Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Насретдиновой Д.М,
судей Новосельцева С.В. и Сахиповой Г.А,
при секретаре судебного заседания Глейдман А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нурлат Республики Татарстан (межрайонное) Шакировой Р.М. на решение Алькеевского районного суда Республики Татарстан от 4 июня 2019 года, которым постановлено:
иск Кашапова Ф.Ф. удовлетворить частично.
Признать отказ Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нурлат Республики Татарстан (межрайонное) в установлении Кашапову Ф.Ф. повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, незаконным.
Включить Кашапову Ф.Ф. в трудовой стаж работы в сельском хозяйстве периоды его работы с 11 апреля 1978 года по 19 февраля 1979 года в качестве инженера водополивного оборудования в РО "Сельхозтехника" и с 23 сентября 1983 года по 12 сентября 2004 года в должности начальника Татарско-Бурнаевского филиала в РО "Сельхозхимия".
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нурлат Республики Татарстан (межрайонное) установить Кашапову Ф.Ф. с 1 января 2019 года повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Кашапова Ф.Ф, возражавшего против удовлетворения жалобы судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кашапов Ф.Ф. обратился с иском (уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Алькеевском районе Республики Татарстан о перерасчете размера назначенной пенсии и взыскании недополученной суммы.
В обоснование своих требований истец указал, что с 11 января 2019 года, являясь получателем страховой пенсии по старости, он обратился в территориальный орган пенсионного фонда с заявлением о повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с наличием стажа работы в сельском хозяйстве продолжительностью более 30 лет. Однако в перерасчете пенсии ответчиком ему было отказано по мотиву отсутствия требуемой продолжительности стажа работы в сельском хозяйстве.
С данным отказом истец не согласен, полагает, что указанный стаж ответчиком необоснованно не зачтены периоды его работы с 11 апреля 1978 года по 19 февраля 1979 года в качестве инженера водополивного оборудования в Районном объединении "Сельхозтехника" (далее - РО "Сельхолзтехника") и с 23 сентября 1983 год по 12 сентября 2004 года в должности начальника Тат.Бурнаевского филиала в Районном объединении "Сельхозхимия" (далее - РО "Сельхозхимия"). По изложенным основаниям Кашапов Ф.Ф. просил возложить на пенсионный орган обязанность по включению приведенных выше периодов в стаж на соответствующих видах работ, с учетом включения спорных периодов произвести перерасчет назначенной ему пенсии с 1 января 2019 года, а также взыскать с ответчика недополученную сумму пенсии из расчета 133 рубля в месяц и 10 000 рублей в счет компенсации причиненного ему морального вреда.
Определением Алькеевского районного суда Республики Татарстан от 27 марта 2019 года в связи с осуществленной реорганизацией в форме присоединения произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Алькеевском районе Республики Татарстан его правопреемником - Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нурлат Республики Татарстан (межрайонное).
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика иск не признал, указывая, что общая продолжительность стажа работы истца в сельском хозяйстве по состоянию на 1 января 2019 года составила 8 лет 8 месяцев 22 дня. Спорные периоды работы истца не могут быть зачтены в указанный стаж, поскольку сельское хозяйство не является основным видом деятельности указанных организаций.
Судом вынесено решение о частичном удовлетворении исковых требований в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ответчика, выражая несогласие с постановленным по делу решением в части удовлетворения заявленных исковых требований, просит его в указанной части отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на отсутствие предусмотренных законом оснований для включения спорных периодов работы в сельскохозяйственный стаж истца.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился.
Истец, возражая против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить в силе решение суда первой инстанции.
Выслушав объяснения истца, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях", Федеральный закон N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
В силу положений пункта 5 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (часть 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") осуществляется с 1 января 2019 года без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчет не позднее 1 сентября 2019 года. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с 1 января по 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с 1 января 2019 года. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом после 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с даты, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец является получателем страховой пенсии по старости, назначенной ему с 1 ноября 2014 года.
11 января 2019 года Кашапов Ф.Ф. обратился в территориальный пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера выплачиваемой ему страховой пенсии в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в связи с наличием стажа работы в сельском хозяйстве продолжительностью более 30 лет.
