Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Матвеева М.К., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ФКУ "Исправительная колония N 7" УФСИН России по РС(Я) Платонова И.И. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.33 КоАП РФ в отношении юридического лица - федерального казённого учреждения "Исправительная колония N 7" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия), которым
постановлено:
Жалобу представителя Федерального казённого учреждения исправительной колонии N 7 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) Платонова И.И. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) А.Н. Федерального агентства по рыболовству Ленского территориального управления N 014-01-2019 от 29 мая 2019 года, вынесенного по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.33 КоАП РФ, - оставить без удовлетворения.
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) А.Н. Федерального агентства по рыболовству Ленского территориального управления N 014-01-2019от 29 мая 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.33 КоАП РФ, - оставить без изменений.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителя ФКУ "Исправительная колония N 7" УФСИН России по РС(Я) Платонова И.И, действующего на основании доверенности от _______ г. N N.., суд
УСТАНОВИЛ:
29 мая 2019 года постановлением государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Федерального агентства по рыболовству Ленского территориального управления А.Н. N 014-01-2019 ФКУ "Исправительная колония N 7" УФСИН России по РС(Я) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.33 КоАП РФ, подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
24 июня 2019 года Якутским городским судом РС(Я) вынесено вышеуказанное решение, с которым не согласилось ФКУ "Исправительная колония N 7" УФСИН России по РС(Я), обратилось в лице представителя Платонова И.И. с жалобой в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном статьями 30.1, 30.9 КоАП РФ, в которой просит отменить постановление и прекратить производство по делу.
В судебном заседании представитель ФКУ "Исправительная колония N 7" УФСИН России по РС(Я) Платонов И.И. доводы жалобы поддержал в полном объеме, просит жалобу удовлетворить.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителя юридического лица, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст.8.33 КоАП РФ нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Согласно части статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 56 ВК РФ содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы (часть 4).
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6).
В соответствии с частью 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2 статьи 65 указанного Кодекса).
Пунктам 1 и 2 части 15 статьи 65 ВК РФ установлено, что в границах водоохранных зон запрещаются:
использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 65 ВК РФ ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
Согласно частям 1 и 2 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания (часть 1).
Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2).
Как следует из материалов дела, в ходе рейдовых мероприятий на основании Планового (рейдового) задания N 111 от 03.04.2019 г. патрульной группой отдела рыбоохраны совместно с сотрудником Якутского филиала ФГБНУ "Главрыбвод" в 13 часов 40 минут 03 апреля 2019 года на водоохраной зоне водотока высшей рыбохозяйственной категории реки Лены по левому берегу на 1 667 км по лоцманской карте, в границах административной территории ГО "город Якутск" село Табага, протока Табагинская установлен разлив сточных (фекальных) вод на поверхность льда протоки Табагинская водного объекта - река Лена.
В результате обследования 03 апреля 2019 года в 15 часов 45 минут составлен акт осмотра, которым зафиксировано, что сточные (фекальные) воды имеют соответствующий цвет и запах, длиной 1,5 км вдоль протоки и шириной приблизительно от 5 до 10 метров. Сброс сточных вод осуществляется с септика накопителя, производящего сбор жидких отходов с производственных и жилых объектов на территории ФКУ "Исправительная колония N 7" УФСИН по РС(Я). Установлено, что причиной протечки жидких бытовых отходов явилось не герметичность и переполнение названного септика накопителя по пойменной террасе вниз в водный объект - заливаемую в половодье старицу, имеющей гидрологическую связь с протокой Табагинский реки Лена. Кроме того, установлено, что сточные воды, стекая вниз по террасе, накапливаются в заливной старице и впоследствии через естественные канавы и низшие точки рельефа попадают в Хатасскую протоку реки Лена. В результате обследования близлежащей территории ФКУ "Исправительная колония N 7" УФСИН по РС(Я) установлено, что септик накопитель расположен в 5 метрах от заградительного забора, на территории учреждения, и приблизительно в 10 метрах от водного объекта.
В связи с указанными обстоятельствами в отношении ФКУ "Исправительная колония N 7" УФСИН по РС(Я) на основании распоряжения руководителя Федерального агентства по рыболовству Ленского территориального управления от 22 апреля 2019 года N 17 проведена внеплановая выездная проверка продолжительностью 20 рабочих дней/15 часов на предмет соблюдения природоохранного законодательства.
На основании заявки на экспертное сопровождение в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 04.04.2019 N 04-14/1390 в рамках производства проверки в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Заключением эксперта ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Дальневосточному федеральному округу" Макарова И.Н. N 15-19/01 от 04 апреля 2019 года по результатам сравнения показателей наличия в сточной воде, природной воде химических элементов из протоколов испытаний проб почвы с фоновыми показателями с номерами 171/01 от 27.03.2019, 172/01 от 27.03.2019, N 173/01 от 27.03.2019 установлено, что концентрация загрязняющих веществ:
сравнение результатов исследования пробы N 1 (взятой возле поста N 9 из образовавшейся лужи на водоохраной зоне протоки Табагинская реки Лена), с пробой N 2 (с места впадения примерно 200 метров на протоке Табагинская реки Лена) - установлено превышение фосфат-иона в 1,3 раза;
сравнение результатов исследования пробы N 3 (ниже места впадения примерно 300 метров на протоке Табагинская реки Лена) относительно пробы N 2 (выше места впадения примерно 200 метра на протоке Табагинская реки Лена) установлено превышение загрязняющих веществ по АПАВ в 4,8 раза, фосфат-иона в 1,7 раза, также наблюдается повышение содержание нитрат-иона по сравнению с пробой N 2.
