Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Кычкиной Н.А., Дьяконовой З.С.,
при секретаре Гороховой А.Ю,
с участием прокурора Рязанской А.Д,
с участием представителя избирательной комиссии муниципального района "Олёкминский район" РС(Я) Егорочкиной Н.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Авелева И.С. на решение Олёкминского районного суда Республики Саха (Якутия) от 08 августа 2019 года, которым
по административному делу по иску Авелева И.С. к избирательной комиссии муниципального района "Олёкминский район" РС(Я) о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии муниципального района "Олекминский район" РС(Я) от 28 июля 2019 года об отказе в регистрации Авелева И.С. в качестве кандидата на должность главы муниципального района "Олекминский район",
постановлено:
В удовлетворении административного искового заявления кандидата на должность главы муниципального района "Олёкминский район" Авелева И.С. к избирательной комиссии муниципального района "Олекминский район" Республики Саха (Якутия) об отмене постановления избирательной комиссии муниципального района "Олекминский район" Республики Саха (Якутия) от 28 июля 2019 года, отказать.
Заслушав доклад судьи Дьяконовой З.С, выслушав пояснения представителя избирательной комиссии муниципального района "Олёкминский район" РС(Я) Егорочкиной Н.В, заключение прокурора, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Авелев И.С. обратился в суд к избирательной комиссии муниципального района "Олёкминский район" РС(Я) о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии муниципального района "Олекминский район" РС(Я) от 28 июля 2019 года об отказе в регистрации Авелева И.С. в качестве кандидата на должность главы муниципального района "Олекминский район". Иск мотивирован следующим. 06 июля 2019 года Авелев И.С. подал в избирательную комиссию муниципального района "Олекминский район РС(Я)" (далее ИКМР) документы о выдвижении в качестве кандидата на должность главы муниципального района "Олекминский район". __ ИКМР приняла решение об отказе в регистрации кандидата на должность главы муниципального района "Олекминский район" РС(Я) Авелева И.С. Основанием отказа явилось то обстоятельство, что Авелев И.С. не представил документ, подтверждающий смену фамилии и, кроме того, в ходе проверки представленных подписных листов, содержащих *** подписей избирателей, рабочая группа признала недействительными *** подписей. Основанием для признания недействительными *** подписей избирателей послужило то, что дата рождения сборщика подписей была исправлена без оговорки о внесении исправлений в сведения о сборщике подписей. Оставшиеся *** подписей избирательная комиссия посчитала недостаточной для регистрации кандидата. Оспаривая отказ в регистрации, истец указывает, что избирательная комиссия не имела права требовать предоставления документа, не указанного в избирательном законодательстве. Смену фамилии Авелев И.С. подтвердил предоставлением ИКМР трудовой книжки, в которой указана на смену фамилии с ***. на Авелева И.С. Считает, что выводы комиссии о недействительности *** подписей избирателей являются необоснованными, поскольку каких-либо исправлений в указании даты рождения сборщика подписей не имеется, была допущена помарка, которая объясняется сменой ручки.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с данным решением суда, административный истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и удовлетворить исковое заявление полностью. В обоснование доводов о незаконности решения суда ссылается на неправильное установление судом обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права. Указывает, что члены избирательной комиссии не обладают специальными познаниями в области почерковедения, чтобы делать вывод об исправлениях при указании даты рождения сборщика подписей. Такой вывод можно было сделать, по мнению истца, только на основании заключения специалиста - почерковеда. Также настаивает на своей позиции, что не должен был подтверждать смену своей фамилии специальными документами, что было достаточным предъявление копии трудовой книжки с указанием на смену фамилии.
В судебное заседание явился представитель избирательной комиссии муниципального района "Олекминский район" Егорочкина Н.В.
Истец Авелев И.С. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Согласно статье 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.
Судебная коллегия, выслушав представителя ответчика, заключение прокурора, полагавшего оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу истца без удовлетворения, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Перечень документов и сведений, которые должен представить кандидат на должность главы района в избирательную комиссию, в которой будет осуществляться регистрация кандидата, предусмотрен частями 2 - 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), а также частями 3 - 3.2 Закона Республики Саха (Якутия) "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)".
