Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Нурмиева М.М, судей Телешовой С.А, Галиевой А.М, при секретаре Миннебаеве Д.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Телешовой С.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Кобылиной Н.В. на решение Черемшанского районного суда Республики Татарстан от 23 мая 2019 года, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований Кобылиной Н.В. к Исполнительному комитету Черемшанского сельского поселения Черемшанского муниципального района Республики Татарстан о признании права собственности в порядке наследования отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кобылина Н.В. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Черемшанского сельского поселения Черемшанского муниципального района Республики Татарстан о признании права собственности на земельные доли в порядке наследования. В обоснование заявленных требований указано, что "дата" умер отец истицы - К.В.И, "дата" умерла мать истицы - М.Р.С. После смерти родителей истицы открылось наследство, состоящее из двух земельных долей, общей площадью 5 га каждая, расположенных в границах землепользования "адрес", что подтверждается свидетельствами о праве собственности на земельные доли серии РТ N 0237518 и серии РТ N 0237517, выданными 16 августа 1999 года Черемшанским районным комитетом по земельным ресурсам и земельной реформе Республики Татарстан К.В.И. и М.Р.С. соответственно. Единственным наследником первой очереди по закону имущества К.В.И. и М.Р.С. является истица Кобылина Н.В. После смерти родителей истица своевременно не обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, между тем, в установленный законом срок фактически приняла наследство, открывшееся после смерти отца и матери, поскольку вступила во владение земельными долями, принадлежащими ее родителям, получала арендную плату за использование земельных долей через Исполнительный комитет Черемшанского сельского поселения Черемшанского муниципального района Республики Татарстан, из которой арендатор производил платежи в бюджет в виде земельного налога и НДФЛ. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истица просила признать за ней право собственности на вышеуказанные земельные доли в порядке наследования.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции истица Кобылина Н.В. заявленные требования поддержала.
Ответчик Исполнительный комитет Черемшанского сельского поселения Черемшанского муниципального района Республики Татарстан о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции извещался надлежащим образом, представитель в суд не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела без его участия, указав, что возражений против удовлетворения заявленных требований не имеет.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Кобылина Н.В. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Истица Кобылина Н.В. о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещена надлежащим образом, в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Ответчик Исполнительный комитет Черемшанского сельского поселения Черемшанского муниципального района Республики Татарстан о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен надлежащим образом, представитель в суд не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 сентября 2016 года, днем открытия наследства является день смерти гражданина.
В силу положений пункта 1 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Пунктами 1, 2 и 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. Как следует из содержания статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В силу пункта 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Аналогичные положения содержались в статьях 528, 532, 546 Гражданского кодекса РСФСР.
Из материалов дела следует, что "дата" умер отец истицы - К.В.И, "дата" умерла мать истицы - М.Р.С.
После смерти родителей истицы открылось наследство, состоящее из двух земельных долей, общей площадью 5 га каждая, расположенных в границах землепользования "адрес", что подтверждается свидетельствами о праве собственности на земельные доли серии РТ N 0237518 и серии РТ N 0237517, выданными 16 августа 1999 года Черемшанским районным комитетом по земельным ресурсам и земельной реформе Республики Татарстан К.В.И. и М.Р.С. соответственно.
Наследником первой очереди по закону имущества К.В.И, М.Р.С. является истица Кобылина Н.В.
Обращаясь с вышеуказанным иском, истица ссылается на то, что после смерти отца и матери она своевременно не обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, между тем, в установленный законом срок фактически приняла наследство, открывшееся после смерти отца и матери, состоящее из вышеуказанных земельных долей.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку истицей не представлено допустимых и бесспорных доказательств, подтверждающих факт принятия ею наследства, открывшегося после смерти ее родителей, в установленный законом срок.
Приложенные истицей к апелляционной жалобе расчетно-платежные ведомости на выдачу денежных средств за аренду паевых земель за 2017 и 2018 годы, утвержденные Главой Черемшанского сельского поселения Черемшанского муниципального района Республики Татарстан, в которых в качестве получателя арендной платы за земельные доли, принадлежащие К.В.И. и М.Р.С, указана истица Кобылина Н.В, не свидетельствуют о фактическом принятии истицей наследства в пределах установленного пунктом 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации шестимесячного срока.
Представленные суду первой инстанции справки Исполнительного комитета Черемшанского сельского поселения Черемшанского муниципального района Республики Татарстан от 20 мая 2019 года, из которых следует, что К.В.И. и М.Р.С. были зарегистрированы и проживали по адресу: Республика Татарстан, Черемшанский район, "адрес" и после смерти указанных лиц их дочь Кобылина Н.В. производила мелкий ремонт хозяйства, ухаживала за огородом и земельными долями, также не могут быть приняты в качестве доказательств фактического принятия истицей наследства, открывшегося после смерти ее родителей, в установленный законом шестимесячный срок, поскольку в названных справках отсутствует указание на период, в течение которого истицей производились соответствующие действия. Помимо этого, сама истица утверждала, что никакого иного имущества, за исключением земельных долей, у ее родителей не имелось.
Доводы апелляционной жалобы истицы повторяют доводы иска, не опровергают выводов суда первой инстанции и направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, оснований для которой, не имеется.
Поскольку обстоятельств, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми, решение суда могло бы быть отменено, судебной коллегией не установлено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черемшанского районного суда Республики Татарстан от 23 мая 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Кобылиной Н.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.