сравнение полученных результатов в точке N 1 (проба N 1), точка N 2 (проба N 2), точка N 3 (проба N3) с нормативами предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения показало: АПА в точке N 3 (проба N 3) в 1,25 раза, меди в точке N 1 (проба N1) в 3,8 раза, в точке N 2 (проба N 2) в 2,8 раза, марганца в точке N 1 (проба N 1) в 3,7 раза, в точке N 2 (проба N2) в 140 раза, в точке N 3 (проба N 3) в 105 раз. Общее железно: в точке N 1 (проба N 1) в 5,7 раза, в точке N 2 (проба N 2) в 20,2 раза, в точке N 3 (пробе N3) в 13,7 раза, нефтепродукты в точке N 1 (проба N 1) в 2,4 раза, в точке N 2 (проба N 2) в 1,66 раза, в точке N 3 (проба N 3) в 1,35 раза, фенолы в точке N 1 (пробе N 1) в 2,3 раза, натрий в точке N 1 (пробе N 1) в 3 раза, в точке N 2 (проба N 2) в 2,68 раза, в точке N 3 (проба N 3) в 2,97 раза, нитрит-иона в точке N 1 (проба N 1) в 7,25 раза, в точке N 2 (проба N 2) в 6,25 раза, в точке N 3 (проба N 3) в 7,25 раза, фосфат-ион в точке N 1 (проба N1) в 22,66 раза, в точке N 2 (проба N 2) в 17,33 раза, в точке N 3 (проба N3) в 30 раз.
Заключением эксперта ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Дальневосточному федеральному округу" Макарова И.Н. N 16-19/01 от 09 апреля 2019 года по результатам сравнения показателей наличия в сточной воде, природной воде химических элементов из протоколов испытаний проб почвы с фоновыми показателями с номерами 187/01 от 03.04.2019, 188/01 от 03.04.2019, N 189/01 от 03.04.2019, N 190/01 от 03.04.2019 установлено, что концентрация загрязняющих веществ по: хлорид-иону, марганцу, общему железу, нефтепродуктов, фенолов, хлорид-ионов, магния, натрия, аммония, нитрит-иона, фосфа-иона в представленных на химический анализ пробах сточной и природной воды указывают на высокую степень загрязнения водного объекта рыбохозяйственного значения.
По результатам выездной внеплановой проверки составлен акт проверки N 17 от 27 мая 2019 года.
По данному факту 27 мая 2019 года государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Черепановым А.Н. в отношении ФКУ "Исправительная колония N7" УФСИН России по РС(Я) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.33 КоАП РФ, и впоследствии вынесено постановление о назначении административного наказания.
Проверив представленные материалы дела и постановление государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов N 014-01-2019 от 29 мая 2019 года, судья городского суда пришел к выводу о том, что вина ФКУ "Исправительная колония N 7" УФСИН России по РС(Я) в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.33 КоАП РФ доказана.
Вывод судьи городского суда является правильным и подтверждается собранными по делу доказательствами, сомнений в допустимости, относимости которых в материалах дела не усматривается.
Доказательства по делу, в частности названные выше доказательства, также фототаблица, протоколами отбора проб для исследования от 27.03.2019 г. и 03.04.2019 г, рыбохозяйственной характеристикой реки Лена на участке поселка Табага (1677 - 1672 км от устья, материалами Управления Росприроднадзора по РС(Я), протоколом об административном правонарушении, также иных доказательств, которые получили оценку по правилам, установленным ст.26.11 КоАП РФ, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Постановление о привлечении администрации к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Вопреки доводам жалобы ФКУ "Исправительная колония N 7" УФСИН России по РС(Я) было надлежащим образом извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Так, имеющееся в материалах дела уведомление о составлении протокола об административном правонарушении на 27 мая 2019 года в 15 часов 30 минут направлено в адрес учреждения 22мая 2019 года, получена им в тот же день. В подтверждение на названном уведомлении имеется номер входящей корреспонденции учреждения 1474 от 22.05.2019.
При этом на составление имелась явка представителя ФКУ "Исправительная колония N 7" УФСИН России по РС(Я) Платонова И.И, полномочия которого вопреки доводам жалобы соответствуют требованиям процессуальных норм, в частности статьи 25.5 КоАП РФ.
В названном уведомлении отражен факт нарушения, в связи с которым составляется протокол об административном правонарушении, указаны, при этом требования статей 28.2, 25.15 КоАП РФ.
По смыслу положений статей 28.2, 25.1, 25.3 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его законного представителя.
При этом лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также его законному представителю должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, возражать относительно его существа и обстоятельств.
Таким образом, указанные в жалобе обстоятельства сами по себе не может служить основанием для отмены судебного акта.
Вопреки доводам жалобы нарушение требования ч.3 ст.28.5 КоАП РФ о немедленном составлении протокола об административном правонарушении не является пресекательным и не может являться основанием для отмены постановления о привлечении к административной ответственности.
Иные доводы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, отмену либо изменение постановления и решения суда по делу не влекут.
С учетом изложенного решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2019 г. по данному делу об административном правонарушении подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.33 КоАП РФ в отношении юридического лица - федерального казённого учреждения "Исправительная колония N 7" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия) - оставить без изменения, жалобу представителя ФКУ "Исправительная колония N 7" УФСИН России по РС(Я) Платонова И.И. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) М.К. Матвеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.