Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Шакуровой Н.К,
при секретаре судебного заседания Сахабутдиновой Р.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Шакуровой Н.К. административное дело по апелляционной жалобе представителя Осипова Николая Михайловича - Юсупзянова Шамиля Разимовича на решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 18 апреля 2019 года, которым постановлено:
административный иск Осипова Николая Михайловича к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Палате имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконными действий, выраженных в отказе в изменении вида разрешенного использования, изложенных в письме от 27 декабря 2018года N5067, и обязании устранить допущенные нарушения путем вынесения решения об изменении вида разрешенного использования удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ руководителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, выраженный в письме от 27 декабря 2018 года за N5067, обязать устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления.
Выслушав представителя административного истца Осипова Н.М. - Юсупзянова Ш.Р. в поддержку апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Осипов Н.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного заседания, об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка и возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав.
В обоснование требований указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером.., вид разрешенного использования - для жилищного строительства, расположенный по адресу: "адрес".
Поскольку данный земельный участок фактически используется не по целевому назначению, а именно на нем расположены объекты торговли, 5 декабря 2018 года Осипов Н.М. обратился в Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее- Исполнительный комитет) с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с вида "для жилищного строительства" на вид "для размещения объектов торговли".
На данное заявление руководителем Исполнительного комитета Авзаловым Л.Г. был дан ответ об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка в связи с тем, что согласно Генеральному плану Азьмушкинского сельского поселения Тукаевского муниципального района, Правилам землепользования и застройки Азьмушкинского сельского поселения земельный участок с кадастровым номером... относится к территории перспективной жилой застройки.
Просил признать такой отказ органа местного самоуправления незаконным и обязать Исполнительный комитет устранить допущенные нарушения путем вынесения решения об изменении вида разрешенного использования.
Судом первой инстанции принято решение о частичном удовлетворении административного иска в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Осипова Н.М. - ЮсупзяновШ.Р. просит об отмене решения суда в части обязания органа местного самоуправления повторно рассмотреть заявление Осипова Н.М. об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Полагает, что суд должен был в этой части возложить на Исполнительный комитет обязанность устранить допущенные нарушения путем вынесения решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право гражданину обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, Осипов Н.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером.., площадью 8 000 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для жилищного строительства.
5 декабря 2018 года Осипов Н.М. обратился в Исполнительный комитет с заявлением об изменении вида разрешенного использования вышеназванного земельного участка с вида "для жилищного строительства" на вид "для размещения объектов торговли".
Письмом руководителя Исполнительного комитета Авзалова Л.Г. от 27декабря 2018 года N 5067 Осипову Н.М. было отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка. При этом указано, что земельный участок с кадастровым номером... согласно Генеральному плану Азьмушкинского сельского поселения Тукаевского муниципального района, Правилам землепользования и застройки Азьмушкинского сельского поселения относится к территории перспективной жилой застройки.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявление административного истца об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером... органом местного самоуправления фактически по существу не было рассмотрено, поскольку ответ, адресованный ОсиповуН.М, был дан относительно другого земельного участка с кадастровым номером... На этом основании судом принято решение о признании незаконным отказа руководителя Исполнительного комитета, выраженного в письме от 27 декабря 2018 года за N5067, с возложением обязанности повторно рассмотреть заявление Осипова Н.М. в соответствии с действующим законодательством.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и фактических обстоятельств дела. Мотивы, по которым суд пришел к вышеуказанным выводам, изложены в оспариваемом решении со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений. Оснований для переоценки представленных в материалы дела доказательств у судебной коллегии не имеется.
Касательно доводов апеллянта о том, что суду надлежало обязать Исполнительный комитет устранить допущенные нарушения прав административного истца путем вынесения решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, судебная коллегия отмечает, что суд не вправе подменять установленную законом процедуру предоставления государственной услуги и предрешать вопросы, которые относятся к компетенции соответствующего органа местного самоуправления.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, судом при рассмотрении дела не допущено.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежащим отмене либо изменению.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 18апреля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Осипова Николая Михайловича - Юсупзянова Шамиля Разимовича без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.