Президиум Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Усмановой Р.Р,
членов президиума Латыповой З.У, Писаревой Т.Г,
Гафаровой Л.Ф, Леонтьева С.А.
при секретаре Самигуллиной Е.Р.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Самигуллина З.З. к призывной комиссии Калининского района г. Уфы Республики Башкортостан об оспаривании заключения о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований,
переданное определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Нафикова И.А. от 07 августа 2019 года по кассационной жалобе представителя Самигуллина З.З. Соколова А.С, поступившей 02 июля 2019 года, на решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 08 ноября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 января 2019 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Абубакировой Р.Р, выслушав представителя Самигуллина З.З. Соколова А.С, поддержавшего жалобу, представителя военного комиссариата (Орджоникидзевского и Калининского районов г. Уфы Республики Башкортостан) Салимгарееву А.Р, возражавшую против удовлетворения жалобы, президиум
установил:
Самигуллин З.З. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Калининского района г. Уфы о признании незаконным заключения названной призывной комиссии от 22 июня 2018 года, которым он признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В обоснование требований указано на то, что Самигуллин З.З. от службы в армии не уклонялся. Мероприятия, связанные с призывом в отношении него не проводились, повестки ему не направлялись и лично не вручались. Административный истец полагает, что обязанность по явке в военный комиссариат без вручения соответствующей повестки законодательством не предусмотрена. Однако на основании заключения призывной комиссии Калининского района г. Уфы Республики Башкортостан от 22 июня 2018 года он признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Решением Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 08 ноября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 января 2019 года, в удовлетворении административного искового заявления Самигуллина З.З. о признании незаконным заключения призывной комиссии Калининского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан от 22 июня 2018 года (протокол N... /У) о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, отказано.
В кассационной жалобе представитель Самигуллина З.З. Соколов А.С. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы дело истребовано в Верховный Суд Республики Башкортостан и определением судьи Нафикова И.А. от 07 августа 2019 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Верховного Суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Президиум Верховного Суда Республики Башкортостан считает, что при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода нарушения действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что решением призывной комиссии Буздякского района Республики Башкортостан от 21 октября 2008 года (протокол N... ) Самигуллину З.З, дата года рождения, предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") на время очного обучения для получения среднего (полного) общего образования сроком до 01 июля 2009 года.
В 2009 году Самигуллин З.З. поступил на 1 курс очного обучения в Башкирский государственный медицинский университет (далее - БГМУ) по специальности "Лечебное дело" сроком обучения до дата и был зарегистрирован по месту пребывания в адрес на срок с дата по дата.
Решением призывной комиссии Советского района г. Уфы от 21 апреля 2010 года (протокол N... ) Самигуллину З.З. предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" на время очного обучения в БГМУ сроком до дата.
Приказом ректора БГМУ N... от 11 января 2012 года Самигуллин З.З. был отчислен из числа студентов 3 курса лечебного факультета за невыполнение договора.
Приказом ректора БГМУ N... от 27 сентября 2013 года Самигуллин З.З. восстановлен на 2 курс лечебного факультета с 01 сентября 2013 года, как ликвидировавший академическую задолженность, в связи с чем срок обучения Самигуллина З.З. в образовательном учреждении установлен до 30 июня 2018 года, что подтверждается справкой БГМУ от 28 октября 2013 года N...
28 декабря 2017 года Самигуллину З.З. исполнилось 27 лет.
29 декабря 2017 года Самигуллин З.З. снялся с воинского учета призывников военного комиссариата Октябрьского и Советского районов г.Уфы Республики Башкортостан и 13 января 2018 года встал на воинский учет граждан, не пребывающих в запасе, в военном комиссариате Орджоникидзевского и Калининского районов г.Уфа Республики Башкортостан.