Пунктом "в" части 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ и пунктом 3 части 3.1 статьи 38 Закона РС(Я) "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)" предусмотрено, что если кандидат менял фамилию или имя, или отчество он должен представить копии соответствующих документов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 11 июня 2019 года по решению районного Совета депутатов МР "Олекминский район" N... на 8 сентября 2019 года назначены выборы на должность главы МР "Олекминский район" и депутатов Совета депутатов МР "Олекминский район".
6 июля 2019 года Авелев И.С. подал в ИКМР документы о самовыдвижении кандидатом на должность главы МР "Олекминский район".
19 июля 2019 года в 17.15 часов Авелев И.С. представил избирательной комиссии подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата на 6 листах в 1 папке в 1 экземпляре. Заявленное количество подписей избирателей - 95, протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на бумажном носителе на 1 листе в 1 экземпляре.
19 июля 2019 года Авелев И.С, внес уточнения в сведения о кандидате, указав, что при выдвижении в кандидаты им представлен документ об изменении его фамилии в виде записи в трудовой книжке. В связи с более продолжительными сроками ожидания копии документа, подтверждающего смену фамилии, просил считать выписку в трудовой книжке документом, подтверждающим смену его фамилии.
24 июля 2019 года, ИКМР вынесено решение N... о направлении кандидату на должность главы МР "Олекминский район" Авелеву И.С. извещения о выявленных недостатках в документах, представленных кандидатом для уведомления о выдвижении и для регистрации. Назначена дата регистрации кандидата на должность главы МР "Олекминский район" Авелева И.С. на 28 июля 2019 года.
В извещении указывалось, что в результате проверки документов, представленных кандидатом Авелевым И.С. для уведомления о выдвижении и для регистрации, выявлены недостатки - отсутствует документ, предусмотренный п.п.3 ч.3.1 ст.38 Закона РС (Я) о муниципальных выборах.
Кроме того, Авелеву И.С. было устно сообщено, что он не представил документ, подтверждающий смену фамилии.
Поскольку к указанному сроку- 28 июля 2019 года Авелев И.С. не представил документ, подтверждающий смену фамилии, ИКМР пришел к выводу об отказе в регистрации Авелева И.С. в качестве кандидата на должность главы Олекминского района по основанию не предоставления документов в полном объеме.
Еще одним основанием для отказа в регистрации послужило то обстоятельство, что в ходе проверки представленных Авелевым И.С. подписных листов ИКМР выявила и признала 17 подписей избирателей из представленных 95 подписей недействительными. В результате количество действительных подписей составило 78, при том, что для регистрации кандидата необходимо 86 голосов.
Суд, отказывая в удовлетворении иска Авелева И.С, исходил из того, что у ИКМР имелись законные основания для отказа в регистрации кандидата.
Данные выводы соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуется с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение. В силу указанного решение суда не может быть отменено по доводам апелляционной жалобы.
Из справки о заключении брака N.., выданной 12 июля 2019 года руководителем отдела Управления ЗАГС при Правительстве Республики Саха (Якутия) по.., следует, что в органе записи актов гражданского состояния имеется запись акта о заключении брака N... от 8 августа 2008 года между ***, __ года рождения, и А.., __ года рождения. После заключения брака присвоены фамилии: Авелев и Авелева соответственно.
В результате проверки документов, представленных Авелевым И.С. в ИКМР, выявлено несоответствие фамилии кандидата Авелева И.С, указанной в документах об его образовании фамилии - ***
О выявленном несоответствии, а также о рассмотрении на заседании избирательной комиссии __ вопроса о регистрации кандидата избирательная комиссия известила кандидата Авелева И.С. 24 августа 2019 года, то есть за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В указанной норме предусмотрено, что не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Документ, подтверждающий смену фамилии кандидата с *** на "Авелев", а именно справка о заключении брака N.., выданная 12 июля 2019 года руководителем отдела Управления ЗАГС при Правительстве Республики Саха (Якутия) по.., до 28 августа 2019 года, Авелевым И.С. не была представлена.
