Судья Верховного суда Республики Крым Шидакова О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Масёхина Сергея Александровича на решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 10 июня 2019 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 8.2, частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении специалиста по экологической и промышленной безопасности общества с ограниченной ответственностью "Горизонт-Сервис" (делее - ООО "Горизонт-Сервис", общество) Масёхина Сергея Александровича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Управления экологического надзора Южно-Крымского региона, заведующего отделом экологического надзора г.Ялта, старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ N, N, оставленным без изменения решением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 10 июня 2019 года, специалист по экологической и промышленной безопасности ООО "Горизонт-Сервис" Масёхин С.А. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьёй 8.2, частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Крым, Масёхин С.А. выражает несогласие с решением судьи городского суда, поскольку оно является незаконным, необоснованным, подлежащим отмене, а производство по делу - подлежащим прекращению в связи с отсутствием в его действиях состава административных правонарушений, предусмотренных статьёй 8.2, частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Масёхин С.А, будучи извещенным о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, явку защитника не обеспечил, с заявлением об отложении слушания дела не обращался, в связи с чем в порядке статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела по жалобе, дело об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективную сторону состава административного правонарушения составляют действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со статьёй 51 Федерального закона 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз отходов I - IV классов опасности в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания; ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.
Как следует из статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", к объектам размещения отходов предъявляются следующие требования: создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно статье 13 Земельного Кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В силу статьи 42 Земельного Кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ, в 17 часов 15 минут, в ходе рейдового обследования на территории земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" N, собственником которого является ООО "Горизонт-Сервис", выявлен факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления на открытый грунт, общей площадью 40 кв.м, в месте, не предназначенном для этих целей, по морфологическому составу отходы представляют собой отходы грунта, образовавшегося при проведении земляных работ. В соответствии с протоколами инструментально-лабораторных исследований проб отходов производства N-о-б, отобранных ДД.ММ.ГГГГ, выявленные отходы относятся к 4 классу опасности. Согласно протоколов инструментально-лабораторных исследований проб почв N-п, N-п, отобранных ДД.ММ.ГГГГ, выявлено превышение ориентировочно допустимых концентраций кадмия в почве.
Согласно приказу ООО "Горизонт-Сервис" от ДД.ММ.ГГГГ N-ЛС Масёхин С.А. состоит в должности специалиста по экологической и промышленной безопасности, в должностные обязанности которого входит контроль накопления, утилизации, обезвреживания и размещения отходов в организации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом административного органа в отношении специалиста по экологической и промышленной безопасности ООО "Горизонт-Сервис" Масёхина С.А. протоколов об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ N N, 012182, а также вынесения ДД.ММ.ГГГГ постановления N, N об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 8.2, частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностное лицо административного органа, а также согласившийся с ним судья городского суда, пришли к выводу о наличии в действиях специалиста по экологической и промышленной безопасности общества Масёхина С.А. вышеуказанных составов административных правонарушений, поскольку последний не исполнил свои должностные обязанности по контролю накопления, утилизации, обезвреживания и размещения отходов организации.
Однако с принятыми по делу актами согласиться нельзя, поскольку должностным лицом административного органа и судьёй городского суда не учтено следующее.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом согласно примечанию к данной статье, под должностным лицом в следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
Из положений должностной инструкции специалиста по экологической и промышленной безопасности ООО "Горизонт-Сервис" следует, что Масёхин С.А. в пределах своих полномочий не выполняет какие-либо организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, поскольку подчиняется приказам и распоряжениям директора общества, его заместителей, в своем непосредственном подчинении работников не имеет, не наделён правом принятия каких-либо решений, имеющих юридическое значение, а является лишь работником, который принимает участие в оформлении нормативов и разрешительной документации в сфере экологической деятельности общества.
Таким образом, по смыслу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Масёхин С.А. не является должностным лицом, подлежащим административной ответственности, в связи с чем не может быть признан надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, прихожу к выводу, что в действиях Масёхина С.А. состав административных правонарушений, предусмотренных статьёй 8.2, частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствует.
Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа и судьей городского суда требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не были выполнены, что повлекло за собой принятие незаконных и необоснованных актов.
В связи с вышеизложенным, с учетом конкретных установленных обстоятельств постановление должностного лица и решение судьи городского суда по делу об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 8.2, частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении специалиста по экологической и промышленной безопасности ООО "Горизонт-Сервис" Масёхина С.А. подлежат отмене, а производство по данному делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобу Масёхина Сергея Александровича удовлетворить.
Постановление заместителя начальника Управления экологического надзора Южно-Крымского региона, заведующего отделом экологического надзора г.Ялта, старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ N, 012182/0361, решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 10 июня 2019 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 8.2, частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении специалиста по экологической и промышленной безопасности общества с ограниченной ответственностью "Горизонт-Сервис" Масёхина Сергея Александровича отменить, производство по делу - прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья О.А. Шидакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.