Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ёна А.О,
при участии представителя Заскока Владимира Михайловича Терещенко Е.В, представителя Территориальной избирательной комиссии г. Евпатория (с полномочиями окружной избирательной комиссии Евпаторийского одномандатного избирательного округа N 6 по выборам депутата Государственного Совета Республики Крым)Шевченко И.А, представителя Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" в Республике Крым Юркевич А.В, прокурора Бирюк Д.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Заскока Владимира Михайловича к Территориальной избирательной комиссии г. Евпатория (с полномочиями окружной избирательной комиссии Евпаторийского одномандатного избирательного округа N 6 по выборам депутата Государственного Совета Республики Крым), заинтересованное лицо Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" в Республике Крым о признании решения незаконным, выслушав объяснения представителей участников процесса, позицию прокурора,
УСТАНОВИЛ
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 3 июня 2019г. N 2386-1/19 "О назначении выборов депутатов Государственного Совета Республики Крым второго созыва" на 8 сентября 2019 г. назначены выборы депутатов Государственного Совета Республики Крым второго созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Крым от 28 мая 2019 года N 2/24-4 "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственного Совета Республики Крым второго созыва на территориальные избирательные комиссии Республики Крым" полномочия окружной избирательной комиссии Евпаторийского одномандатного избирательного округа N6 возложены на Территориальной избирательной комиссии г. Евпатория (далее Избирательная комиссия).
Избирательным объединением "Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" в Республике Крым" Заскока Владимир Михайлович ( далее Заскока В.М.) был выдвинут кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Крым второго созыва по Евпаторийскому одномандатному избирательному округу N6.
Избирательной комиссией была проведена проверка соблюдения порядка выдвижения Заскока В.М. кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Крым второго созыва по Евпаторийскому одномандатному избирательному округу N6 избирательным объединением "Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" в Республике Крым".
По результатам проведенной проверки было установлено нарушение положений пункта 2.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", части 2 статьи 33 Закона Республики Крым от 26 февраля 2019 года N 572-ЗРК/2017 "О выборах депутатов Государственного Совета Республики Крым" при выдвижении избирательным объединением Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" в Республике Крым" Заскока В.М. кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Крым второго созыва по Евпаторийскому одномандатному избирательному округу N6, вследствие чего 19 июля 2019 года принято решение N129/1210-1 "Об отказе Заскока Владимиру Михайловичу, выдвинутому избирательным объединением "Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" в Республике Крым", в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Крым второго созыва по Евпаторийскому одномандатному избирательному округу N6".
Заскока В.М. обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение Избирательной комиссии N129/1210-1 от 19 июля 2019 года "Об отказе Заскока Владимиру Михайловичу, выдвинутому избирательным объединением "Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" в Республике Крым", в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Крым второго созыва по Евпаторийскому одномандатному избирательному округу N6".
В судебном заседании 26 июля 2017 года представитель Заскока В.М. настаивал на удовлетворении заявленных требований, указав, что у последнего отсутствовал умысел скрывать сведения о своей судимости, данная информация не была указана в представленном в Избирательную комиссию заявлении по причине неосведомленности о привлечении его к уголовной ответственность. Представитель также указал, что из Информационного центра МВД по Республике Крым была получена справка об отсутствии у Заскока В.М. судимости, что позволило ему быть уверенным в правильности оформления документов, представленных в Избирательную комиссию.
Представитель Избирательной комиссии в судебном заседании 26 июля 2019года возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что решение N129/1210-1 от 19 июля 2019 года "Об отказе Заскока Владимиру Михайловичу, выдвинутому избирательным объединением "Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" в Республике Крым", в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Крым второго созыва по Евпаторийскому одномандатному избирательному округу N6" было принято при изучении представленных Заскока В.М. документов, в результате установления факта неисполнения им требований действующего избирательного законодательства в части представления информации о судимости и ее погашении.
Представитель Регионального отделения ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" в Республике Крым представил пояснения на административное исковое заявление, указав об обоснованности заявленных требований.
Выслушав пояснения представителей участников процесса, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Республики Крым БирюкД.Ю, полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Республики Крым приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Закон N 67-ФЗ), который имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Условия выдвижения кандидатов оговорены в статье 33 Закона N 67-ФЗ, согласно пунктам 2 и 2.1 которой соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности, в котором указываются, если у кандидата имелась или имеется судимость, сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Согласно подпункту "е" пункта 24 статьи 38 Закона N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
Сведения о судимости кандидата, как это определено в пункте 58 статьи 2 Закона N 67-ФЗ - это сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.
Государственным Советом Республики Крым 26 февраля 2019 года принят Закона Республики Крым N 572-ЗРК/2019 "О выборах депутатов Государственного Совета Республики Крым" ( далее Закон N572-ЗРК/2019), глава 6 которого регулирует порядок выдвижения и регистрации кандидатов, республиканских списков кандидатов.
В части 2 статьи 33 Закон N572-ЗРК/2019 устанавливает обязанность указания в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведений о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведении о дате снятия или погашения судимости.