Довод истца о том, что он получил указанную справку 30 августа 2019 года, не может служить основанием для продления установленного законодательством срока для представления уточнений.
Пунктом 2 статьи 11.1 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в этом же федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
Учитывая, что заседание Избирательной комиссии муниципального района, на котором рассматривался вопрос о регистрации кандидата, было назначено на 28 августа 2019 года, последним днем для уточнений и дополнений в документы, содержащие сведения о кандидате, являлось 26 августа 2018 года.
Довод жалобы о том, что смена фамилии была подтверждена копией трудовой книжки, является несостоятельным. Фамилия кандидата была изменена в связи с заключением брака. Сведения о заключении брака и смене при этом фамилии, могут быть подтверждены свидетельством о заключении брака, который выдается соответствующим органом ЗАГС. При отсутствии такого документа, указанные сведения могут быть подтверждены справкой органа ЗАГС, выдаваемой на основании имеющихся в актах гражданского состояния записей. Трудовая книжка является документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, и не может расцениваться как документ, подтверждающий смену фамилии.
Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата является основанием для отказа в регистрации кандидата на основании подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Согласно п.1 ст. 41 Федерального закона N 67-ФЗ для регистрации кандидата на должность главы муниципального образования, кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее чем за 40 дней до дня голосования (в последний день - до 18 часов по местному времени) представляет в избирательную комиссию муниципального образования, окружную избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе (если таковые собирались). Подписные листы представляются в сброшюрованном и пронумерованном виде;
Решением ИКМР "Олекминский район" N... от 15 июня 2019 года "О количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов на должность главы "Олекминский район" установлено, что максимальное количество подписей избирателей, представляемых в ИКМР должно составлять ***, количество подписей избирателей, подлежащих проверке - 100% представленных подписей, количество подписей, необходимых для регистрации кандидатом, должно составлять *** подписей, что составляет ***% от числа избирателей, зарегистрированных на территории МР "... ".
Кандидат Авелев И.С. представил подписные листы с *** подписями избирателей. В ходе проверки рабочая группа по приему и проверке подписных листов выявила и признала *** подписей избирателей недействительными, в результате количество действительных подписей составило ***.
Основанием для признания недействительными *** подписей избирателей явилось то обстоятельство, что в сведениях о сборщике подписей, а именно в дате рождения сборщика имелись не оговоренные исправления.
Согласно пункту "з" части 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом.
В подписном листе N... с семнадцатью подписями избирателей, поддержавших кандидатуру самовыдвиженца Авелева И.С. на должность главы МР "Олекминский район", в указании даты рождения " ***" сборщика подписей С.., удостоверившей подписной лист, имеется исправление второй цифры в дне рождения. Исправление не оговорено сборщиком подписи, что является основанием, в соответствии с пунктом "з" части 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, для признания всех подписей в подписном листе, удостоверенных сборщиком подписей, недействительными.
Довод жалобы, что избирательная комиссия должна была привлечь к проверке подписей эксперта-почерковеда и, только на основании его заключения могла сделать вывод о недействительности подписей, основан на неправильном толковании норм избирательного законодательства.
Частью 3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что к проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей.
Таким образом, привлечение к проверке подписных листов экспертов, в том числе для проведения почерковедческой экспертизы, является правом, а не обязанностью избирательной комиссии.
В данном случае необходимости в привлечении к проверке подписей эксперта-почерковеда не имелось, поскольку наличие исправления в дате рождения сборщика подписей, указанной на подписном листе N... и отсутствие оговорки о внесении этого исправления, является явным, определяется визуально, и специальных познаний для установления данных обстоятельств, не требуется.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что оснований, влекущих безусловную отмену судебного решения, не усматривается, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
Решение Олёкминского районного суда Республики Саха (Якутия) от 08 августа 2019 года, по административному делу по иску Авелева И.С. к избирательной комиссии муниципального района "Олёкминский район" РС(Я) о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии муниципального района "Олекминский район" РС(Я) от 28 июля 2019 года об отказе в регистрации Авелева И.С. в качестве кандидата на должность главы муниципального района "Олекминский район", оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: В.В. Ноева
Судьи: Н.А. Кычкина
З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.