судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Маркатюк Г.В.
судей: Рагулиной О.А, Наприенковой О.Г.
при секретаре Гавриленко Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Рагулиной О.А.
гражданское дело по иску Волконовской Оксаны Михайловны, действующей в интересах несовершеннолетнего Волконовского Владислава Евгеньевича, к отделу по управлению муниципальным имуществом г. Бородино об обращении взыскания на наследственное имущество,
по апелляционной жалобе Волконовской О.В.
на решение Бородинского городского суда Красноярского края от 25 июня 2019 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Волконовской Оксаны Михайловны, действующей в интересах несовершеннолетнего Волконовского Владислава Евгеньевича, к отделу по управлению муниципальным имуществом г. Бородино об обращении взыскания на наследственное имущество, отказать",
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Волконовская О.М, действующая в интересах несовершеннолетнего сына Волконовского В.Е. обратилась в суд к иском к отделу по управлению муниципальным имуществом г. Бородино с указанными требованиями, мотивировав их тем, что "дата" умер Волконовский Е.Н, являющийся отцом ее сына Волконского В.Е, "дата" года рождения. После его смерти открылось наследство в виде комнаты в общежитии, расположенной по адресу: "адрес", ком. 405, которую принял в наследство ее сын. При жизни с Волконовского Е.Н. в ее пользу были взысканы алименты на содержание Волконовского В, задолженность по которым на дату смерти Волконовского Е.Н. составляет 114 831,05 рублей. Учитывая наличие долговых обязательств у умершего, просит обратить взыскание по судебному приказу N от 29.09.2016г. в размере задолженности в сумме 114831,05 рублей, на имущество наследодателя - комнату N, расположенную в "адрес".
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец Волконовская О.М. полагает решение суда не законным и подлежащим отмене по доводам искового заявления и ссылаясь на наличие у наследодателя иных долговых обязательств.
От ответчика поступили возражения на апелляционную жалобу, согласно которых решение суда полагают законным и обоснованным.
В судебное заседание стороны, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились. В связи с чем, судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив их и доводы возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 27 октября 2009 года родился Волконовский Владислав Евгеньевич, родителями которого являются Волконовская Оксана Михайловна и Волконовский Евгений Николаевич.
"дата" Волконовский Е.Н. умер.
После смерти Волконовского Е.Н. открылось наследство в виде жилой комнаты общей площадью 18,4 кв.м. по адресу: "адрес", ком. 405, право собственности на которую подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от "дата" серии "адрес".
14.03.2019 решением Бородинского городского суда, вступившим в законную силу 16.04.2019, установлен факт принятия Волконовской О.М, действующей в интересах несовершеннолетнего сына Волконовского В.Е, "дата" года рождения, наследства в виде жилой комнаты общей площадью 18,4 кв.м. по адресу: "адрес", ком. 405, открывшегося после смерти отца Волконовского Евгения Николаевича, умершего "дата".
22.04.2019 нотариусом Бородинского нотариального округа Страшковой О.В. выдано свидетельство о праве на наследство по закону, согласно которому наследником Волконовского Е.Н, умершего "дата" является сын - Волконовский В.Е, "дата" года рождения. Наследство, на которое выдано указанное свидетельство состоит из комнаты, расположенной по адресу: России, "адрес", ком. 405.
Право собственности на вышеуказанное наследство в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано в связи с тем, что в отношении наследственного имущества ОСП по "адрес" и "адрес" установлены ограничения и обременения в виде запрета на совершение действий по регистрации.
Согласно сведений, предоставленных ОСП по Рыбинскому району и г. Бородино, в отношении умершего Волконовского Е.Н. имеются неоконченные исполнительные производства.
Судебным приказом " 2-573/2011 от 20.09. 2016г. мировым судьей судебного участка N 17 в г.Бородино взысканы алименты с Волконовского Е.Н. в пользу Волконовской О.М. на содержание Волконовского В.Е. в размере ? доли доходов ежемесячно.
На момент смерти должника постановлением судебного пристава исполнителя о расчете задолженности по алиментам от 08.07.2018 Волконовскому Е.Н. определена задолженность по алиментам на содержание сына Волконовского В.Е. в размере 114 831,05 рублей.
В соответствии с заключением АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" стоимость комнаты, расположенной по адресу: России, "адрес", составляет 188795 рублей.
Разрешая заявленные требования истца, суд первой инстанции, установив наличие задолженности по алиментам на момент смерти наследодателя пришел к выводу о том, что приняв наследство после смерти своего отца, несовершеннолетний Волконовский В.Е. является одновременно и кредитором и взыскателем, в связи с чем, со ссылкой на ст.413 ГК РФ, регламентирующей прекращение обязательств при совпадении в одном лице кредитора и должника, в удовлетворении иска отказал.
Судебная коллегия в целом, соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований, вместе с тем, полагает ошибочным вывод суда о прекращении алиментного обязательства наследодателя ввиду совпадения в одном лице кредитора и взыскателя, полагая его ошибочным.