Окружная избирательная комиссия, Избирательная комиссия Республики Крым проверяют соблюдение требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящего Закона при выдвижении каждого кандидата, каждого республиканского списка кандидатов (часть1 статьи40 Закона N 572-ЗРК/2019).
Порядок регистрации кандидата, республиканского списка кандидата оговорен в статье 41 Закона N 572-ЗРК/2019.
Пункт 10 части 4 статьи 41 Закона N 572-ЗРК/2019 устанавливает, что основанием для основанием для отказа в регистрации кандидата является
сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 Закона N67-ФЗ.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Избирательная комиссия, проводя согласно указанным выше положениям ЗаконаN67-ФЗ и Закона N 572-ЗРК/2019 проверку документов, представленных Заскока В.М. для регистрации его кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Крым второго созыва по Евпаторийскому одномандатному избирательному округу N6, направила в компетентные органы запросы о предоставлении информации в соответствии с Законом N 67-ФЗ.
По результатам проведенных проверок из Министерства внутренних дел Республики Крым поступила информация (письмо N40/18-1722 от 19 июля 2019 года) о том, что согласно сведений информационно-справочных учетов МВД по Республике Крым имеется информация в отношении Заскока В.М, который осужден 18 октября 2010 года Симферопольским районным судом АР Крым за совершение преступления, предусмотренного частью 2 статьи 206 Уголовного кодекса Украины, а именно злостное хулиганство ( средней степени тяжести), а также предусмотренного статьёй 189.1 Уголовного кодекса Украины, а именно оскорбление работника правоохранительного органа, члена общественного формирования по охране общественного порядка или военнослужащего (небольшой тяжести), приговорен к 3 годам лишения свободы со штрафом в размере 170 гривен, на основании статьи 45 Уголовного кодекса Украины от отбывания наказания освобожден с испытательным сроком 1 год, приговор вступил в силу 26 октября 2000 года, судимость погашена 26 октября 2001 года.
Избирательная комиссия, установив факт отсутствия в документах, представленных Заскока В.М, сведений о его судимости, равно как и сведений об ее погашении, приняла 19 июля 2019 года решение N129/1210-1 "Об отказе Заскока Владимиру Михайловичу, выдвинутому избирательным объединением "Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" в Республике Крым", в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Крым второго созыва по Евпаторийскому одномандатному избирательному округу N6".
Как указано выше, подпункт 58 статьи 2 Закона N 67-ФЗ дает понятия сведений о судимости кандидата, определяя их как сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.
Из содержания приведенной нормы следует, что федеральный законодатель обязывает кандидата сообщить сведения о своей судимости за уголовно наказуемые деяния, которые таковыми являются на день подачи заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты.
Такое толкование согласуется с имеющими прямое действие положениями части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации о том, что в случае устранения ответственности за правонарушение - в связи с изменением смысла устанавливающего ее закона - этому изменению придается обратная сила.
Названный конституционный принцип, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 апреля 2001 г. N 7-П, является одним из общих вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов юридической ответственности (статьи 49, 50 и 64), которые по своему существу относятся к основам правопорядка и оказывают непосредственное влияние на конституционно-правовой статус физических и юридических лиц в Российской Федерации.
По запросу Верховного Суда Республики Крым из Симферопольского районного суда Республики Крым поступила копия приговора Симферопольского районного суда АР Крым от 18октября 2000 года по делу N 1-384/2000г, который согласно представленной копии статистической карточки вступил в силу 26 октября 2000 года.
При изучении приговора Симферопольского районного суда АР Крым от 18 октября 2000 года по делу N 1-384/2000г Верховным Судом Республики Крым установлено, что Заскока В.М. приговорен по части 2 статьи 206 Уголовного кодекса Украины к трем годам лишения свободы, по части 1 статьи 189-4 Уголовного кодекса Украины к двум годам лишения свободы, по статье 189-1 Уголовного кодекса Украины к одному году лишения свободы, в силу статьи 42 Уголовного кодекса Украины путем поглощения, окончательная мера наказания определена в виде трех лет лишения свободы. На основании статьи 45 Уголовного кодекса Украины данная мера наказания считается условной с испытательным сроком в один год, со взысканием штрафа в сумме 170 гривен в доход государства.
Часть 2 статьи 206 Уголовного кодекса Украины предусматривала уголовную ответственность за злостное хулиганство, то есть умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, которые по своему составу отличаются особым цинизмом или особой дерзостью или связаны с сопротивлением представителю власти или представителю общественности, который исполняет обязанности по охране общественного порядка или другим гражданам, которые пресекают хулиганские действия, а также совершенные лицом, ранее судимым за хулиганство.
Согласно статье 213 Уголовного кодекса Российской Федерации под хулиганством понимается грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное:
а) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;
б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
в) на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования (часть 1), а также то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка (часть 2).
При этом статья 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества (часть1). Частью 2 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка.
