Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Гаянова А.Р,
судей Гиниатуллиной Ф.И, Мирсаяпова А.И,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаянова А.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе г. Казани Катковой Е.Н. на решение Приволжского районного суда г. Казани от 11 апреля 2019 года, которым постановлено:
иск Ильиной Т.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе города Казани о включении периодов работы в стаж удовлетворить;
обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе города Казани применить льготное исчисление как один год работы за один год и 6 месяцев к периодам работы Ильиной Татьяны Васильевны с 11.05.1999 по 31.12.2016 (за исключением периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 10.08.2007 по 27.11.2008) в должности фельдшера-лаборанта патолого-анатомического отделения ГУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан";
взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе города Казани в пользу Ильиной Т.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе г. Казани Катковой Е.Н, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Ильиной Т.В, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Ильина Т.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе г. Казани (далее - Управление) с требованиями о включении периодов работы в стаж, признании права на досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование иска указала, что 27.02.2018 она подала заявление в Управление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях".
Решением Управления от 14.03.2018 в досрочном назначении страховой пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. При этом ответчиком период работы истца с 11.05.1999 по 31.12.2016 (за исключением периода нахождения в административном отпуске по уходу за ребенком с 10.08.2007 по 26.11.2008) в должности фельдшера-лаборанта патолого-анатомического отделения в ГУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан", в настоящее время ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан" был включен в стаж в календарном порядке.
Истец с данным решением ответчика не согласилась, просила суд включить в специальный стаж вышеуказанные периоды работы с 11.05.1999 по 31.12.2016 (за исключением периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком) в должности фельдшера-лаборанта патолого-анатомического отделения ГУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан" как 1 год и 6 месяцев за год работы, а также обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 27.02.2018, взыскать расходы по уплаченной государственной пошлине.
В дальнейшем истец заявила требования о взыскании с ответчика в свою пользу компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.
В судебном заседании истец Ильина Т.В. и ее представитель Верхов О.А. требования уточнили, просили применить к оспариваемым периодам работы истца льготный порядок исчисления, просили суд взыскать расходы по оплате государственной пошлины, требования в части возложения на ответчика обязанности назначить досрочную страховую пенсию, компенсации морального вреда не поддержали.
Представитель Управления Каткова Е.Н. иск не признала.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан", о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Суд принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Управление ставит вопрос об отмене решения суда ввиду незаконности и необоснованности. При этом указывает, что в числе структурных подразделений, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии как один год и шесть месяцев, "патоморфологическое отделение" не предусмотрено.
Кроме того, индивидуальные сведения за указанные периоды представлены с кодом "выслуга лет 27 ГД (28ГД)", а не с кодом "27-ГДХР", в связи с чем данный период может быть зачтен в специальный стаж только в календарном исчислении.
Представитель третьего лица ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан" в суд апелляционной инстанции не явился. Извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции направлены, судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
На основании частей 2, 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением Правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
На основании подпункта "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список от 29 октября 2002 г. N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список от 22 сентября 1999 г. N 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Материалами дела установлено, что 27 февраля 2018 года Ильина Т.В. обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Решением ответчика N 237329/18 от 14 марта 2018 года в назначении досрочной страховой пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа - 30 лет. В бесспорном порядке в указанный стаж ответчиком зачтено 21 год 03 месяца 11 дней.
Ответчиком в стаж на соответствующих видах работ не включен период нахождения истца в административном отпуске по уходу за ребенком с 10.08.2007 по 26.11.2008 Указанный период ответчиком не оспаривается.
Периоды работы истца с 11.05.1999 по 31.12.2016 в должности фельдшера-лаборанта патолого-анатомического отделения в ГУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер МЗ РТ", в настоящее время ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер МЗ РТ", включены в специальный стаж истца в календарном порядке, поскольку по документам наблюдательного дела в копиях штатных расписаний НПО "Онкология" предусмотрен стационар, где имеется патоморфологическое отделение, предусмотрена должность лаборант, фельдшер лаборант.
В данной части с решением ответчика истец не согласилась, просила суд включить в специальный стаж оспариваемый период работы в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев за год работы.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорный период работы истца подлежит зачету в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, в кратном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Согласно записям в трудовой книжке истца серии AT-VIII N5541769, 11.05.1999 Ильина Т.В. была принята в порядке служебного перевода в Клинический онкологический центр МЗ РТ (в настоящее время ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер МЗ РТ" на должность фельдшера-лаборанта в патолого-анатомическое отделение, где работает по настоящее время. (л.д. 7-9).
Пунктом 3 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 N 781, предусмотрено, что в специальный стаж в льготном исчислении включается работа среднего медицинского персонала, проводящего гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного материала в патолого-анатомических отделениях учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 14, 20 Списка.
Пунктом 1 Списка лечебных учреждений, утвержденного Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 N 781, предусмотрены больницы всех наименований.
