Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Насретдиновой Д.М,
судей Новосельцева С.В. и Сахиповой Г.А,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Ливады А.Н. на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 18 июня 2019 года, которым постановлено:
отказать в удовлетворении исковых требований Ливады А.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан о назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Ливады А.Н. и его представителя Лепковой А.С. поддержавших жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ливада А.Н. обратился с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан о назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения.
В обоснование своих требований истец указал, что является лауреатом государственной премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники "За разработку стеновых керамических энергоэффективных изделий, инновационных технологий и широкое их внедрение в практику массового строительства", что подтверждается соответствующим дипломом. В связи с наличием у него указанной государственной награды 19 декабря 2018 года истец обратился в территориальный орган пенсионного фонда с заявлением о назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения на основании Федерального закона от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ). Однако решением ответчика в назначении ежемесячного материального обеспечения ему было отказано со ссылкой на то, что диплом лауреата премии Правительства Российской Федерации не предусмотрен Перечнем документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 марта 2018 года N 172н.
Данный отказ, по мнению истца, является незаконным, поскольку указанная выше премия присуждена ему высшим органом государственной власти и дает право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ. По изложенным основаниям Ливада А.Н. просил обязать ответчика назначить ему выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения с 9 декабря 2018 года, а также взыскать с ответчика в возмещение понесенных им расходов на оплату государственной пошлины 300 рублей и на оплату услуг представителя 15 000 рублей.
В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали.
Представитель ответчика иск не признал, указывая на то, что премия Правительства Российской Федерации не отнесена к числу премий Российской Федерации, дающих право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с положениями Федерального закона от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ.
Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе истцом ставится вопрос об отмене принятого судом решения по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом в жалобе Ливада А.Н. приводит те же доводы, что и в обоснование предъявленного иска, настаивает на своей правовой позиции по делу, в силу которой считает, что его исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и его представитель жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.
Представитель ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Выслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.
Так, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и дополнительных пособий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на социальное обеспечение вправе определять виды пенсий и дополнительных пособий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий и дополнительных пособий конкретными категориями лиц.
Порядок, условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации, урегулированы специальным Федеральным законом от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией".
Пунктом 1 статьи 1 названного Федерального закона установлено, что граждане Российской Федерации, получающие пенсию, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 приведенной нормы права дополнительное ежемесячное материальное обеспечение назначается лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР).
Судом установлено и из материалов дела следует, что Ливада А.Н. является получателем страховой пенсии по старости.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2013 года N 254-р истец удостоен премии Правительства Российской Федерации 2012 года в области науки и техники за разработку стеновых керамических энергоэффективных изделий, инновационных технологий и широкое внедрение их в практику массового строительства с присвоением звания "Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники".
13 декабря 2018 года Ливада А.Н. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан с заявлением о назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией".
Решением ответчика от 19 декабря 2018 года N 1537683/18 в назначении указанного дополнительного ежемесячного материального обеспечения истцу было отказано со ссылкой на то, что в перечне документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 марта 2018 года N 172н, диплом лауреата премии Правительства Российской Федерации не предусмотрен и в соответствии с положениями Федерального закона от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ правом на дополнительное материальное обеспечение лауреаты премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники также не обладают.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии для этого правовых оснований, поскольку имеющаяся у истца премия Правительства Российской Федерации за достижения в области науки и техники не является государственной наградой, дающей право на получение дополнительного материального обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией".
Судебная коллегия, соглашаясь с указанным выводом суда первой инстанции, признает доводы апелляционной жалобы истца несостоятельными, исходя из следующего.
Так, по смыслу положений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, при определении права гражданина на дополнительное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией должны учитываться исключительно премии, которые присуждались высшими органами государственной власти от имени СССР, РСФСР и Российской Федерации, то есть носящие общегосударственный характер.
В силу положений части 1 статьи 80 и пункта "б" статьи 89 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является главой государства, осуществляет награждение государственными наградами Российской Федерации и присваивает почетные звания Российской Федерации.
При этом к полномочиям Правительства Российской Федерации, определенным Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", не отнесено право учреждать и присуждать премии от имени Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 года N 785 "О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры" учреждены четыре Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий и три Государственные премии Российской Федерации в области литературы и искусства в размере 5 000 000 рублей каждая.
Пунктом 4 данного указа Правительству Российской Федерации поручено рассмотреть вопрос о совершенствовании системы премирования в части, касающейся премий Правительства Российской Федерации, с учетом необходимости осуществления мер государственного поощрения в области науки и техники, образования и культуры, печатных средств массовой информации.
Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2015 года N 485 утверждены Положение о государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и Положение о государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий, государственная премия является высшим признанием заслуг граждан Российской Федерации - деятелей науки перед обществом и государством.
Государственная премия присуждается Президентом Российской Федерации (пункт 5 Положения).
Государственная премия состоит из денежного вознаграждения, диплома, почетного знака лауреата Государственной премии, удостоверения к нему и фрачного знака лауреата Государственной премии (пункт 6 Положения).
В силу пункта 1 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, данная государственная премия в области литературы и искусства является высшим признанием заслуг граждан Российской Федерации - деятелей культуры и искусства перед обществом и государством.
Государственная премия присуждается Президентом Российской Федерации (пункт 3) и состоит из денежного вознаграждения, диплома, почетного знака лауреата Государственной премии, удостоверения к нему и фрачного знака лауреата Государственной премии (пункт 4).
Таким образом, Государственная премия Российской Федерации является высшим признанием заслуг деятелей науки, культуры и искусства перед обществом и государством, присуждается Президентом Российской Федерации гражданам Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 3 Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 544, премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники присуждаются ежегодно гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства за достижения, перечисленные в подпунктах "а" - "и" названного пункта, по решению Правительства Российской Федерации на основании предложений Межведомственного совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники.
В целях стимулирования научно-технического развития и совершенствования системы премирования за достижения в области науки и техники постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 года N 954 "О премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники" учреждено 20 ежегодных премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники в размере 2 000 000 рублей каждая, в том числе 5 премий за работы в сфере обороны и безопасности.
Таким образом, премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники является средством поощрения ученых и специалистов за достижения в соответствующих направлениях научно-исследовательской и научно-технической деятельности, присуждается Правительством Российской Федерации гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, имеющим определенные научные достижения и разработки.
Из содержания приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что премия Правительства Российской Федерации не является государственной премией Российской Федерации в понятии, определенном подпунктом 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией". При этом по смыслу данного закона определенный в нем перечень наград, дающих право на назначение дополнительного материального обеспечения, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Кроме того, следует отметить, что в силу пункта 5 Перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, утвержденного приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 20 марта 2018 года N 172н, гражданами Российской Федерации, являющимися лауреатом Ленинской премии, лауреатом Государственной премии СССР, лауреатом Государственной премии РСФСР, лауреатом Государственной премии Российской Федерации предоставляется диплом лауреата Ленинской премии, лауреата Государственной премии СССР, лауреата Государственной премии РСФСР, лауреата Государственной премии Российской Федерации.
Таким образом, указанный Перечень документов конкретизирует правовой механизм предоставления ежемесячного материального обеспечения лицам, имеющим право на данный вид обеспечения, и не предусматривает такого вида премий, как премия Правительства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что присужденная Ливаде А.Н. премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники не является государственной премией Российской Федерации, в связи с чем у него отсутствует право на получение дополнительного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
В целом доводы апелляционной жалобы истца повторяют правовую позицию, высказанную в суде первой инстанции, направлены на иную оценку исследованных судом обстоятельств, не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 18 июня 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Ливады А.Н. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.