Письмом ответчика от 21 января 2019 года N 01-1-19/0006 в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы в сельском хозяйстве - 30 лет, в который в бесспорном порядке зачтено 8 лет 8 месяцев 22 дня. При этом перечисленные выше спорные периоды в стаж истца на соответствующих видах работ ответчиком включены не были.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд пришел к выводу о наличии установленных законом оснований для включения в стаж работы Кашапова Ф.Ф. в сельском хозяйстве оспариваемых ответчиком периодов, в связи с чем возложил на ответчика обязанность установить истцу с 1 января 2019 года повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Так, согласно части 16 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Реализуя указанные законоположения Правительство Российской Федерации постановлением от 29 ноября 2018 года N 1440 утвердило Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" (далее - Список) и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" (далее - Правила).
Как следует из положений пункта 3 Правил, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:
а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страх...
б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 г, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
Пунктом 6 Правил установлено, что при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются:
а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;
б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При этом согласно действующему правовому регулированию в сельскохозяйственный стаж в соответствии с приведенными Правилами подлежат включению периоды, поименованные в упомянутом выше Списке работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты.
Из записей в трудовой книжке колхозника следует, что 11 апреля 1978 года Кашапов Ф.Ф. был принят на работу в РО "Сельхозтехника" в качестве инженера водопроводного оборудования, где проработал до 19 февраля 1979 года и был уволен по собственному желанию. С 23 сентября 1983 года истец был принят на работу в Алькеевское РО "Сельхозхимия" начальником Тат.Бурнашевского филиала (так в трудовой книжке колхозника) и уволен с занимаемой должности 12 сентября 2004 года.
Согласно справке от 24 августа 2005 года N 17, выданной конкурсным управляющим ОАО "Алькеевская Сельхозтехника", за время деятельности указанной организации имели место следующие переименования: с 1965 года по 1986 год - "Алькеевское РО Сельхозтехника", с 1987 года по сентябрь 1991 года - Алькеевское ремонтно-техническое предприятие, с сентября 1991 года по август 1994 года - Алькеевское районное производственное объединение "Сельхозтехника", с августа 1994 года по август 2001 года - акционерное общество открытого типа "Алькеевская сельхозтехника", с августа 2001 года по 2004 год - открытое акционерное обществе "Алькеевская Сельхозтехника" (лист дела 45).
В соответствии с представленной в деле архивной справкой от 10 марта 2015 года N 10 в предисловии описи дел по личному составу фонда ОАО "Агрохимсервис" Алькеевского района Республики Татарстан имеются следующие сведения о переименовании: с 1979 года - РО "Сельхозхимия" Алькеевского района, с августа 1986 года - производственное объединение "Агропромхимия" Алькеевского района, с августа 1995 года - ОАО "Агрохимсервис" Алькеевского района Республики Татарстан (лист дела 47).
При этом из ответа от 2 апреля 2019 года N 306-2019/С, полученного по запросу суда из архивного отдела исполнительного комитета Алькеевского муниципального района Республики Татарстан, следует, что по фондам ОАО "Алькеевская сельхозтехника" и ОАО "Алькеевоагропромхимсервис" учредительные документы (уставы) на хранение не поступали, по причине ликвидации организации не являющейся источником комплектования муниципального архива, документы принимались на постоянное хранение по принципу выборки документов организации. В архив сданы документы по личному составу учреждений (приказы руководителей и лицевые счета рабочих и служащих) с момента организации учреждения до момента его ликвидации. Сведений, указывающих на вид деятельности вышеуказанных организаций, в архивном отделе не имеется.
Вместе с тем из информационного письма Государственного комитета Республики Татарстан по статистике от 3 июня 1998 года N 21-05-7413 следует, что в отношении ОАО "Алькеевская сельхозтехника" Госкомстатом Республики Татарстан в Единый государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности хозяйствования были внесены сведения о присвоении кодов Общероссийского классификатора "Отраслей народного хозяйства" (ОКОНХ), в том числе о присвоении кода 22300.
Из письма Государственного комитета Республики Татарстан по статистике от 4 апреля 1995 года N 21-05-3157 следует, что в соответствии с представленными учредительными документами АООТ "Агрохимсервис" Алькеевского района зарегистрирован вид деятельности - ОКОНХ предприятия 22300.
Общесоюзный классификатор "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ) утвержден Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 1 января 1976 года и представляет собой группировки видов деятельности по отраслям, отличающимся характером функций, выполняемых ими в общей системе общественного разделения труда. Согласно данному классификатору коды с 20000 по 29000 отнесены к разделу "сельское хозяйство", код 22300 присваивается организациям по обслуживанию сельского хозяйства.
