Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
Председательствующего Кучукова О.М.
Судей Хамирзова М.Х. и Мисхожева М.Б.
при секретаре Сокуровой С.З.
с участием представителя военного прокурора 316 военной прокуратуры Эльдарова З.А, представителя военного комиссариата КБР Гонибовой М.Н, Шурдумовой М.П,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мисхожева М.Б. гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора 316 военной прокуратуры к Военному комиссариату Кабардино-Балкарской Республики о признании права на пенсию в повышенном размере, и возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца,
по апелляционной жалобе Военного комиссариата Кабардино-Балкарской Республики на решение Нальчикского городского суда КБР от 10 июля 2019 года,
установила:
Военный прокурор 316 военной прокуратуры, действуя в интересах несовершеннолетней Шурдумовой Д.М. 15 августа 2007 года рождения обратился с иском к Военному комиссариату КБР, в котором просил признать за Шурдумовой Д.М. право на получение пенсии по случаю потери кормильца в повышенном на 32% размере, и возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет выплачиваемой пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения ее расчетного размера на 32%.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что Шурдумова Д.М. является дочерью ветерана боевых действий Шурдумова М.К, и получателем пенсии по случаю потери кормильца.
Обращение Шурдумовой М.П. - матери несовершеннолетней Шурдумовой Д.М, в июне 2019 года с заявлением о повышении пенсии по случаю потери кормильца на 32 процента расчетного размера пенсии, ответчик согласно письму от 13 июня 2019 года оставил без удовлетворения, мотивируя свой отказ тем, что в силу пункта "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее по тексту Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N-I) правом на получение пенсии в повышенном размере наделены сами ветераны боевых действий, и это право на членов семей ветерана боевых действий не распространяется.
Считая отказ ответчика незаконным, нарушающим права несовершеннолетней, истец обратился в суд с настоящим иском.
В возражении на исковое заявление, ответчик, указывая, что правом на получение пенсии в повышенном размере Шурдумова Д.М. не наделена, просил в удовлетворении заявленных истцом требований отказать.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 10 июля 2019 года исковые требования военного прокурора 316 военной прокуратуры удовлетворены в полном объеме.
В поданной апелляционной жалобе Военным комиссариатом Кабардино-Балкарской Республики ставится вопрос об отмене решения Нальчикского городского суда КБР и принятии по делу нового решения об отказе в иске.
В обоснование жалобы ответчик, ссылаясь на положения статьи 10 Конституции Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионом обеспечении", указывал, что удовлетворяя иск, суд первой инстанции фактически расширил действие пункта "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N-I, закрепив за Шурдумовой Д.М. право на получение пенсии в размере, повышенном на 32 процента, тогда как в силу действующего законодательства такое право носит личностный характер, и признается лишь за самими ветеранами боевых действий.
Заслушав доклад судьи Мисхожева М.Б, изучив материалы дела, обсудив апелляционную жалобу, Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 данного Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных данным Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
В силу требований пункта "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 настоящего Закона.
Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие. Субъектами же получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 29 данного Закона являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.
В соответствии со статьей 46 Закона при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьей 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсии.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий и участниками Великой Отечественной войны, но и членам их семьи при назначении пенсии по случаю потери кормильца.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Шурдумов М.К. умер 30 октября 2015 года.
Удостоверение ветерана боевых действий выдано Шурдумову М.К. 18 марта 2005 года.
Шурдумова Д.М, как это следует из свидетельства о рождении серии I-ВЕ N является дочерью Шурдумова М.К, получает пенсию по случаю потери кормильца, назначенную в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Шурдумова Д.М. обладает правом на повышение размера пенсии по случаю потери кормильца на 32 процента в порядке, установленном пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N, как члену семьи ветерана боевых действий.
Соответственно довод о том, что Шурдумова Д.М, являясь членом семьи погибшего Шурдумова М.К, не наделена правом на получение пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере, основан на ошибочном толковании норм материального права и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Таким образом, коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы, которые основаны на ошибочном толковании норм материального права. Судом полно и всесторонне исследованы представленные сторонами доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 10 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Военного комиссариата Кабардино-Балкарской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий О.М.Кучуков
Судьи М.Х.Хамирзов
М.Б.Мисхожев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.