Верховный Суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Юсуповой Л.А-В,
при секретаре судебного заседания Оплачко А.Е,
с участием старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Корчагиной А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Галай Раисы Михайловны к Ялтинскому городскому совету Республики Крым о признании недействующим в части Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённого решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 3 декабря 2018 года N 3 "Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым",
установил:
Ялтинским городским советом Республики Крым на 75 сессии 1 созыва 3 декабря 2018 года принято Решение N 3 "Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" (далее - Решение N 3), опубликовано в муниципальной газете "Ялтинские вести" N 46-47 (159-160) от 8 декабря 2018 года, обнародовано 6 декабря 2018 года на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым: yalta.rk.gov.ru, а также размещено в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
В соответствии с пунктом 1 Решения N 3 утверждён Генеральный план муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Административный истец Галай Р.М, через своего представителя по доверенности Гнатенко А.А, обратилась в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Ялтинскому городскому совету Республики Крым о признании недействующим Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённого решением Ялтинского городского совета от 3 декабря 2018 года N 3 "Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" (текстовая и графические схемы (карты)), в той мере, в какой земельный участок с кадастровым номером N расположен в функциональной зоне сельскохозяйственного назначения (использования).
В обоснование исковых требований административный истец указывает, что решением Алупкинского городского совета N 25/24 от 30 июля 2010 года ей было дано разрешение на выполнение проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность ориентировочной площадью 0,09 га, расположенного по адресу: "адрес" - "адрес", для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) из земель, находящихся в ведении Алупкинского городского совета.
Согласно пункту 2 указанного решения земельный участок, в соответствии со статьёй 19 Земельного кодекса Украины отнесён к категории земель "Земли жилой и общественной застройки".
ДД.ММ.ГГГГ сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости, с присвоением кадастрового номера N, площадью 798+/-10 кв.м, адрес: "адрес" - "адрес".
Изготовив кадастровую документацию на земельный участок, Галай Р.М. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношении администрации г. Ялта за дооформлением прав на земельный участок, по которому соответствующего решения Департаментом не принято. Вместе с тем, принятым Генеральным планом муниципального образования городской округ Ялта земельному участку установлена зона сельскохозяйственного назначения, что по мнению административного истца, противоречит фактическому предназначению земельного участка, и препятствует ей в завершении оформления прав на земельный участок с целью осуществления жилой застройки.
Кроме того, истец указывает, что в период общественных осуждений она подавала замечания относительно установления в проекте Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта испрашиваемому земельному участку зоны сельскохозяйственного назначения (использования), по результатам рассмотрения которых во внесении изменений в проект Генерального плана отказано.
К участию в административном деле судом привлечены в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика - администрация г. Ялты Республики Крым, глава администрации г. Ялта Республики Крым, Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Ялты Республики Крым, ООО "Проектный институт "ГЕОПЛАН", Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, в качестве административного соответчика - председатель Ялтинского городского совета Республики Крым Деркач Р.П.
В судебном заседании старший прокурор отдела прокуратуры Республики Крым Корчагина А.В. считала, что иск не подлежит удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, сведения об их надлежащем извещении в материалах дела имеются.
В адрес Верховного Суда Республики Крым 3 июля 2019 года от административного истца Галай Р.М. поступило заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, не может участвовать в связи с её плохим самочувствием.
От представителя административного истца Гнатенко А.А. 10 июня 2019 года поступило заявление, в котором просит его не уведомлять о дальнейшем рассмотрении дела, доверенность на представление интересов возвращена, представителем истца более не является.
Несмотря на разъяснения суда от 1 июля 2019 года положений части 9 статьи 208 КАС РФ (л.д. 261 том 2) в судебное заседание представителя, отвечающего требованиям статьи 55 КАС РФ, Галай Р.М. не направила.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым просило рассматривать дело в отсутствие представителя.
Администрация г. Ялты Республики Крым, Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Ялты Республики Крым, Ялтинский городской совет Республики Крым представили в материалы дела возражения, в которых просят исковые требования оставить без удовлетворения по доводам, изложенным в письменном виде.
Суд с учётом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы административного дела, заслушав заключение старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Корчагиной А.В, полагавшей иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту его прав и свобод.
Суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части (пункт 1 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пунктам 5 и 6 части 2 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а также требования о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.
Из приведённых положений закона следует вывод о том, что с административным иском о признании нормативного правового акта недействующим вправе обратиться только лица, в отношении которых данный акт применяется, либо они являются субъектами регулируемых отношений, при условии, что оспариваемым актом нарушены или нарушаются их права. При этом предметом проверки является соответствие оспариваемого нормативного правового акта законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами" с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе, в отношении которых применён этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.