Изучив содержания части 2 статьи 206 Уголовного кодекса Украины, статьи 213 Уголовного кодекса Российской Федерации, Верховный суд Республики Крым пришел к выводу, что на момент подачи Заскока В.М. заявления в Избирательную комиссию про причине декриминализации деяний, уголовная ответственность за совершение которых была установлена частью 2 статьи 206 Уголовного кодекса Украины, у него в силу положений подпункт 58 статьи 2 Закона N 67-ФЗ отсутствовала обязанность уведомлять о наличии судимости по части 2 статьи 206 Уголовного кодекса Украины.
В то же время Верховный суд Республики Крым считает необходимым указать на следующие обстоятельства.
Часть 1 статьи 189-4 Уголовного кодекса Украины предусматривала уголовную ответственность за умышленное причинение судье, работнику правоохранительного органа или его близким родственникам средней тяжести телесные повреждения или легкие телесные повреждения, а также нанесение им побоев или осуществление других насильственных действий в связи с исполнением судьёй или работником правоохранительного органа служебных обязанностей.
Статья 189-1 Уголовного кодекса Украины предусматривала уголовную ответственность за оскорбление работника правоохранительного органа в связи с выполнением им служебных обязанностей, а также члена общественного объединения по охране общественного порядка или военнослужащего в связи с деятельностью, связанной с охраной общественного порядка.
Часть 1 статьи 318 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угрозу применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.
При этом согласно примечанию к статье 318 Уголовного кодекса Российской Федерации представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Статья 319 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.
Изучив указанные выше обстоятельства, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что на момент подачи Заскока В.М. в Избирательную комиссию документов для регистрации его кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Крым второго созыва по Евпаторийскому одномандатному избирательному округу N6 Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за совершения деяний, являющихся преступлениями согласно части 1 статьи 189-4 Уголовного кодекса Украины и статья 189-1 Уголовного кодекса Украины.
В силу изложенного, с целью соблюдения указанных выше положений Закона N 67-ФЗ, у Заскока В.М. была обязанность указывать в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Крым второго созыва по Евпаторийскому одномандатному избирательному округу N6 от избирательного объединения "Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" в Республике Крым" сведений как об осуждении его согласно части 1 статьи 189-4 Уголовного кодекса Украины и статья 189-1 Уголовного кодекса Украины, так и о погашении судимости.
При таких обстоятельствах Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что Избирательная комиссия, установив факт отсутствия в документах, представленных Заскока В.М, сведений о его судимости, равно как и сведений об ее погашении, правомерно приняла 19 июля 2019 года решение N129/1210-1 "Об отказе Заскока Владимиру Михайловичу, выдвинутому избирательным объединением "Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" в Республике Крым", в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Крым второго созыва по Евпаторийскому одномандатному избирательному округу N6", вследствие чего отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы Заскока В.М. об отсутствии у него обязанности указывать сведения о судимости при подаче в Избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Крым второго созыва по Евпаторийскому одномандатному избирательному округу N6 от избирательного объединения "Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" в Республике Крым" при наличии у него справки об отсутствии судимости, выданной Информационным центром МВД по Республики Крым, отклоняются Верховным Судом Республики Крым как несостоятельные.
Судимость, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, в первую очередь уголовно-правовой институт, имеющий значение для целей реализации уголовной ответственности, однако за пределами уголовно-правового регулирования судимость приобретает автономное значение и влечет за собой не уголовно-правовые, а общеправовые, опосредованные последствия, которые устанавливаются не Уголовным кодексом Российской Федерации, а иными федеральными законами исходя из природы и специфики регулирования соответствующих отношений, не предполагающих ограничений уголовно-правового характера.
Поскольку, как указал Конституционный суд Российской Федерации в определении от 10 марта 2016 года N 451-О, для целей избирательного законодательства сам факт совершения кандидатом того или иного преступления, установленный приговором, является обстоятельством, влияющим на оценку избирателями личности кандидата на выборную должность, постольку исполнение гражданином обязанности сообщить в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу сведения о вынесении в отношении него обвинительного приговора (наряду с освещением иных данных, таких как гражданство, сведения о размере и об источниках доходов кандидата, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах и другое), выступает одним из условий реализации пассивного избирательного права.
Указание кандидатом сведений о наличии у него судимости и ее снятии также необходимо для того, чтобы избирательная комиссия, действуя во исполнение требований пункта 7 статьи 33 Закона N 67-ФЗ, могла довести такие сведения о кандидате до избирателей в целях способствования осознанному волеизъявлению граждан и гласности выборов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении административное исковое заявление Заскока Владимира Михайловича к Территориальной избирательной комиссии г. Евпатория (с полномочиями окружной избирательной комиссии Евпаторийского одномандатного избирательного округа N 6 по выборам депутата Государственного Совета Республики Крым), заинтересованное лицо Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" в Республике Крым о признании незаконным решения N129/1210-1 от 19 июля 2019 года "Об отказе Заскока Владимиру Михайловичу, выдвинутому избирательным объединением "Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" в Республике Крым", в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Крым второго созыва по Евпаторийскому одномандатному избирательному округу N6".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия через Верховный Суд Республики Крым.
Решение вступило в законную силу 25 июля 2019 г.
Судья подпись С.В. Яковлев
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.