Керченского городского суда Республики Крым от 26.07.2019 года по делу N 12-310/2019,
УСТАНОВИЛ:
Определением Керченского городского суда Республики Крым от 26.07.2019 года по делу N 12-310/2019 (судья Данилова О.А.) возвращена без рассмотрения по существу жалоба директора по правовым и имущественным вопросам Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" Дворниченко Д.С. на постановление по делу об административном правонарушении от 12.07.2019 года.
Не согласившись с указанным определением, Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымские морские порты" подало жалобу, в которой просит отменить определение Керченского городского суда Республики Крым от 26.07.2019 года по делу N 12-310/2019, жалобу направить в суд первой инстанции на стадию принятия.
В судебном заседании 11.09.2019 года представитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования просил рассмотреть жалобу в соответствии с имеющимися в материалах дела доказательствами.
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымские морские порты" в судебное заседание 11.09.2019 года явку своего представителя не обеспечило, о дне, времени и месте его проведения извещено надлежащим образом, 09.09.2019 года от него поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Ст. 48 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи и право пользоваться помощью защитника. Названное право служит гарантией осуществления других закрепленных в Конституции Российской Федерации прав: на получение квалифицированной юридической помощи (часть 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации), на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (часть 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации), на судебную защиту (статья 46 Конституции Российской Федерации), на разбирательство дела судом на основе состязательности и равноправия сторон (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации) - и находится во взаимосвязи с ними.
Анализ статей 55, 71 и 76 Конституции Российской Федерации свидетельствует о том, что законодатель вправе конкретизировать содержание права на получение квалифицированной юридической помощи и права пользоваться помощью защитника и устанавливать правовые механизмы его осуществления, условия и порядок реализации, не допуская при этом искажения существа данного права, самой его сути, и введения таких его ограничений, которые не согласовывались бы с конституционно значимыми целями.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленный КоАП РФ, подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Из системного толкования ч. 1 ст. 25.1 и ч. 1, 2 ст. 25.5 КоАП РФ следует, что в целях реализации гарантий права указанного выше лица на получение юридической помощи в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, в качестве которого допускается адвокат или иное лицо.
При этом если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изъявит желание иметь для оказания юридической помощи защитника, то адвокат или иное лицо, приглашенное им для осуществления защиты при рассмотрении дела, должны быть допущены к участию в деле при условии соблюдения требований, перечисленных в ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ, согласно которой полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Поскольку КоАП РФ не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника, представителя на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос может быть решен применительно к положениям ст. 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя.
Соответствующие разъяснения содержит п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Согласно ст. 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доверенности, выдаваемые гражданами, могут быть удостоверены в нотариальном порядке либо организацией, в которой работает или учится доверитель, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом, управляющей организацией по месту жительства доверителя, администрацией организации социального обслуживания, в которой находится доверитель, а также стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель находится на излечении, командиром (начальником) соответствующих воинских части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования, если доверенности выдаются военнослужащими, работниками этих части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования или членами их семей. Доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверяются начальником соответствующего места лишения свободы.
Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица, скрепленной печатью этой организации (при наличии печати). Законные представители предъявляют суду документы, удостоверяющие их статус и полномочия. Право адвоката на выступление в суде в качестве представителя удостоверяется ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия представителя могут быть определены также в устном заявлении, занесенном в протокол судебного заседания, или письменном заявлении доверителя в суде.
Как указано выше, определением Керченского городского суда Республики Крым от 26.07.2019 года по делу N 12-310/2019 возвращена без рассмотрения по существу жалоба директора по правовым и имущественным вопросам Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" Дворниченко Д.С. на постановление по делу об административном правонарушении от 12.07.2019 года в связи с отсутствием у последнего прав на подачу жалобы от имени Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты".
Однако, при вынесении обжалуемого определения судьей Керченского городского суда Республики Крым не учтено следующее.
Согласно положениям ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что при подаче жалобы на постановление по делу об административном правонарушении от 12.07.2019 года директором по правовым и имущественным вопросам Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" Дворниченко Д.С. была приложена копия доверенности N 59 от 26.04.2019 года, согласно которой последний наделяется, в том числе, правом обжаловать постановления о привлечении Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, с учетом изложенных выше положений Конституции Российской Федерации и КоАП РФ у судьи Керченского городского суда Республики Крым отсутствовали основания для возвращения директору по правовым и имущественным вопросам Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" Дворниченко Д.С. его жалобы на постановление по делу об административном правонарушении от 12.07.2019 года, поскольку он на основании доверенности N 59 от 26.04.2019 года имел право подписывать жалобы от имени Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты".
Учитывая изложенное выше, определение Керченского городского суда Республики Крым от 26.07.2019 года по делу N 12-310/2019 является незаконным, вследствие чего подлежит отмене, а дело с жалобой директора по правовым и имущественным вопросам Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" Дворниченко Д.С. на постановление по делу об административном правонарушении от 12.07.2019 года подлежит направлению в Керченский городской суд для рассмотрения по существу.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Керченского городского суда Республики Крым от 26.07.2019 года по делу N 12-310/2019 отменить
Дело с жалобой директора по правовым и имущественным вопросам Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" Дворниченко Д.С. на постановление по делу об административном правонарушении от 12.07.2019 года направить в Керченский городской суд Республики Крым для ее рассмотрения по существу.
Жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" удовлетворить.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.
Судья подпись С.В. Яковлев
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.