Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" Савкова О.В. на постановление Раздольненского районного суда Республики Крым от 18 июля2019 года N5-54/2019,
установил:
постановлением Раздольненского районного суда Республики Крым от 18 июля 2019 года N 5-54/2019 Государственное казенное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере двухсот тысяч рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" Савков О.В. подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит отменить постановление Раздольненского районного суда Республики Крым от 18.07.2019 года, производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что постановление суда является незаконным и необоснованным. Служба автомобильных дорог не является надлежащим субъектом административного правонарушения, поскольку в соответствии с Государственным контрактом, заключенным с ГУП "Крымавтодор" именно подрядчик несет полную ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при выполнении работ по указанному Контракту.
Проверив доводы жалобы, заслушав старшего государственного инспектора дорожного надзора Турчика А.А, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Как усматривается из материалов дела, основанием для вынесения постановления от 18.07.2019 года по делу N 5-54/2019 в отношении Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым", явилось несоблюдение требований содержания дорог в соответствии с требованиями стандартов.
Согласно ч.1 ст.12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно положениям статьи 12 Закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закон N 257-ФЗ содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности.
П.1 ст. 17 Закона N 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Постановлением Совета министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О правилах дорожного движения" утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Основные положения).
Согласно пункту 13 Основных положений должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года N 270-ст утвержден "ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", который распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения, устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
Согласно п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривает на участках, проходящих по населенным пунктами и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".
В соответствии с пунктом 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004 в населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных дорогах и улицах, дорогах и улицах местного значения, а в сельских поселениях - на дорогах и улицах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств.
Согласно п. 6.2.4 ГОСТ Р 52289-2004 разметку 1.2 применяют для обозначения края проезжей части (краевая линия). Разметку наносят на расстоянии 0,1-0,2 м от кромки проезжей части без укрепленной полосы как со стороны обочины, так и со стороны разделительной полосы. При наличии укрепленной полосы разметку наносят по границе между проезжей частью и укрепленной полосой.
В силу п. 6.2.17. разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами.
Ширину размечаемого пешеходного перехода определяют по интенсивности пешеходного движения из расчета 1 м на каждые 500 пеш./ч, но не менее 4 м.
Разметку 1.14.1 применяют на пешеходных переходах, ширина которых не превышает 6 м. При ширине пешеходного перехода более 6 м применяют разметку 1.14.2.
Линии разметки 1.14.1 и 1.14.2 наносят параллельно оси проезжей части (рисунок В.7).
Между линиями разметки 1.14.1 и 1.14.2 допускается окрашивать покрытие проезжей части краской для дорожной разметки желтого цвета или устраивать желтое покрытие противоскольжения.
Приказом Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. N 270-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 52766-2007).
Пунктом 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 установлено, что пешеходные переходы должны быть оборудованы дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
Требования государственных стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Такие требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Исходя из положений приведенных выше норм Законов N 196-ФЗ и N257-ФЗ, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений, которые осуществляют дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Приведенные выше нормы не содержат указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Таким образом, юридически значимым обстоятельством при рассмотрении данного дела об административном правонарушении является установление лица, ответственного за содержание указанной автомобильной дороги в безопасном для дорожного движения состоянии, в том числе в части установленных должностным лицом органа ГИБДД нарушений требований к эксплуатационному состоянию дороги для безопасного дорожного движения.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 г. N 1462-р создано Государственное казенное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" путем преобразования Государственного учреждения "Служба автомобильных дорог Республики Крым".
Согласно Уставу ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым", утвержденному Министерством транспорта Республики Крым на основании приказа N 57, целями деятельности Учреждения являются, среди прочего:
- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них;
- размещение заказов для обеспечения государственных нужд Республики Крым в сфере дорожной деятельности;
- обеспечение сохранности закрепленной сети автомобильных дорог;
- организация совершенствования и развития сети автомобильных дорог, повышение их технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния;
- обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам;
- обеспечение безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственным сооружениям на них, повышение их пропускной способности, благоустройства, экологической безопасности, безопасности дорожного движения.
Предметом деятельности ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" является исполнение государственных функций, оказание государственных услуг и (или) выполнение работ в целях обеспечения реализации полномочий Республики Крым в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Крым и искусственных сооружений на них, в рамках реализации долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ и инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджета Республики Крым (п. 2.2 Устава).
По результатам изучения материалов дела судом установлено, что 06.05.2019 года при рассмотрении обращения гражданки ФИО3 было проведено обследование улично-дорожной сети нерегулируемого пешеходного перехода в "адрес" на автодороге межмуниципального значения "данные изъяты" "адрес" Республики Крым и выявлены следующие недостатки в эксплуатационном содержании: отсутствует стационарное уличное освещение в нарушении п.4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования; горизонтальная дорожная разметка имеет износ по площади, превышающий допустимые значения, в нарушение п. 6.2.2 ГОСТ 33220-2015 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию", в нарушении п.п. 6.2,2. 6.2.4. 6.2.7, ГОСТ Р52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств"; слева остановочный пункт общественного пассажирского транспорта не обустроен автопавильоном, лавочкой, урной тротуарами и пешеходными дорожками, техническими средствами организации дорожного движения (дорожной разметкой 1.17), наружным освещением, в нарушение п.5.3.2.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования"; справа остановочный пункт общественного пассажирского транспорта не обустроен автопавильоном, лавочкой, урной, тротуарами и пешеходными дорожками, техническими средствами организации дорожного движения (дорожной разметкой 1.17), наружным освещением, в нарушение п. 5.3.2.1ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования"; на пешеходном переходе отсутствует наружное освещение, в нарушение п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования".