Статьёй 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 1 статьи 18, части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план городского округа является документом территориального планирования и содержит, в частности, карту границ населённых пунктов (в том числе границ образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 24 ГрК РФ подготовка и утверждение генеральных планов городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно пункту 29 части 1 статьи 10 Устава муниципального образования городской округ Ялта, утверждённого решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 22 сентября 2017 года N 1, к вопросам местного значения относится, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа.
Во исполнение названных норм оспариваемый Генеральный план муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым принят полномочным органом.
В соответствии с частью 2 статьи 24 ГрК РФ решение о подготовке проекта генерального плана принимается главой местной администрации городского округа.
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьёй 28 данного кодекса (часть 11 статьи 24 ГрК РФ). Обязательными приложениями к проекту генерального плана являются протоколы общественных обсуждений или публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких общественных обсуждений или публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 ГрК РФ).
Решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 21 июня 2018 года N 9 утверждено Положение об организации и проведении общественных обсуждений и (или) публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, в соответствии с подпунктом 2.1.1 пункта 2.1 которого обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях подлежат, в том числе, проект генерального плана городского округа.
В соответствии с пунктом 3.2 того же Положения общественные обсуждения или публичные слушания назначаются главой муниципального образования городской округ Ялта - председателем Ялтинского городского совета Республики Крым путём издания соответствующего постановления.
Постановлением главы муниципального образования городской округ Ялта- председателя Ялтинского городского совета Республики Крым N 16 от 19 июля 2018 года назначены общественные обсуждения по проекту Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта, определён порядок их проведения, на администрацию г. Ялта возложена обязанность по размещению материалов проекта Генерального плана на официальной странице муниципального образования, их публикации в газете "Ялтинские вести", создана временная комиссия по организации и проведению общественных обсуждений по проекту Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта, утверждено положение о временной комиссии по организации и проведению общественных обсуждений по проекту Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта, определены места размещений экспозиций для проведения общественных обсуждений по проекту Генерального плана.
Судом установлено, что в период с 20 июля по 24 августа 2018 года проведены общественные обсуждения по проекту Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта, по результатам проведения которых 22 августа 2018 года подготовлено заключение, утверждённое председателем временной комиссии по организации и проведению общественных обсуждений по проекту Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта, которое вместе с необходимыми документами направлено в адрес главы администрации г. Ялта для согласования.
Главой администрации г. Ялта постановлением от 31 октября 2018 года N 2137-П проект Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта согласован и направлен в Ялтинский городской совет Республики Крым для принятия решения о его утверждении.
В соответствии с выпиской из протокола заседания очередной 75 сессии 1 созыва Ялтинского городского совета Республики Крым от 3 декабря 2018 года, по результатам единогласного голосования присутствовавших 26 депутатов (общее количество - 28 депутатов), представительным органом местного самоуправления принято Решение N 3 об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта.
В соответствии с пунктом 9 Решения N 3 оно вступило в силу со дня его официального опубликования (обнародования).
Решение N 3 опубликовано в газете "Ялтинские вести" N 46-47 (159-160) от 8 декабря 2018 года, обнародовано 6 декабря 2018 года на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым: yalta.rk.gov.ru, а также размещено в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
В силу изложенного суд приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается соблюдение процедуры разработки, принятия и утверждения оспариваемого Генерального плана, требований о его официальном опубликовании и вступлении в силу. По основаниям нарушения процедуры принятия Генеральный план муниципального образования городской округ Ялта административным истцом не оспаривается.
Правом на участие в общественных обсуждениях административный истец также воспользовалась, поданные ею замечания по поводу отнесения испрашиваемого земельного участка к зоне размещения объектов специального назначения временной комиссией по организации и проведению общественных обсуждений по проекту Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта рассмотрены и по ним принято решение об их отклонении. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15 июля 2010 года N 931-О-О, конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Проверяя оспариваемый нормативной правовой акт на соответствие его или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и довод административного истца о противоречии оспариваемого нормативного правового акта предполагаемому землепользованию и невозможности завершить оформление права на земельный участок, суд указывает следующее.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 ГрК РФ).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Генеральный план городского округа является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ) и утверждается на срок не менее чем двадцать лет (часть 11 статьи 9 ГрК РФ).
