Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Александрова Р.С., рассмотрев жалобу защитника привлекаемого лица на постановление Алданского районного суда РС(Я) от 29 сентября 2018, решение Верховного Суда РС(Я) от __, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.10 КоАП РФ, в отношении гражданина *** Лю Гуйцзинь, __ г.р.,
установила:
28 сентября 2018 года в отношении гражданина *** Лю Гуйцзинь составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.10 КоАП РФ.
Постановлением судьи Алданского районного суда РС(Я) от 29 сентября 2018 года Лю Гуйцзинь признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.10 КоАП РФ, в связи с осуществлением трудовой деятельности на территории Российской Федерации без соответствующего разрешения, совершенным повторно.
Решением судьи Верховного Суда РС(Я) от 11 октября 2018 года постановление судьи районного суда оставлено без изменения.
С указанными судебными актами защитник привлекаемого лица не согласился и обратился с жалобой в Верховный Суд РС(Я). Просит отменить постановление и решение судов, производство по делу прекратить. В обоснование ссылается на то, что постановление от 09 июня 2018 г. о привлечении Лю Гуйцзинь к административной ответственности по ч.1 ст. 18.10 КоАП РФ, а также решение Алданского районного суда об оставлении данного постановления без изменения были отменены решением Верховного Суда РС(Я) от 11 апреля 2019 г, производство по делу прекращено. Данное обстоятельство подтверждает, что основания для привлечения иностранного гражданина к административной ответственности по ч.3 ст. 18.10 КоАП РФ отсутствуют.
Изучив доводы, изложенные в жалобе, представленные документы, копии судебных актов, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.18.10 КоАП РФ административным правонарушением является осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.
Согласно ч. 3 ст. 18.10 КоАП РФ повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Судьями Алданского районного суда РС(Я) и Верховного Суда РС(Я) установлено, что 27 сентября 2018 года в 00 час. 10 мин. в результате выездной проверки сотрудниками ОВМ ОМВД России по... совместно с ОЭБ и ПК ОМВД России по... по адресу:.., выявлен гражданин *** Лю Гуйцзинь, __ г.р. При проверке сведений из базы данных " ***" стало известно, что Лю Гуйцзинь пересек границу 13 сентября 2018 года через КПП " ***", цель въезда - "коммерческая". Иностранный гражданин был поставлен на миграционный учет по месту пребывания по адресу:... с 07 июня 2018 года по 30 августа 2018 года. Лю Гуйцзинь осуществлял трудовую деятельность на участке.., в качестве ***.
При проверке установлено, что указанное лицо ранее было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.18.10 КоАП РФ постановлением ОВМ МВД России по... от 09 июня 2018 г.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Лю Гуйцзинь к административной ответственности по ч.3 ст.18.10 КоАП РФ в связи с повторным совершением административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.10 КоАП РФ, в течение одного года.
Между тем, с квалификацией действий Лю Гуйцзинь по ч. 3 ст. 18.10 КоАП РФ согласится нельзя.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.10 КоАП РФ, в качестве обязательного признака включает в себя, в том числе, повторное совершение лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ.
В постановлении судьи Алданского районного суда РС(Я) и решении Верховного Суда РС(Я) указано, что ранее Лю Гуйцзинь был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ постановлением ОВМ МВД России по Алданскому району от 09 июня 2018 года.
Однако постановление от 09 июня 2018 года о назначении Лю Гуйцзинь наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 18.10 КоАП РФ, отменено решением судьи Верховного Суда РС(Я) от 11 апреля 2019 года, производство по делу об административном правонарушении в отношении Лю Гуйцзинь прекращено на основании п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, оснований полагать, что привлекаемое лицо 27 сентября 2018 года совершило повторно административное правонарушение и его действия квалифицируются по ч. 3 ст. 18.10 КоАП РФ, не имеется.
В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.10 КоАП РФ составляет один год со дня выявления административного правонарушения. Нарушение выявлено 27 сентября 2018 года, соответственно, на момент рассмотрения настоящей жалобы в Верховном Суде РС(Я) срок давности не истек.
Составы административных правонарушений, предусмотренные частью 1 и ч. 3 ст. 18.10 КоАП РФ, имеют единый родовой объект посягательства. Кроме того, санкция части 1 статьи 18.10 КоАП РФ предусматривает менее строгое наказание, чем санкция части 3 указанной статьи.
Судьями Алданского районного суда РС(Я) и Верховного Суда РС(Я) установлен факт нарушения требований миграционного законодательства и виновность привлекаемого лица. В поданной в Верховный Суд РС(Я) жалобе также не оспаривается виновность иностранного гражданина в нарушении требований миграционного законодательства, а приведены доводы о несогласии с квалификацией его действий по ч. 3 ст. 18.10 КоАП РФ - за повторное совершение правонарушения.
При таких обстоятельствах судебное постановление подлежит изменению, действия Лю Гуйцзинь - переквалификации с ч. 3 ст. 18.10 КоАП РФ на ч.1 ст. 18.10 КоАП РФ.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Назначенное иностранному гражданину наказание в виде штрафа в максимальном размере с административным выдворением соответствует пределам санкции статьи и отвечает требованиям статьи 4.1 КоАП РФ.
Судьями Алданского районного суда и Верховного Суда РС(Я) на основании представленных документов установлено, что Лю Гуйцзинь, пересек границу РФ 13 сентября 2018 г. через КПП " ***" с целью въезда "коммерческая", поставлен на миграционный учет в.., однако работал в качестве *** на территории РС(Я). Данное обстоятельство свидетельствует о пренебрежительном отношении указанного лица к требованиям законов РФ и нежелании их соблюдать. Административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Оно может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений миграционного закона, оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону.
Руководствуясь п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, учитывая то, что санкция ч.1 ст. 18.10 КоАП РФ по отношению к ч. 3 ст. 18.10 КоАП РФ улучшает положение Лю Гуйцзинь как, лица привлекаемого к административной ответственности, прихожу к выводу о необходимости изменения судебных постановлений путем переквалификации действий иностранного гражданина на ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ.
С учетом характера совершенного правонарушения и степени вины нарушителя считая законным и обоснованным назначения ему наказания в том виде и пределах, которые установлены ее санкцией, а именно: административного штрафа в размере 5000 руб. административным выдворением за пределы Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
постановила:
постановление Алданского районного суда РС(Я) от 29 сентября 2018, решение Верховного Суда РС(Я) от 11 октября 2018, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.10 КоАП РФ, в отношении гражданина *** Лю Гуйцзинь, __ г.р, изменить.
Переквалифицировать действия Лю Гуйцзинь, __ г.р, с ч.3 ст.18.10 КоАП РФ на ч.1 ст.18.10 КоАП РФ.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
И.о. зам. Председателя
Верховного Суда РС (Я) Александрова Р.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.