Указанные нарушения зафиксированы инспектором ГИБДД в акте выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 06.05.2019 г.
06.05.2019 г. старшим ИДН ОГИБДД ОМВД России по Раздольненскому району Турчик А.А. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N82 ОВ 008316.
Как указано выше, постановлением Раздольненского районного суда Республики Крым от 18.07.2019 года N 5-54/2019 ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы дела свидетельствуют о том, что во исполнение возложенных на ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" функций по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или муниципального значения 14.09.2018 г. с ГУП Республики Крым "Крымавтодор" заключен Государственный контракт N по выполнению работ по содержанию автодорог общего пользования Республики Крым.
Согласно п. 1.1 Государственного контракта N от 14.09.2018 г. ГУП РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" поручает, а ГУП Республики Крым "Крымавтодор" принимает на себя обязанность выполнить работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Крым, в соответствии с требованиями указанного контракта, включая работы по обеспечению круглогодичного проезда автомобильных транспортных средств, созданию условий для бесперебойного и безопасного дорожного движения, а также по обеспечению сохранности имущественного комплекса, а ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" берет на себя обязательства оплатить вышеуказанные работы, выполненные с надлежащим качеством.
П. 1.1.2 Государственного контракта N N от 14.09.2018 г. установлено, что работы по содержанию дорог осуществляются ГУП Республики Крым "Крымавтодор" путем выполнения комплекса работ в соответствии с условиями данного контракта и его приложениями.
В соответствии с п. 8.1.6 Государственного контракта N от 14.09.2018 г. ГУП Республики Крым "Крымавтодор" несет перед ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" ответственность за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение привлеченным субподрядчиком работ и/или услуг.
Согласно п. 7.1.2, 7.1.3 Государственного контракта N от 14.09.2018 г. для реализации настоящего Контракта ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" принимает на себя обязательства по осуществлению контроля исполнения Контракта ГУП Республики Крым "Крымавтодор" и оплату работ последнего, своевременно информировать ГУП Республики Крым "Крымавтодор" о планируемых изменениях режима эксплуатации участка автомобильной дороги, нормативной документации, о поступающих от пользователей дорог замечаниях, претензиях, жалобах, исках, возникновению которых послужила деятельность ГУП Республики Крым "Крымавтодор".
В соответствии с п. 7.2.3 Государственного контракта N от 14.09.2018 г. для реализации настоящего Контракта ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" имеет право, в том числе, выдавать письменные предписания ГУП Республики Крым "Крымавтодор" на устранение выявленных фактов ненадлежащего содержания автомобильных дорог, а также предписания о приостановке или прекращении работ.
П. 10.4 Государственного контракта N от 14.09.2018 г. установлено, что в случае обнаружения уполномоченным представителем ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" дефектов содержания, последний выдает в адрес ГУП Республики Крым "Крымавтодор" предписание об устранении выявленных дефектов содержания.
Согласно п. 5.1 Государственного контракта N от 14.09.2018 г, данный контракт действует до 31.12.2020 года, нарушения выявлены 06.05.2019 г.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" во исполнение Государственного контракта N от 14.09.2018 г. в период его действия выдавало бы ГУП Республики Крым "Крымавтодор" предписания на устранение нарушений или дефектов содержания дорог, выявление которых послужило основанием для составления акта от 06.05.2019 г.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что по состоянию на 06.05.2019 года Государственное казенное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" являлось лицом, ответственным за указанные в постановлении о назначении административного наказания факты нарушения норм действующего законодательства.
Доказательств, подтверждающих принятие ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" своевременных и достаточных мер по выполнению требований вышеуказанных государственных стандартов, материалы дела не содержат.
Вина ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" в совершении административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, с соблюдением правил ст. 26.11 КоАП РФ, судом первой инстанции дана обоснованная правовая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с выводом судом первой инстанции о соответствии фактическим обстоятельствам дела о виновности ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в жалобе являлись предметом проверки судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой соглашается апелляционная инстанция, поскольку она соответствует требованиям КоАП РФ и согласуется с материалами дела.
Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о том, что им допущены существенные нарушения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч.1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебного постановления, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления Раздольненского районного суда Республики Крым от 18.07.2019 года N 5-54/2019 не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу представителя Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" Савкова О.В. на постановление Раздольненского районного суда Республики Крым от 18 июля 2019 года N 5-54/2019- оставить без удовлетворения.
Постановление Раздольненского районного суда Республики Крым от 18 июля 2019 года N 5-54/2019 - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья "данные изъяты" Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.