Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Нурмиева М.М,
судей Галиевой А.М. и Телешовой С.А,
при секретаре судебного заседания Миннебаеве Д.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Нурмиева М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Игушиной С.Р. на решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 20 мая 2019 года, которым постановлено:
иск Баздырева Вячеслава Юрьевича к исполнительному комитету Елабужского муниципального района РТ, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан удовлетворить.
Признать право Баздырева Вячеслава Юрьевича на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением как ветерана боевых действий, установленных Законом Российской Федерации
"О ветеранах".
В иске Баздыреву В.Ю. к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ, отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Верховой И.А, поддержавшей доводы жалобы, заслушав объяснения представителя Баздырева В.Ю. - Гараевой Д.Г, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Баздырев В.Ю. обратился к Исполнительному комитету Елабужского муниципального района Республики Татарстан (далее - ИК ЕМР РТ) с иском о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указано, что в
2004 году распоряжением главы администрации г. Елабуга истец был включён в список нуждающихся в жилых помещениях как участник боевых действий в Чеченской Республике. В 2018 году истец получил сообщение о том, что на указанном учёте не состоит. Вступившим в законную силу решением Елабужского городского суда Республики Татарстан от 20 ноября 2018 года Баздырев В.Ю. был восстановлен на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий в очереди лиц, как ветеран боевых действий, согласно Закону Российской Федерации "О ветеранах", с даты первоначальной постановки на учёт - с 25 декабря 2004 года.
В настоящее время истец проживает и зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу "адрес". Истец указывал, что названный жилой дом является ветхим, представляет угрозу жизни и здоровью проживающих в нём граждан. После уточнения требований истец просил признать за ним право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением.
Протокольными определениями суда первой инстанции к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (далее - Минстрой РТ) и Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - Минтруда РТ).
Истец Баздырев В.Ю. в суд первой инстанции не явился, его представитель адвокат Гараева Д.Г. в суде первой инстанции иск поддержала.
Представитель ответчика ИК ЕМР РТ Чершинцева К.В. в суде первой инстанции иск не признала.
Представители ответчиков Минстроя РТ и Минтруда РТ в суд первой инстанции не явились.
Суд первой инстанции иск удовлетворил, приняв решение в вышеприведённой формулировке.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель Минтруда РТ просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске.
В жалобе указано, что представитель Минтруда РТ не был извещён о времени и месте рассмотрения дела; исковое заявление в его адрес не поступало. Апеллянт отмечает, что истец по вопросу включения в сводный республиканский список граждан-получателей субсидий на приобретение жилья за счёт субвенций, выделяемых из федерального бюджета, по состоянию на 16 июня 2019 года не обращался. Кроме того, жилой дом, в котором проживает истец, не был в установленном порядке признан межведомственной комиссией непригодным для проживания. Податель жалобы полагает, что жилищные условия истца могут быть улучшены не только в порядке, установленном Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ
"О ветеранах" (далее - ФЗ "О ветеранах"). Апеллянт полагает, что Минтруда РТ не имеет правовых оснований для восстановления или включения Баздырева В.Ю. в сводный список получателей федеральной субсидии.
Представители ответчиков ИК ЕМР РТ, МСАЖКХ РТ в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
С учётом отсутствия сведений о наличии уважительных причин для их неявки судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 3 ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Согласно положениям подпункта 3 пункта 1 статьи 13 ФЗ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе предоставление жилых помещений.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 ФЗ "О ветеранах" установлено, что ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 названного Федерального закона, предоставляются в том числе меры социальной поддержки в виде обеспечения за счёт средств федерального бюджета жильём ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 того же Федерального закона.
В соответствии с положениями пунктов 1, 2 статьи 23.2 ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 названного Федерального закона, полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 16 и 21 того же Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 указанного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
По делу установлено, что вступившим в законную силу решением Елабужского городского суда Республики Татарстан от 20 ноября 2018 года Баздырев В.Ю. был восстановлен на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий согласно ФЗ "О ветеранах" с даты первоначальной постановки на учёт - 25 декабря 2004 года.
В настоящее время истец зарегистрирован в жилом помещении по адресу "адрес". Из акта обследования от 21 июля 2007 года, составленного Управлением МЧС Республики Татарстан по Елабужскому муниципальному району, следует, что указанный жилой дом, построенный в конце XIX века, представляет угрозу жизни и здоровью проживающих в нём граждан.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что истец как ветеран боевых действий имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 ФЗ "О ветеранах".
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом.
Как было указано выше, вступившим в законную силу решением суда Баздырев В.Ю. был восстановлен на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий согласно ФЗ "О ветеранах" с 25 декабря 2004 года.
Частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" установлено, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Поскольку на дату принятия судом первой инстанции оспариваемого решения Баздырев В.Ю. не реализовал предусмотренное приведёнными положениями ФЗ "О ветеранах" право на улучшение жилищных условий и не был признан утратившим такое право, то вывод суда первой инстанции о признании за ним права на получение соответствующих мер социальной поддержки является верным.
Довод жалобы о том, что истец не обращался с заявлением о включении его в сводный республиканский список граждан-получателей субсидий на приобретение жилья за счёт субвенций, выделяемых из федерального бюджета, основанием для отмены решения служить не может. Оспариваемым решением на ответчиков не было возложено обязанности по предоставлению истцу указанной субсидии; с учётом уточнения заявленных требований судом разрешался лишь вопрос о наличии или отсутствии у истца права на соответствующие меры социальной поддержки.
По тем же основаниям не может быть принят и довод жалобы о том, что Минтруда РТ не имеет правовых оснований для восстановления или включения Баздырева В.Ю. в сводный список получателей федеральной субсидии.
Довод жалобы о том, что жилое помещение истца не признано в установленном порядке непригодным для проживания, основанием для отказа в удовлетворении иска служить не может. Истец в установленном порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года; в силу приведённых положений ФЗ "О ветеранах" признание наличия у истца права на получение мер социальной поддержки в данном случае не обусловлено признанием занимаемого им жилого помещения аварийным.
Довод жалобы о том, что жилищные условия истца могут быть улучшены не только в порядке, установленном ФЗ "О ветеранах", основанием для отмены оспариваемого решения служить не может, поскольку в силу положений пункта 3 статьи 13 названного Закона при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Довод жалобы о том, что Минтруда РТ не было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, опровергается материалами дела (л.д. 24). Судебная коллегия отмечает, что в апелляционной жалобе и в суде апелляционной инстанции представителем ответчика не приведено каких-либо доводов, которые опровергали бы выводы суда первой инстанции.
Иных доводов к отмене оспариваемого решения апелляционная жалоба не содержит.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным; оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 20 мая 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.