ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Уфа 30 августа 2019 года
Исполняющий обязанности Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Усманова Р.Р, рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 02 августа 2019 года) жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "БашМедОтходы" Мулланурова А.А. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Ахметова Т.В. N... от 16 октября 2018 года, решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 25 декабря 2018 года, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАПРФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "БашМедОтходы",
УСТАНОВИЛА:
постановлением Башкирского природоохранного межрайонного прокурора Шайхутдинова Р.А. от 07 сентября 2018 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "БашМедОтходы" (далее - ООО "БашМедОтходы", Общество).
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Ахметова Т.В. N... от 16 октября 2018 года ООО "БашМедОтходы" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 25 декабря 2018 года постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Ахметова Т.В. N... от 16 октября 2018 года оставлено без изменения, жалоба защитника ООО "БашМедОтходы" Палатовой Р.Р. - без удовлетворения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 февраля 2019 года вышеуказанные постановление должностного лица и решение судьи районного суда оставлены без изменения, жалоба защитника Палатовой Р.Р. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник ООО "БашМедОтходы" Муллануров А.А. просит об отмене названных постановления должностного лица и судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Копия жалобы в соответствии с ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ направлена в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан и в Башкирскую природоохранную межрайонную прокуратуру.
От и.о. Башкирского природоохранного межрайонного прокурора Хайртдинова Р.Р, а также от старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Ахметова Т.В. поступили возражения на жалобу защитника ООО "БашМедОтходы" Мулланурова А.А.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и возражения, нахожу постановление должностного лица и судебные акты законными и обоснованными.
Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся в том числе сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
Согласно ч. 4 ст. 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно положениям п. 2 ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Как следует из материалов дела, Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой во исполнение п. 4 плана работы на второе полугодие 2018 года проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства в деятельности ООО "БашМедОтходы", зарегистрированного по адресу: адрес.
Основным видом деятельности Общества являются сбор и обезвреживание отходов.
В ходе проверки установлено, что на основании договора аренды от 14 февраля 2017 года ООО "БашМедОтходы" арендует у ООО "Баш-Недвижимость" земельный участок, площадью... кв.м, расположенный по адресу: адрес.
Для обезвреживания медицинских отходов на производственной площадке, расположенной по адресу: адрес, установлены и эксплуатируются две инсинераторные установки:.., которые на момент осмотра 23 августа 2018 года находились в работе. В процессе обезвреживания медицинских отходов в атмосферный воздух происходит выброс: азота диоксида, азота оксида, углерод оксида, бензола, бенз/а/пирена и других загрязняющих веществ. Предприятием проведена инвентаризация источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработан проект предельно допустимых выбросов, на основании которого 10 октября 2017 года Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан предприятию выдано разрешение на выбросы загрязняющих веществ с источников, эксплуатируемых на промплощадке N... по адресу: адрес. Изучением представленных предприятием документов установлено, что при проведении инвентаризации, эксплуатируемый инсинератор марки... не учтен.
По данному факту постановлением Башкирского природоохранного межрайонного прокурора Шайхутдинова Р.А. от 07 сентября 2018 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении ООО "БашМедОтходы", на основании которого 16 октября 2018 года старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Ахметовым Т.В. вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: актом осмотра от 23 августа 2018 года (л.д.... ); актом проверки от 31 августа 2018 года (л.д.... ); решением о проведении проверки от 20 августа 2018 года (л.д.... ); постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 07 сентября 2018 года (л.д.... ); договором поставки оборудования N... от 19 июня 2017 года (л.д.... ); паспортом оборудования... (л.д.... ), представленными в надлежаще заверенных копиях и другими доказательствами, допустимость и достоверность которых не вызывает сомнений.
При разрешении данного дела об административном правонарушении должностное лицо и судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям ООО "БашМедОтходы" на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и виновности ООО "БашМедОтходы" в его совершении.
Довод жалобы об отсутствии в действиях (бездействии) ООО "БашМедОтходы" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, проверялся судьей районного суда и судьей Верховного Суда Республики Башкортостан и правильно был признан несостоятельным, поскольку он основан на неверном толковании норм права.
На основании ст. 1 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" стационарный источник - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.
По смыслу закона стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подразделятся на два типа: источники с организованным выбросом (выброс, поступающий в атмосферу через специально сооруженные газоходы, воздуховоды и трубы) и источники с неорганизованным выбросом.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
В п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ закреплена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Согласно п. 1.3 Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (утв. Госкомприроды СССР в 1990 году) (далее - Инструкция) инвентаризацию проводят все производственные объединения и промышленные предприятия (государственные, кооперативные и арендные) независимо от ведомственной подчиненности, а также все учреждения и организации, в ведении которых находятся производственные подразделения, имеющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
В силу п. 1.7 Инструкции инвентаризация должна проводиться периодически - один раз в пять лет.
На основании п. 3.2 Инструкции при проведении инвентаризации предприятие обязано учесть все поступающие в атмосферу загрязняющие вещества, которые присутствуют в балансе применяемых технологических процессов, от всех стационарных источников загрязнения (организованных и неорганизованных), имеющихся на предприятии.
