Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Шакуровой Н.К.
при секретаре судебного заседания Кадыровой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафиятуллина Ш.Ш. административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 24 апреля 2019 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Галиуллина Ильдуса Закаровича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость объектов недвижимости:
- нежилого помещения, общей площадью "данные изъяты" квадратных метров, с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес", "адрес" "адрес", в размере 3 042 510 рублей по состоянию на 19 марта 2018 года;
- нежилого помещения, общей площадью "данные изъяты" квадратных метров, с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес", "адрес", в размере 1 624 410 рублей по состоянию на 19 марта 2018 года;
- нежилого помещения, общей площадью "данные изъяты" квадратных метра, с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес", "адрес", в размере 1 403 160 рублей по состоянию на 19 марта 2018 года.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, а также подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором административным истцом подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, то есть с 19 марта 2018 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 19 декабря 2018 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Галиуллин И.З. обратился в суд с административным иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В обоснование указал, что он является собственником:
- нежилого помещения, общей площадью "данные изъяты" квадратных метров, с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес", "адрес", поставленного на государственный кадастровый учет 19 марта 2018 года;
- нежилого помещения, общей площадью "данные изъяты" квадратных метров, с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес", "адрес", поставленного на государственный кадастровый учет 19 марта 2018 года;
- нежилого помещения, общей площадью "данные изъяты" квадратных метра, с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес", "адрес" "адрес", поставленного на государственный кадастровый учет 19 марта 2018 года.
Кадастровая стоимость названных объектов недвижимости определена в соответствии с пунктом 3.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 18 марта 2011 года N 113.
Указанная кадастровая стоимость установлена по состоянию на 19 марта 2018 года, подлежит применению для целей налогообложения с 19 марта 2018 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года... -р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан" и составляет соответственно 9 509 795 рублей 66 копеек, 4 532 824 рубля 10 копеек, 3 915 427 рублей 63 копейки.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, административный истец просил установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером... в размере 3 002 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером... в размере 1 430 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером... в размере 1 236 000 рублей, равном их рыночной стоимости по состоянию на 19 марта 2018 года.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан административный иск не признал.
Суд вынес решение в вышеизложенной формулировке.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
В силу положений статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Этой же нормой предусмотрено право законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года N 82-ЗРТ "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года.
На основании части 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение своих доводов административным истцом суду представлен отчет N... от 6 декабря 2018 года об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Аудит Советник" по инициативе Галиуллина И.З, согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами..,..,... по состоянию на 19 марта 2018 года составила соответственно 3 002 000 рублей, 1 430 000 рублей, 1 236 000 рублей.
На основании ходатайства представителя административного ответчика судом по делу проведена экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости объектов недвижимости, соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости объектов недвижимости, в отношении которых утверждена оспариваемая кадастровая стоимость.
Согласно заключению N... от 29 марта 2019 года эксперта общества с ограниченной ответственностью "Ди энд Эл Оценка" ФИО6 отчет N... от 6 декабря 2018 года об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Аудит Советник" по инициативе Галиуллина И.З, согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами..,..,... по состоянию на 19 марта 2018 года составила соответственно 3 002 000 рублей, 1 430 000 рублей, 1 236 000 рублей, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и методологии.
При этом эксперт пришел к выводу о том, что величина рыночной стоимости спорных объектов недвижимости определена в нем неправильно.
Эксперт определилрыночную стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером.., которая по состоянию на 19 марта 2018 года, согласно заключению, составляет 3 042 510 рублей; объекта недвижимости с кадастровым номером.., которая по состоянию на 19 марта 2018 года, согласно заключению, составляет 1 624 410 рублей; объекта недвижимости с кадастровым номером.., которая по состоянию на 19 марта 2018 года, согласно заключению, составляет 1 403 160 рублей.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что представленный административным истцом отчет о рыночной стоимости объектов недвижимого имущества не соответствует требованиям закона, в связи с чем, не может быть положен в основу решения, при этом, административным ответчиком не представлены доказательства об иной рыночной стоимости объектов недвижимости, поэтому суд взял за основу заключение N... от 29 марта 2019 года эксперта общества с ограниченной ответственностью "Ди энд Эл Оценка" ФИО6, указав, что оно соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о судебно-экспертной деятельности и установилрыночную стоимость в соответствии с данным заключением.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом, поскольку он основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии заключения судебной экспертизы требованиям федерального законодательства, не влияют на правильность вынесенного решения, поскольку они были предметом рассмотрения суда 1-й инстанции и им дана надлежащая оценка. Кроме того, административный ответчик не представил суду допустимых доказательств об иной рыночной стоимости объектов недвижимости.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 24 апреля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.