятся в собственности Дмитриева В.А, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (т. 1 л.д. 10-15, 17,18).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость здания с кадастровым номером N... определена по состоянию на 01 января 2015 года в размере 8 706 778 рублей 27 копеек, кадастровая стоимость здания с кадастровым номером N... определена по состоянию на 01 января 2015 года в размере 7 095 765 рублей 55 копеек.
Административным истцом представлен отчет N 19-3200, подготовленный ООО "Центр независимой оценки", согласно которого рыночная стоимость здания с кадастровым номером N... определена по состоянию на 01 января 2015 года в размере 2 730 000 рублей, рыночная стоимость здания с кадастровым номером N... определена по состоянию на 01 января 2015 года в размере 1 805 000 рублей.
Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от
20 июня 2019 года по ходатайству административного истца назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости нежилых зданий, проведение которой поручено эксперту ООО Центр независимых экспертиз "Суд-информ", на разрешение экспертизы постановлен вопрос об определении рыночной стоимости нежилых зданий.
Согласно заключению эксперта ООО Центр независимых экспертиз "Суд-информ" N 102/07-2019 кс от 03 июля 2019 года рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года составляет 2 707 000 рублей, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года составляет 1 962 000 рублей
Достоверность данных, содержащихся в заключении эксперта
ООО Центр независимых экспертиз "Суд-информ" N 102/07-2019 кс от 03 июля 2019 года, лицами, участвующими в деле, не оспаривалась. Ранее какие-либо доводы, свидетельствующие о несоответствии данного заключения эксперта установленным требованиям, лицами, участвующими в деле, которые не были лишены возможности ознакомления с экспертным заключением, не приводились, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертиз не заявлено.
Суд, оценивая заключение эксперта ООО Центр независимых экспертиз "Суд-информ" N 102/07-2019 кс от 03 июля 2019 года и отчет N 19-3200, подготовленный ООО "Центр независимой оценки", представленные в качестве доказательств по настоящему делу, приходит к выводу о необходимости использования в качестве обоснования рыночной стоимости заключения эксперта ООО Центр независимых экспертиз "Суд-информ" N 102/07-2019 кс от 03 июля 2019 года, поскольку оно соответствует предъявляемым требованиям, находит его достоверным, допустимым, относимым и достаточным, заключение подготовлено квалифицированным экспертом, компетенция эксперта проверена судом, эксперт предупрежден в установленном законом порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение оформлено надлежащим образом, обоснованно, составлено с учетом представленных эксперту документов об объекте оценки и доступных сведений об аналогах, не имеет противоречий, выводы эксперта представляются ясными и понятными, основаны на профессиональных знаниях.
Суд находит, что рыночную стоимость спорных нежилых зданий необходимо установить с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта ООО Центр независимых экспертиз "Суд-информ" N 102/07-2019 кс от 03 июля 2019 года.
С учетом изложенного, права Дмитриева В.А, являющегося собственником объектов недвижимости, могут быть защищены с использованием такого способа, как установление кадастровой стоимости нежилых зданий равной их рыночной стоимости, поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца, существенно влияют на исполнение им обязательств, предусматривающих исчисление суммы уплаты налоговых платежей исходя из кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах, требования Дмитриева В.А. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 24.18, 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Дмитриева В.А. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: адрес по состоянию на 01 января 2015 года равной его рыночной стоимости в размере 2 707 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: адрес по состоянию на 01 января 2015 года равной его рыночной стоимости в размере 1 962 000 рублей.
Датой подачи заявления считать 06 июня 2019 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п Хамидуллина Э.М.
Копия верна:
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Хамидуллина Э.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.