Согласно справке, выданной ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер МЗ РТ" Ильиной Т.В. от 01.03.2019 N89, с 11.05.1999 по настоящее время Ильина Т.В. работает в патологоанатомическом отделении фельдшером-лаборантом. В клиническом онкологическом диспансере переименований этого отделения не было (л.д. 160).
Из ответа Министерства здравоохранения Республики Татарстан N 09-01/8957 от 09.08.2019 следует, что согласно уставу в задачи ГАУЗ "Республиканский онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан" входит, помимо оказания специализированной стационарной медицинской помощи больным с онкологическими и предопухолевыми заболеваниями, и такие, как поликлиническая работа с населением, методическое руководство и консультативная помощь врачам-специалистам учреждений здравоохранения по вопросам проведения профилактических осмотров, диспансеризации больных с предопухолевыми и хроническими заболеваниями и т.п.
В состав ГАУЗ "Республиканский онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан" в качестве структурных подразделений входят отделения, оказывающие специализированную стационарную медицинскую помощь населению, которые являются составляющими онкологической больницы.
Согласно справке от 07.05.2018 N254, выданной ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер МЗ РТ", Ильина Т.В. действительно работает в ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер МЗ РТ" в должности фельдшера-лаборанта патолого-анатомического отделения с 11.05.1999 по настоящее время. Отпуск по уходу за ребенком предоставлялся с 10.08.2007 по 27.11.2008, приступила к работе с 27.11.2008. С 11.05.1999 по настоящее время Ильина Т.В. выполняет норму рабочего времени, установленную за 1,0 ставки заработной платы (должностной оклад).
Справка выдана на основании: книг приказов, личной карточки ф Т-2, штатных расписаний, лицевых счетов, тарификационных списков.
Согласно уточняющей справке, выданной ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер МЗ РТ" от 12.03.2019 N107 в период с 11.05.1999 по настоящее время Ильина Т.В. работает в должности фельдшера-лаборанта патологоанатомического отделения ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер" МЗ РТ и непосредственно осуществляет гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала (л.д. 165).
Согласно выписке N145/1 от 14.03.2018 из акта документальной проверки специального трудового стажа застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования по документам наблюдательного дела в копиях штатных расписаний за 1994, 1996, 1997 годы НПО "Онкология" предусмотрен стационар, где имеется "патоморфологическое" отделение, предусмотрена должность лаборант, фельдшер-лаборант на 3 шт.ед. (л.д. 51).
При этом судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции, что оспариваемый период работы истца начинается с 11.05.1999, однако, данные о наличии патоморфологического отделения имеются лишь за 1994, 1996, 1997 годы, кода истец свою трудовую деятельность в данном учреждении не осуществляла.
Довод апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что патоморфологическое отделение не поименовано Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев, а соответственно спорный период работы может быть зачтен в специальный стаж только в календарном исчислении, подлежит отклонению в силу следующего.
Из представленных ГБУ "Государственный архив Республики Татарстан" от 15.02.2019 штатных расписаний Клинического онкологического центра МЗ РТ за 1999 год, 2000 год, 2001 год, 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год усматривается наличие структурного подразделения - патологоанатомическое отделение, предусмотрена должность фельдшера-лаборанта, сведения о наличии патоморфологического отделения отсутствуют (л.д. 137-158).
Поскольку в оспариваемый период времени Ильина Т.В. работала в должности фельдшера-лаборанта в патологоанатомическом отделении, что подтверждается материалами дела, то суд обоснованно пришел к правильному выводу, что спорные периоды работы истца с 11.05.1999 по 31.12.2016 в должности фельдшера-лаборанта патологоанатомического отделения в ГУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер МЗ РТ", в настоящее время ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер МЗ РТ" (за исключением периода нахождения в административном отпуске по уходу за ребенком с 10.08.2007 по 26.11.2008) должны быть засчитаны в ее специальный стаж в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев.
Довод апелляционной жалобы представителя ответчика, что индивидуальные сведения за указанные периоды представлены с кодом "выслуга лет 27 ГД (28ГД)", а не с кодом "27-ГДХР", в связи с чем данный период может быть зачтен в специальный стаж только в календарном исчислении, не может повлечь отмену решения суда первой инстанции, поскольку работодатель, обращаясь к ответчику с заявлением, вносил корректирующие сведения в отношении работы истца (л.д. 174-175).
При этом, как указано в справке N254 от 07.05.2018, выданной ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер МЗ РТ", страховые взносы в Управление за период работы истца уплачены в полном объеме (л.д. 10-11).
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался заявитель в суде первой инстанции в обоснование своей позиции, они были предметом внимания суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных участниками процесса доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Сама по себе иная оценка подателем жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Судом первой инстанции с достаточной полнотой исследованы обстоятельства дела и дана надлежащая оценка представленным доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального права к спорным правоотношениям применены верно, существенных нарушений норм процессуального права не допущено, соответственно, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Приволжского районного суда г. Казани от 11 апреля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе г. Казани Катковой Е.Н. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.