В соответствии со статьей 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
В силу статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается названным кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
В силу пункта 1 статьи 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (статья 323). Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Как разъяснено в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", в состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, в частности: вещи, включая деньги и ценные бумаги (статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации); имущественные права (в том числе права, вытекающие из договоров, заключенных наследодателем, если иное не предусмотрено законом или договором; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации; права на получение присужденных наследодателю, но не полученных им денежных сумм); имущественные обязанности, в том числе долги в пределах стоимости перешедшего к наследникам наследственного имущества (пункт 1 статьи 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Имущественные права и обязанности не входят в состав наследства, если они неразрывно связаны с личностью наследодателя, а также если их переход в порядке наследования не допускается Гражданским кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами (статья 418, часть вторая статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации). В частности, в состав наследства не входит право на алименты и алиментные обязательства (раздел V Семейного кодекса Российской Федерации).
Выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается смертью лица, получающего алименты, или лица, обязанного уплачивать алименты (абзац шестой части 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации).
Из содержания указанных норм в их взаимосвязи следует, что не связанные с личностью наследодателя имущественные права и обязанности входят в состав наследства (наследственного имущества). При этом к наследникам одновременно переходят как права на наследственное имущество, так и обязанности по погашению соответствующих долгов наследодателя, если они имелись на день его смерти. Наследник должника, при условии принятия им наследства, становится должником кредитора наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. Не наследуются и с момента смерти должника прекращаются на будущее обязательства по уплате алиментов, как обязательства, неразрывно связанные с личностью должника.
Судебное постановление, предусматривающее взыскание алиментов с обязанного лица, возлагает на него обязанность ежемесячно выплачивать определенную денежную сумму, неуплата которой влечет за собой возникновение денежной задолженности (денежного обязательства). Такое денежное обязательство является долгом, не связанным с личностью, а потому обязанность по его уплате переходит к наследнику должника, которую последний, при условии принятия им наследства, обязан погасить в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Применительно к положениям статей 80 - 81 Семейного кодекса Российской Федерации получателем алиментов является родитель, содержащий ребенка; он же является взыскателем в исполнительном производстве.
Образовавшаяся к моменту достижения ребенком совершеннолетия или к моменту признания его дееспособным до достижения совершеннолетия задолженность по алиментам подлежит взысканию в пользу взыскателя на основании исполнительного документа. Недополучение взыскателем (получателем алиментов) средств на содержание ребенка от должника влечет дополнительное обременение взыскателя, так как алименты в силу закона должны уплачиваться регулярно и в полном размере. Соответственно, погашение образовавшейся задолженности по алиментам носит компенсационный характер для получателя алиментов, и право требовать образовавшуюся задолженность возникает непосредственно у родителя, в чью пользу они взысканы.
Данные положения материального закона, судом первой инстанции учтены не были.
Так, несовершеннолетний Волконовский В.Е, принявший наследство после смерти отца, отвечает по долгам наследодателя в пределах наследственной массы.
Вместе с тем, несовершеннолетний Волконовский В.Е. взыскателем алиментов не является, поскольку алименты на его содержание взысканы судом в пользу Волконовской О.М, которая и является их получателем и соответственно, обладателем права требования взыскания образовавшейся у должника задолженности по алиментам с его наследников.
Поскольку материальный истец Волконовский В.Е, не являясь взыскателем алиментов, правом взыскания денежной задолженности по ним не обладает, соответственно, у него не возникло право требования обращения взыскания в счет исполнения долга на наследственное имущество.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о совпадении в одном лице - Волконовском В, кредитора и взыскателя, что влечет прекращение обязательств, является ошибочным и подлежит исключению из решения суда.
Кроме этого, ОУМИ администрации г.Бородино, к которому истцом предъявлены требования, является ненадлежащим ответчиком по делу.
Так, в силу положений ст.1175 ГК РФ ответственность по долгам наследодателя возлагается на его наследников в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества.
Как следует из смысла вышеприведенного законодательства, ответственность по долгам наследодателя возникает у Российской Федерации, или муниципальных образований при наличии вымороченного имущества, которое переходит им в собственность в порядке наследования по закону.
Однако, исковое заявление сведений о наличии вымороченного имущества, оставшегося после смерти наследодателя, не содержит. Отсутствуют указанные сведения и в материалах дела.
Более того, сама истица указывает о принятии наследства в виде комнаты 405 д.47 по ул.Ленина г.Бородино ее сыном Волконовским В.Е.
При наличии наследников умершего принявших наследство, отсутствии вымороченного имущества, ОУМИ г.Бородино ответственности по долгам наследодателя не несет. Предъявление иска к ненадлежащему ответчику, безусловно влечет отказ в удовлетворении этих требований.
Исковых требований в своих интересах Волконовская О.В, в том числе и к наследникам, принявшим наследство, в рамках настоящего иска не заявляла.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что процессуальным истцом избран неверный способ защиты права.
Поскольку неправильное применение норм материального права судом первой инстанции не привело к принятию неправильного решения, по существу в удовлетворении исковых требований истцу отказано верно, оснований для отмены решения суда не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ,
судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бородинского городского суда Красноярского края от 25 июня 2019 года изменить.
Исключить из мотивировочной части решения суда вывод суда о прекращении обязательства ввиду совпадения кредитора и должника в одном лице - Волконовском В.Е.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Волконовской О.М. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.