Проанализировав указанные документы, суд первой инстанции счел возможным отнести РО "Сельхолзтехника" и РО "Сельхозхимия" к предприятиям сельского хозяйства, предусмотренным разделом 1 Списка (растениеводство (бахчеводство, виноградарство, лесоводство, луговодство, овощеводство, плодоводство, полеводство, свекловодство, семеноводство, табаководство, хмелеводство, хлопководство, цветоводство, шелководство) (производство сельскохозяйственных культур, включая формы органического сельского хозяйства, послеуборочная обработка сельскохозяйственной продукции, заготовка, хранение, мелиорация).
Вместе с этим, возлагая на пенсионный орган обязанность по включению в соответствующий стаж истца периодов его работы с 11 апреля 1978 года по 19 февраля 1979 года в качестве инженера водополивного оборудования РО "Сельхозтехника" и с 23 сентября 1983 год по 12 сентября 2004 года в должности начальника Тат.Бурнаевского филиала РО "Сельхозхимия" суд не учел, что основным видом деятельности указанных предприятий сельское хозяйство не является, что подтверждается приложением к информационному письму Государственного комитета Республики Татарстан по статистике N 21-05-7413 от 3 июня 1998 года (листы дела 43 - 45). При этом занимаемы истцом в оспариваемые периоды должности (профессии) соответствующим разделом Списка прямо не предусмотрены, осуществление им деятельности по растениеводческому направлению, что является обязательным для включения периодов трудовой деятельности в сельскохозяйственный стаж для целей повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, материалами дела также не подтверждено.
Основания для применения положений пункта 4 вышеназванного Списка, согласно которому работа (деятельность) в колхозах, на машинно-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которая выполнялась на территории Российской Федерации (бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) до 1 января 1992 года включается в данный стаж независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности, в данном случае также отсутствуют, поскольку каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что РО "Сельхозтехника" и Тат.Бурнашевский филиал РО "Сельхозхимия" относились к колхозам, машинно-тракторным станциям, межколхозным предприятиям (организациям), совхозам, крестьянским (фермерским) хозяйствам, артелям (сельскохозяйственным), ни в пенсионный орган, ни в суд истцом не представлено.
С учетом приведенной мотивации обжалуемое решение в части включения Кашапову Ф.Ф. в стаж работы в сельском хозяйстве периодов его работы с 11 апреля 1978 года по 19 февраля 1979 года в качестве инженера водополивного оборудования в РО "Сельхозтехника" и с 23 сентября 1983 года по 12 сентября 2004 года в должности начальника Тат.Бурнаевского филиала в РО "Сельхозхимия" подлежит отмене с принятием в этой части нового решения - об отказе в удовлетворении иска в этой части.
Поскольку без учета указанных периодов работы сельскохозяйственный стаж истца составляет менее 30 лет, оснований для признания отказа пенсионного органа в установлении Кашапову Ф.Ф. с 1 января 2019 года повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты и возложения на ответчика обязанности по его установлению также не имелось, в связи с чем решение суда в указанной части судебной коллегией также отменяется с принятием нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.
Кроме того, в соответствии с требованиями, закрепленными в статьях 98, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с истца в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нурлат Республики Татарстан (межрайонное) подлежит взысканию 3 000 рублей в возмещение уплаченной ответчиком при подаче апелляционной жалобы государственной пошлины.
В остальной части решение суда участвующими в деле лицами не обжалуется и предметом апелляционного рассмотрения не является.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алькеевского районного суда Республики Татарстан от 4 июня 2019 года по данному делу в части признания отказа Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нурлат Республики Татарстан (межрайонное) в установлении Кашапову Ф.Ф. повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости незаконным, включения Кашапову Ф.Ф. в стаж работы в сельском хозяйстве периодов его работы с 11 апреля 1978 года по 19 февраля 1979 года в качестве инженера водополивного оборудования в РО "Сельхозтехника" и с 23 сентября 1983 года по 12 сентября 2004 года в должности начальника Тат.Бурнаевского филиала в РО "Сельхозхимия" и возложения на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нурлат Республики Татарстан (межрайонное) обязанности установить Кашапову Ф.Ф. с 1 января 2019 года повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии отменить и принять по делу в этой части новое решение об отказе в удовлетворении данных исковых требований.
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с Кашапова ФИО8 в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нурлат Республики Татарстан (межрайонное) 3 000 рублей в возврат уплаченной при подаче апелляционной жалобы государственной пошлины.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.