В силу пункта 15 статьи 24 ГрК РФ, правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
В силу названных положений ГрК РФ и с учётом необходимости гармоничного развития территорий муниципального образования городского округа документы территориального планирования, определяющие стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, содержащие в себе долгосрочные ориентиры их развития, призваны обеспечивать не только права и интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и публичные интересы, связанные, в том числе, с устойчивым развитием территорий муниципального образования. При этом действующее законодательство предусматривает не только права собственников и обладателей иных прав на земельные участки участвовать в обсуждении проектов документов территориального планирования муниципального образования, но и обжаловать их положения (в том числе положения генерального плана) в суде.
Административный истец, обращаясь в суд с настоящим административным иском, указывает на то, что в силу положений Закона Республики Крым N 38-ЗРК от 31 июня 2014 года "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон Республики Крым N 38-ЗРК), имеет право на земельный участок площадью 0,09 га, расположенный по адресу: "адрес" (кадастровый N), разрешение на составление проекта отвода которого ей предоставлено решением N 25/24 от 30 июля 2010 года Алупкинского городского совета, между тем оспариваемый нормативно-правовой акт существенно нарушает право истца на завершение процедуры оформления земельного участка в собственность.
Статьёй 1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя закреплено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указанного Закона.
Закон Республики Крым N 38-ЗРК устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
Статья 1 Закона Республики Крым N 38-ЗРК определяет, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учётом особенностей, установленных настоящим Законом.
В статье 13 Закона Республики Крым N 38-ЗРК установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Согласно части 2 статьи 13 Закона Республики Крым N 38-ЗРК предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, бесплатно в собственность, в том числе, гражданам Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5 статьи 13 Закона Республики Крым N 38-ЗРК).
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, административный истец указывает, что с целью завершения оформления прав на земельный участок она обратилась с соответствующим заявлением в Департамент имущественных земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым, по которому решение не принято. Кроме того, принятым Генеральным планом утверждено функциональное зонирование - зона сельскохозяйственного использования в границах испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером N.
В обоснование своих требований Галай Р.М. ссылается на решение Алупкинского городского совета N 25/24 от 30 июля 2010 года, которым ей дано разрешение на выполнение проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность ориентировочной площадью 0,09 га, расположенного по адресу: "адрес" - "адрес", для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) из земель, находящихся в ведении Алупкинского городского совета. Согласно пункту 2 указанного решения испрашиваемый земельный участок, в соответствии со статьёй 19 Земельного кодекса Украины отнесён к категории земель "земли жилой и общественной застройки" (л.д. 21 т.1).
Согласно заключению N 0438-53/3 от 17 августа 2010 года о согласовании проекта отвода земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) на основании решения Алупкинского горсовета N 25/24 от 30 июля 2010 Галай Р.М. согласован проект отвода указанного земельного участка (л.д. 26 т. 1).
Указывает, что 21 апреля 2015 года земельный участок поставлен на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера N (л.д. 35 т. 1).
Между тем административным истцом при рассмотрении данного административного дела возникновение прав на земельный участок или наличие прав на объект капитального строительства, расположенного на нём, а также нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав, в том числе, на благоприятные условия жизнедеятельности не доказано.
Напротив, согласно информации, размещённой на сайте росреестра, запись о земельном участке с кадастровым номером N аннулирована 26 ноября 2017 года (л.д. 144 т. 2).
Кроме того, постановлением администрации г.Ялта от 18 июня 2019 года N 1293-л по результатам рассмотрения протеста прокурора г. Ялта от 28 мая 2019 года N 37/1-2019 отменено решение Алупкинского городского совета N 25/24 от 30 июля 2010 года "О разрешении выполнения проекта землеустройства по отводу земельного участка гражданке Галай Р.М.".
Таким образом, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушает, суд на основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для удовлетворения исковых требований не усматривает.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Галай Раисы Михайловны к Ялтинскому городскому совету Республики Крым о признании недействующим в части Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённого решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 3 декабря 2018 года N 3 "Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым", отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Верховный Суд Республики Крым.
Мотивированное решение изготовлено 9 августа 2019 года.
Судья подпись Л.А-В. Юсупова
Копия верна:
Судья Л.А-В. Юсупова
Помощник судьи О.А. Кочеткова
Решение не вступило в законную силу.
Судья Л.А-В. Юсупова
Помощник судьи О.А. Кочеткова
Оригинал решения подшит в материалы дела N 2а-62/2019 и находится в производстве Верховного Суда Республики Крым.
Судья Л.А-В. Юсупова
Помощник судьи О.А. Кочеткова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.