Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Пуховой Е.В.,
судей Местниковой С.А, Осиповой А.А,
при секретаре Ноговицыной Е.И,
с участием прокурора Никифоровой М.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 июня 2019 г, которым по иску заместителя прокурора города Якутска в интересах Филимоновой Л.Н. к Окружной администрации города Якутска о предоставлении жилого помещения,
ПОСТАНОВЛЕНО:
Иск удовлетворить.
Обязать Окружную администрацию города Якутска предоставить Филимоновой Л.Н. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 12 кв.м, но не более 24 кв.м, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом права Филимоновой Л.Н. на дополнительную жилую площадь.
Заслушав доклад судьи Осиповой А.А, объяснения представителя истца - прокурора Никифоровой М.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора города Якутска в интересах Филимоновой Л.Н. обратился в суд с указанным иском к Окружной администрации города Якутска, ссылаясь на то, что Филимонова Л.Н. является инвалидом ********, страдает тяжелой формой хронического заболевания, дающей право на внеочередное предоставление жилого помещения, а также двоих несовершеннолетних детей, вступившим в законную силу решением суда признана недееспособной, в установленном законом порядке признана малоимущей, состоит на учете нуждающихся в жилом помещении. Проверкой установлено, что ответчиком до настоящего времени Филимоновой Л.Н. жилое помещение не предоставлено, отказано в связи с отсутствием финансирования из республиканского бюджета, что является нарушением жилищных прав истца. Представитель истца просил обязать ответчика предоставить Филимоновой Л.Н. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом права Филимоновой Л.Н. на дополнительную жилую площадь.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с данным решением суда, представитель ответчика обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и вынести новое решение об отказе в иске по тем основаниям, что обеспечение жилым помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005 г, подлежит финансированию за счет субъектов РФ.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель истца - прокурор Никифорова М.В. в судебном заседании с апелляционной жалобой не согласилась, представила возражение.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения относительно нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), выслушав прокурора, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлено, что согласно справке ФКУ ******** от _______ серии ******** N... Филимоновой Л.Н. установлена вторая группа инвалидности ********.
Заболевание код ******** включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, дающих Филимоновой Л.Н. право на дополнительную жилую площадь, согласно Приказу Минздрава России от 30 ноября 2012 г. N 991н "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь", также это заболевание включено в действующий в настоящее время Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г. N 987н.
Решением общественно-жилищной комиссии (выписка из протокола N... от _______), утвержденным распоряжением Окружной администрации города Якутска от _______ N.., Филимонова Л.Н. признана малоимущей и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с _______, а также поставлена на учет граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения в связи с заболеванием, входящим в действовавший на тот период Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378.
Сведения о жилых помещениях, принадлежащих Филимоновой Л.В, отсутствуют.
Установив указанные обстоятельства, в том числе, что Филимонова Л.Н. в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, страдает тяжелой формой хронического заболевания, включенного в предусмотренный законом Перечень заболеваний, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у Филимоновой Л.Н. в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ права на предоставление жилого помещения по договору социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь, и удовлетворил исковые требования заместителя прокурора города Якутска.
Судебная коллегия признает данный вывод суда первой инстанции правильным, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, соответствует обстоятельствам дела, подтвержден исследованными доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение жильем инвалидов подлежит финансированию за счет средств бюджета субъекта РФ, а также об отсутствии у Администрации соответствующего финансирования, судебная коллегия признает несостоятельными.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке.
В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством РФ органом.
Филимонова Л.Н. поставлена на жилищный учет по установленному Жилищным кодексом Российской Федерации основанию, в связи с чем она подлежит обеспечению жилым помещением органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда, возможность внеочередного предоставления жилья не зависит от бюджетной обеспеченности муниципального образования.
В силу ст. ст. 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Федеральный закон от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абз. 12 ч. 1 ст. 2абз. 12 ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен ч. ч. 3, 4 ст. 57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
При этом содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Из изложенного следует вывод, что предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочием органа местного самоуправления.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции по существу заявленных сторонами требований и возражений против них.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 июня 2019 г. по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: Е.В.Пухова
Судьи: С.А.Местникова
А.А.Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.