Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Ташуев М.З., рассмотрев жалобу МУ "Местная администрация городского поселения Терек" на постановление мирового судьи судебного участка N1 Терского судебного района от 7 мая 2019 года и решение судьи Терского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении местной администрации городского поселения Терек" Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N1 Терского судебного района КБР от 7 мая 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Терского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17 июня 2019 года, Муниципальное учреждение "Местная администрация г.п. Терек Терского муниципального района КБР" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики 29 июля 2019года, МУ "Местная администрация городского поселения Терек" просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и прекратить производство по делу за отсутствием в действиях местной администрации состава административного правонарушения.
В обоснование незаконности обжалуемых судебных постановлений заявитель указал, что акты выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии дорог городского поселения составлены в нарушение требований Федерального закона от 21.04.2005 года 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля - в отсутствие владельца дорог. В то время как в бланке акта выявленных недостатков, разработанном и используемом ОГИБДД, указано, что владелец (представитель владельца) участвует в проведении обследования с учетом положений Федерального закона от 21.04. 2005 года N 294-ФЗ"
Кроме того, в актах выявленных недостатков, проведенных на ул. Пушкина, Шогенцукова и Кирова указана дата проведения проверки "14. 03. 2019г." и время проведения проверки "13ч. 26 м.", "13ч. 27 м." и "13ч. 28 м.". (остальные акты составлены с разницей по времени в 2-3 минуты). Из этого следует, что одним сотрудником ОГИБДД в течение трех минут на трех перекрестках, расположенных в разных местах городского поселения проведена проверка в установленном порядке с осуществлением фото-, фиксации выявленных нарушений. За указанный период времени это практически не выполнимо. Вместе с тем, указанные акты взяты за основу для внесения предписания и составления протокола об административном правонарушении.
В связи с указанными обстоятельствами автор жалобы считает, что названные акты не могут быть использованы в качестве доказательств по делу об административном правонарушении.
По мнению автора жалобы, в материалах дела отсутствуют установленные в соответствии с действующим законодательством признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, в действиях местной администрации г.п. Терек, и потому производство по делу подлежит прекращению ввиду отсутствия вины местной администрации во вменяемом ей правонарушении.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Согласно п. 12 ст. 3 Федерального Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 8 ноября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ от 6 октября 2003 года N131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов полселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на муниципальное образование, в ведении которого находятся указанные дороги.
Из материалов дела следует, что 14.03.2019 года в ходе проведения повседневного обследования улично-дорожной сети г..п. Терек выявлены нарушения и зафиксированы нарушения требований ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", СНП 2.05.02-85 "Свод правил. Автомобильные дороги", выразившейся в отсутствии дорожных знаков на перекрестке улиц Пушкина и Шогенцукова г..п. Терек дорожный знак 2.4 "Уступите дорогу"; возле дома N 20 по улице Пушкина г..п. Терек дорожный знак 2.4 "Уступите дорогу"; на перекрестке улиц Кирова и Шогенцукова г..п. Терек дорожный знак 2.4 "Уступите дорогу"; на перекрестке улиц Кабардинская и Шогенцукова г..п. Терек дорожные знаки 2.4 "Уступите дорогу" и 2.1 "Главная дорога"; на перекрестке улиц Кабардинская и Татуева г..п. Терек дорожные знаки 2.4 "Уступите дорогу" - 2 шт. и 2.1 "Главная дорога"; на перекрестке улиц Кабардинская и Ханиева г..п. Терек дорожные знаки 2.4 "Уступите дорогу" и 2.1 "Главная дорога"; возле дома N 1 по улице Ханиева г..п. Терек дорожный знак 2.4 "Уступите дорогу"; на перекрестке улиц Теунова и Кирова г..п. Терек дорожные знаки 2.4 "Уступите дорогу" и 2.1 "Главная дорога" - 2 шт.; на перекрестке улиц Теунова и Калинина г..п. Терек дорожные знаки 2.1 "Главная дорога" - 2 шт.; на перекрестке улиц Теунова и Гагарина г..п. Терек дорожные знаки 2.1 "Главная дорога" - 2 шт.; на перекрестке улиц Панагова и Ханиева г..п. Терек дорожные знаки 2.1 "Главная дорога" - 2 шт.; на перекрестке улиц Панагова и Татуева г..п. Терек дорожные знаки 2.4 "Уступите дорогу" и 2.1 "Главная дорога" - 2 шт.; на перекрестке улиц Панагова и Татуева г..п.
Терек дорожные знаки 8.13 "Направление главной дороги" - 2 шт. В связи с чем 19.03.2019 года в адрес МУ "Местная администрация г..п.Терек" было направлено предписание N3886 об устранении причини условий способствующих реализации угроз безопасности участников дорожного движения улично-дорожной сети г..п.Терек.
По результатам обследования составлены акты выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 25.03.2019 года, произведена фотофиксация выявленных нарушений.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении МУ "Местная администрация г.п. Терек Терского муниципального района КБР" 14.03.2019года протокола об административном правонарушении и привлечения его 7 мая 2019 года мировым судьёй судебного участка N1 Терского судебного района КБР к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения МУ "Местная администрация г.п. Терек указанного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актами о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) и фототаблицами к ним и иными материалами дела, которым судами обеих инстанций дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По делу фактически не оспаривается обязанность Местной администрации по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе по оснащению улиц города дорожными знаками, указывается лишь на допущенные при проверке сотрудниками полиции нарушения процедуры проверки и оформление актов проверки, которые не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений.
Доводы, имеющие правовое значение, были проверены в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.
Действия МУ "Местная администрация г.п. Терек квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Наказание назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 12.34 КоАП РФ в виде административного штрафа с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса, минимальный размер снижен наполовину.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N1 Терского судебного района от 7 мая 2019 года и решение судьи Терского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении местной администрации городского поселения Терек" Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, оставить без изменения жалобу МУ "Местная администрация городского поселения Терек" - без удовлетворения.
И.о. председателя
Верховного Суда КБР М.З. Ташуев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.