Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Шакуровой Н.К.
при секретаре судебного заседания Кадыровой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафиятуллина Ш.Ш. административное дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Татарстан" на решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 19 апреля 2019 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление Шамбазова Рустама Рафисовича - удовлетворить частично.
Признать решение призывной комиссии Елабужского муниципального района Республики Татарстан от 27 апреля 2017 года N 3/У в отношении Шамбазова Рустама Рафисовича о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, незаконным.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ФКУ "Военный комиссариат Республики Татарстан", поддержавшего доводы жалобы, объяснения административного истца, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шамбазов Р.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии Елабужского муниципального района Республики Татарстан, призывной комиссии Республики Татарстан, военному комиссариату г.Елабуга и Елабужского муниципального района Республики Татарстан, ФКУ "Военный комиссариат Республики Татарстан" об оспаривании решения призывной комиссии и о возложении обязанности выдать военный билет.
В обоснование указал, что 4 мая 2017 года Елабужский военкомат выдал ему справку взамен военного билета, согласно которой он зачислен в запас Вооружённых Сил Российской Федерации, как не прошедший службу по призыву, не имея на то законных оснований. Поскольку он не уклонялся от прохождения военной службы по призыву, просит признать незаконным решение призывной комиссии от 27.04.2017 года в части признания его не прошедшим службу по призыву, не имея на то законных оснований, и о возложении на Елабужский военкомат обязанности выдать военный билет.
Суд вынес решение в вышеизложенной формулировке.
В апелляционной жалобе ФКУ "Военный комиссариат РТ" просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", предусмотрено, что При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).
В силу пункта 34 Положения при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Судом установлено, что истец, "дата" года рождения, 1 марта 2005 года поставлен на воинский учет в отделе военного комиссариата г. Елабуги.
Весной 2006 года истцу была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии п.п. "А" п. 1 ст. 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" как признанному временно не годным к военной службе по состоянию здоровья до 06.07.2007 года.
Весной 2013 года истцу предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с пп. "г" п. 1 ст. 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" до 01.10.2015 года в связи с наличием двух несовершеннолетних детей.
01.10.2015 истцу исполнилось 27 лет.
В силу частей 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Вопреки указанным выше требованиям закона, надлежащих доказательств направления военным комиссариатом повесток о вызове истца для прохождения военной службы административными ответчиками представлено не было.
В ходе судебного разбирательства не нашло подтверждение уклонения от получения истцом повесток, отсутствуют доказательства того, что административный истец отказывался от явки в отдел военного комиссариата, либо иным образом препятствовал осуществлению его призыва на военную службу.
Решение призывной комиссии Елабужского муниципального района Республики Татарстан от 27 апреля 2017 года о признании истца не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, было вынесено при наличии ранее вынесенного решения о предоставлении отсрочки от призыва с связи наличием у него детей. Таким образом, непрохождение истцом военной службы по призыву было вызвано законным основанием.
При таких обстоятельствах, суд признал оспариваемое решение призывной комиссии незаконным и подлежащим отмене.
С таким выводом следует согласиться, поскольку он соответствует материалам дела.
Доводы апелляционной жалобы ФКУ "Военный комиссариат РТ" о том, что истцом пропущен срок для обращения в суд, не влияют на правильность вынесенного решения, поскольку при наличии отсрочки оспариваемое решение от 27 апреля 2017 года о признании истца лицом, не прошедшим службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могло быть вынесено, так как у истца имелись законные основания для освобождения от военной службы.
Отказ в иске по мотиву пропуска срока при наличии вышеуказанных обстоятельств являлся бы формальным подходом к разрешению спора, что противоречит принципу законности и справедливости при рассмотрении и разрешении административных дел (ст. 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 19 апреля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Татарстан" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.