Согласно решению призывной комиссии Калининского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан от 22 июня 2018 года (протокол N... ) Самигуллин З.З. зачислен в запас Вооруженных Сил Российской Федерации с вынесением заключения о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Суд первой инстанции, оценив изложенные выше доказательства, а также указывая на то, что в материалах личного дела призывника Самигуллина З.З. имеются достаточно полные данные, свидетельствующие о том, что он обязанности по воинскому учету не исполнял, в военный комиссариат не прибывал без уважительной причины, оснований для предоставления ему отсрочки либо освобождения от призыва до достижения возраста 27 лет не имел, в период с 01 января 2014 года по 27 декабря 2017 года подлежал призыву на военную службу, что позволяло призывной комиссии при вынесении оспариваемого заключения определить отсутствие у него законных оснований для непрохождения военной службы по призыву, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Самигуллина З.З.
С выводом суда первой инстанции и его обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Президиум с выводами судов первой и второй инстанций согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного Закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).
В силу пункта 34 названного Положения (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Законом N 53-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения).Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
На основании пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктами 7 и 8 Положения предусмотрено, что после принятия решения о создании призывной комиссии ее председатель - глава местной администрации или иной представитель местной администрации совместно с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований) составляет график работы призывной комиссии, на основании которого в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) разрабатываются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений нормативных правовых актов возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Следовательно, законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 30 октября 2014 года N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента Чеченской Республики", неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействия, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействия), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу.
Вместе с тем, поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Из копии материалов личного дела призывника Самигуллина З.З. следует, что он обязанности в области воинского учета надлежащим образом не исполнял: им в установленный законом срок в военный комиссариат не представлены сведения об изменении семейного положения (19 сентября 2015 года им заключен брак с гражданкой Самигуллиной К.А.); после изменения места жительства (29 июля 2015 года он зарегистрирован по месту проживания в Калининском районе г.Уфы) в установленный срок для постановки на воинский учет в военный комиссариат Орджоникидзевского и Калининского районов г.Уфа Республики Башкортостан не явился.
Судами первой и второй инстанций также правильно установлено, что после отчисления из БГМУ по инициативе образовательной организации у Самигуллина З.З. оснований для предоставления ему отсрочки либо освобождения от призыва до достижения возраста 27 лет не имелось. При этом, как следует из копии материалов личного дела призывника, Самигуллин З.З. после отчисления из БГМУ продолжал состоять на воинском учете в военном комиссариате Октябрьского и Советского районов г. Уфа и указанный военный комиссариат располагал сведениями о том, что Самигуллин З.З. в 2013 году восстановлен в названном образовательном учреждении, как ликвидировавший академическую задолженность (л.д.... ).
Вместе с тем, материалы дела, в том числе копии материалов личного дела призывника, не содержат доказательств о направлении Самигуллину З.З. соответствующей установленным требованиям повестки, в том числе через руководителя и должностных лиц, ответственных за военно-учетную работу, по месту его учебы.
Однако судом первой инстанций таким юридически значимым обстоятельствам, как отсутствие у граждан, подлежащих призыву на военную службу, обязанности самостоятельно явиться в военный комиссариат по вопросам, связанным с призывом при этом, обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву, возложена на военные комиссариаты; военный комиссариат Октябрьского и Советского районов г. Уфа, располагая сведениями о месте учебы Самигуллина З.З, не имеющего оснований для предоставления отсрочки и освобождения от военной службы, с января 2014 года до достижения им 27-летнего возраста мер по его надлежащему оповещению о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не принимал, надлежащая правовая оценка не дана.
Допущенные судом первой инстанции нарушения, хотя на них указывалось в апелляционной жалобе представителя административного истца, суд апелляционной инстанции, вопреки требованиям статей 308, 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не устранил.
Нарушения норм права, допущенные судом апелляционной инстанции, являются существенными, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Самигуллина З.З, что согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются основанием для отмены апелляционного определения и направления дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, проверить все доводы и возражения сторон, правильно оценить представленные доказательства и принять решение в строгом соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, президиум Верховного Суда Республики Башкортостан
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 января 2019 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий Р.Р. Усманова
Справка: судья Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Ибрагимов А.Р.; судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе: Кривцовой О.Ю. (председательствующий), Куловой Г.Р. (докладчик), Смирновой О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.