Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Дьяконова З.С., рассмотрев жалобу представителя ОА г. Якутска Федорова Е.К. на постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении ОА г. Якутска,
установил:
Постановлением судьи Якутского городского суда РС(Я) от 30 июля 2019 года ОА г. Якутска признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с постановлением суда, представитель ОА г. Якутска обратился в Верховный Суд РС(Я) с жалобой, в которой просит отменить постановление, ссылаясь на отсутствие вины администрации города. Указывает, что ОА г. Якутска привлечена к ответственности за несогласие с представлением прокурора о наличии нарушений жилищного законодательства. ОА г. Якутска, рассмотрев представление прокурора г. Якутска, в установленный срок дала ответ о том, что решение межведомственной комиссии ГО "город Якутск" по исключению молодой семьи П... из списка получателей социальной выплаты в 2019 году, вопреки мнению прокурора, является законным и обоснованным. Законность указанного решения межведомственной комиссии подтверждена решением Якутского городского суда от 23 июля 2019 года об отказе в удовлетворении административного иска П... об оспаривании решения межведомственной комиссии об исключении молодой семьи П... из списка получателей социальной выплаты.
В судебном заседании представитель ОА г. Якутска Федоров Е.К. поддержал жалобу, просит ее удовлетворить по изложенным в ней основаниям.
Прокурор Никифорова М.В. считает, что ОА г. Якутска законно и обоснованно привлечено к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.
Изучив материалы административного дела, доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина установлены в главе 2 раздела 3 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 26 указанного Закона предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в том числе органами местного самоуправления.
При осуществлении возложенных на него функций прокурор, согласно требованиям статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, использует полномочия, предусмотренные статьей 22 вышеназванного Закона.
В силу статьи 6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Положения Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предоставляющие прокурору право вносить представления об устранении нарушений закона, обязывают должностных лиц, в чей адрес они вынесены, рассматривать данные представления, однако характер принимаемых мер должны определять сами должностные лица.
Как усматривается из представленных материалов заместителем прокурора г. Якутска внесено в ОА г. Якутска представление, в котором указано, что прокуратурой города проведена проверка по обращению П... о нарушении жилищных прав при реализации подпрограммы " ***". По результатам проверки прокуратура города пришла к выводу, что решение Межведомственной комиссии ГО "... " от 10.04.2019 N... об исключении молодой семьи из списка получателей социальной выплаты в 2019 году и из сводного списка участников мероприятия " ***" в связи с несоответствием требованиям подпрограммы, являются не законным и не обоснованным.
В представлении указано на безотлагательное рассмотрение представления и принятие конкретных мер по устранению и недопущению впредь выявленных и перечисленных в представлении нарушений действующего законодательства, причин и условий, им способствовавших. Также предписано рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения закона.
Представление прокурора от 16 мая 2019 года, адресованное ОА г. Якутска было рассмотрено в установленный законом срок. По результатам его рассмотрения 31 мая 2019 года заместителю прокурора г. Якутска направлено сообщение о том, что решение Межведомственной комиссии ГО "город Якутск" от 10 апреля 2019 года N... об исключении молодой семьи П... из списка получателей социальной выплаты в 2019 году и из сводного списка участников мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" является законным и обоснованным.
По существу ответа можно сделать вывод, что ОА г. Якутска не согласилась с представлением заместителя прокурора г. Якутска об устранении нарушений жилищного законодательства, исходя из позиции, что нарушений жилищного законодательства и прав молодой семьи П... ОА г. Якутска не допускала. В ответе на представление изложено подробное обоснование несогласия с позицией прокурора.
В ходе производства по делу представитель ОА г. Якутска оспаривал виновность в совершении вмененного ОА г. Якутска административного правонарушения, заявляя в числе иных доводов, что представление прокурора является необоснованным, факт нарушения администрацией положений жилищного законодательства, обеспечивающих права молодых семей на социальную поддержку, и правомерность изложенного в нем требования о принятии мер по устранению соответствующего нарушения не доказаны, такого нарушения администрацией не допущено, исключение семьи Павлуцких из списка молодых семей, имеющих право на социальную выплату, соответствует требованиям, предъявляемым жилищным законодательством порядку постановки на учет и исключение с учета молодых семей.
В настоящей жалобе представитель ОА г. Якутска заявляет о необоснованности привлечения ОА г. Якутска к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приводя аналогичные доводы.
При рассмотрении дела в Верховном Суде РС(Я) представлена копия решения Якутского городского суда от 23.07.2019 об отказе в удовлетворении административного иска П... об оспаривании решения межведомственной комиссии об исключении молодой семьи Павлуцких из списка получателей социальной выплаты.
Из пояснения представителя ОА г. Якутска в суде следует, что ОА г. Якутска оспорила законность представления в Якутском городском суде РС(Я). Проведена подготовка к рассмотрению иска ОА г. Якутска о признании незаконным спорного представления прокурора.
Указанное свидетельствует о спорности позиции прокурора о незаконности решения межведомственной комиссии об исключении молодой семьи Павлуцких из списка получателей социальной выплаты, и как следствие, законности требований прокурора. Между тем, ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ наступает за умышленное невыполнение законных требований прокурора.
Требования статей 6, 24 Федерального закона "О прокуратуре" относительно рассмотрения представления прокурора ОА г. Якутска были выполнены.
Несогласие прокурора с содержанием ответа, полученного по результатам рассмотрения представления, не может служить основанием для привлечения ОА г. Якутска к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При изложенных данных, с учетом положений указанной нормы, а также позиции ОА г. Якутска о незаконности представления прокурора, которая не проверена в ходе производства по делу и ничем не опровергнута, невозможно сделать безусловный вывод о виновности указанного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, при рассмотрении настоящего дела судом оставлено без внимания следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Представление заместителя прокурора города Якутска от 16 мая 2019 года в числе прочих содержит требование о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.
Между тем данное требование не соответствует положениям Закона о прокуратуре.
Частью 1 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить перечисленные в указанной норме дисциплинарные взыскания.
Аналогичные положения установлены статьей 27 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ).
В случае, если работник является муниципальным служащим, на него распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными названным Федеральным законом.
Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке. Содержащееся в представлении заместителя прокурора города Якутска от 16 мая 2019 года императивное требование о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц противоречит приведенным нормам Закона о прокуратуре, Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ.
При таких обстоятельствах постановление судьи Якутского городского суда вынесенное в отношении ОА г. Якутска по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении ОА г. Якутска, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Верховного Суда РС(Я): З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.