В соответствии с п. 1 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного в действие письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 года N 14-01-333 (далее - Методическое пособие) инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу (в дальнейшем - "инвентаризацию") проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.
При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса запрещенных веществ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в том числе и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства.
Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством (п. 2 Методического пособия).
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что при инвентаризации эксплуатируемый инсинератор марки... не учтен.
Таким образом, действия (бездействие) ООО "БашМедОтходы" правильно квалифицированы по ст. 8.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что проверка произведена произвольно, в отсутствие предусмотренных оснований, основаны на неверном толковании норм материального права.
Пунктом 4 плана работы Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры на 2 полугодие 2018 года, с целью проверки законности эксплуатации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, было запланировано проведение рейдовых мероприятий в северной промышленной зоне г. Уфы.
В ходе рейдового мероприятия, по адресу: адрес, была установлена производственная площадка со стационарными источниками выбросов. Установив, что на указанной производственной площадке деятельность по утилизации отходов осуществляет ООО "БашМедОтходы", 20 августа 2018 года природоохранным прокурором принято решение о проведении в отношении указанного предприятия проверки на предмет соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха.
Решение о проведении проверки в тот же день вручено представителю предприятия по генеральной доверенности Гильмутдинову Р.А. под роспись.
Довод жалобы о том, что при проверке прокурором допущены нарушения положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не может быть принят во внимание, поскольку в силу ст. 1 данного Закона его положения не распространяются на проверки соблюдения законодательства прокурорами, действующими в рамках полномочий, предоставленных им Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".
Довод жалобы о том, что положения ст. 8.1 КоАП РФ не применимы к ООО "БашМедОтходы", является несостоятельным, поскольку ст. 8.1 КоАП РФ предусматривает не только ответственность за несоблюдение экологических требований территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию объектов, но и при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Из проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу следует, что инсинератор для сжигания медицинских отходов расположен на асфальтированной площадке, находится под навесом, является цехом N... ООО "БашМедОтходы".
Согласно паспорта оборудования... установка инсинератора должна производится на бетоне или твердой почве.
Учитывая изложенное, инсинератор... является сооружением, прочно связанным с землей, и должен отвечать требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
Довод подателя жалобы об отсутствии доказательств, подтверждающих загрязнение атмосферного воздуха выбросами, является несостоятельным.
Материалами дела подтверждается, что ООО "БашМедОтходы" производится обезвреживание медицинских отходов на двух инсинераторах
... в процессе работы которых выделяются вредные (загрязняющие) вещества в атмосферный воздух.
При этом, разрешение на выбросы получено обществом только на инсинератор... Из проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ООО "БашМедОтходы" следует, что при сжигании отходов в атмосферу выделяются: азота диоксид, азота оксид, сера диоксид, углерод оксид, акланы С12 - 19, бензол, пентилены, бенз/а/пирен.
Протоколом N... от 30 июля 2015 года результатов количественного химического анализа промышленных выбросов подтверждается, что при сжигании медицинских отходов на инсинераторной установке... выделяются углерода оксид, азота оксид, азота диоксид, серы диоксид.
Из акта проверки соблюдения природоохранного законодательства ООО "БашМедОтходы" от дата, акта осмотра от дата, следует, что в момент проверки инсинераторы... находились в работе. В процессе утилизации медицинских отходов на инсинераторе марки... в атмосферный воздух происходит выброс азота диоксида, азота оксида, углерода оксида, бензола, бенз/а/пирена и других загрязняющих веществ.
Поскольку указанный инсинератор... как и инсинератор... находился в работе, то есть в нем происходило обезвреживание медицинских отходов, соответственно имелись выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Довод жалобы о том, что в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ совершенное ООО "БашМедОтходы" административное правонарушение является малозначительным, не обоснован.
На основании ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Исходя из характера совершенного правонарушения, связанного с нарушением законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, являющегося жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных, оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения ООО "БашМедОтходы" от административной ответственности, не имеется.
Материалы дела свидетельствуют о том, что к выводу о виновности ООО "БашМедОтходы" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, должностное лицо, судья районного суда и судья Верховного Суда Республики Башкортостан пришли на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу. Их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка, сомневаться в правильности которой оснований не имеется.
Административное наказание назначено ООО "БашМедОтходы" в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 8.1 КоАП РФ.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и судебных актов.
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан, рассмотрев жалобу на постановление должностного лица и решение судьи районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Порядок и срок давности привлечения ООО "БашМедОтходы" к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛА:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Ахметова Т.В. N... от 16 октября 2018 года, решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 25 декабря 2018 года, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАПРФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "БашМедОтходы" оставить без изменения, жалобу его защитника Мулланурова А.А. - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.
Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.
Исполняющий обязанности
Председателя
Верховного Суда
Республики Башкортостан Р.Р. Усманова
Справка:
федеральный судья Даренских В.Г.
судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б.
N 44а-1388/19
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.