Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда
Республики Крым Хожаиновой О.В,
при секретаре Колесник Е.А,
с участием прокурора отдела прокуратуры Республики Крым - Куинджи М.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Камнева Николая Владимировича к Симферопольскому районному совету Республики Крым об оспаривании в части решения 89 (внеочередной) сессии Симферопольского районного совета Республики Крым 1 созыва от 13 марта 2019 г. N 1161 "Об утверждении правил землепользования и застройки Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым",
с участием заинтересованных лиц на стороне административного ответчика - Администрации Симферопольского района Республики Крым, Администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым,
установил:
Камнев Н.В. обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, с учётом письменного уточнения, в котором просит признать недействующим решение Симферопольского районного совета Республики Крым от 13 марта 2019 г. N 1161 "Об утверждении правил землепользования и застройки Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым" с момента его принятия в части утверждения карты градостроительного зонирования по отношению к территории между сёлами Доброе, Краснолесье и садовыми товариществами "Шарха" и "Алустон" в качестве территориальной зоны СХ-1 зона сельскохозяйственных угодий, как нарушающее пункты 2, 4, 6 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, пункты 5, 6 статьи 2, пункт 2 части 8 статьи 5, часть 1 статьи 9, пункт 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В обоснование доводов административного искового заявления указано, что на основании договора купли-продажи от 5 августа 2016 г. Камневу Н.В. на праве собственности принадлежит 1/3 земельного участка, кадастровый N, расположенный по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, на территории Добровского сельского совета, с сохранением целевого назначения участка для растениеводства. 16 июня 2017 г. было заключено соглашение о разделе земельного участка и прекращении права общей долевой собственности. В Единый государственный реестр недвижимости были внесены сведения о праве собственности Камнева Н.В. на земельный участок, кадастровый N, площадью 1000+/-11 кв.м, с категорией земель - "земли сельскохозяйственного назначения"; на земельный участок, кадастровый N, площадью 13444+/-41 кв.м, с категорией земель - "земли сельскохозяйственного назначения", а также на земельный участок, кадастровый N, площадью 34558,00 кв.м, с категорией земель - "земли сельскохозяйственного назначения". Решением Симферопольского районного совета Республики Крым от 13 марта 2019 г. N 1161 были утверждены правила землепользования и застройки Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, в карте градостроительного зонирования которых по отношению к территории между сёлами Доброе, Краснолесье и садовыми товариществами "Шарха" и "Алустон" в качестве территориальной зоны утверждена зона СХ-1 зона сельскохозяйственных угодий. По мнению административного истца, оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует части 1 статьи 9, части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как назначение территории было установлено в ущерб его интересов, как собственника земельных участков, а также без учёта сложившийся планировки территории и существующего землепользования.
Также административный истец указывает, что Симферопольским районным советом Республики Крым был нарушен порядок принятия оспариваемого нормативного правого акта в части извещения и проведения общественных обсуждений по проекту правил землепользования и застройки сельских поселений Симферопольского района Республики Крым.
Оспариваемые в части правила землепользования и застройки Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым нарушают права административного истца, поскольку ранее до 21 марта 2014 г. на земельном участке с целевым назначением "для ведения личного крестьянского хозяйства" им было построено жилое строение, а наличие утверждённой зоны СХ-1 зона сельскохозяйственных угодий, лишает Камнева Н.В. возможности на надлежащее оформление прав на построенный жилой дом.
Камнев Н.В. доводы административного искового заявления поддержал в полном объёме.
Представитель административного истца Калмыш И.Г. направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (т. 3 л.д. 2), а также письменные пояснения (т. 3 л.д. 8-11).
Представитель административного ответчика Симферопольского районного совета Республики Крым Беляцкая И.Н. с доводами административного искового заявления не согласилась, указала на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на законность оспариваемого в части нормативного правового акта. Свои доводы изложила в письменных возражениях (т. 2 л.д. 69-76), а также дополнительных письменных возражениях (т. 3 л.д. 54-57).
Представитель заинтересованного лица Администрации Симферопольского района Республики Крым Юмова Н.Ш. поддержала позицию представителя административного ответчика и просила отказать в удовлетворении административного искового заявления. Свои доводы изложила в письменных возражениях (т. 3 л.д. 25-30).
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежаще.
От Администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым поступили письменные объяснения, в которых заинтересованное лицо просило отказать в удовлетворении требований административного искового заявления (т. 2 л.д. 41-43).
Суд с учётом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела Республики Крым Куинджи М.А, полагавшей, что административное исковое заявление не подлежат удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 7 мая 2019 г. Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд не пропущен, поскольку оспариваемый в части акт является нормативным.
В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объёме.
Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Аналогичные требования указаны в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее Постановление N 50).
В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. N 15-ЗРК "Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым" статусом муниципального района наделено муниципальное образование Симферопольский район и определено его административным центром город Симферополь.
В силу пункта 5 части 2 названной выше статьи в составе муниципального образования Симферопольский район образовано Добровское сельское поселение (административный центр - село Доброе).
Частью 3 статьи 13 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. N 15-ЗРК "Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым" установлен перечень населённых пунктов в сельских поселениях, входящих в состав муниципального образования Симферопольский район, в том числе Добровское сельское поселение: село Доброе, село Андрусово, село Заречное, село Краснолесье, село Лозовое, село Мраморное, село Перевальное, село Петропавловка, село Пионерское, село Привольное, село Ферсманово, село Чайковское (пункт 5).
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установилв Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Частями 1 и 4 статьи 7 названного закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся правил землепользования и застройки.
Частью 3 названной статьи предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесённые к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ).
В силу статьи 1 Закона Республики Крым от 19 января 2015 г. N 71-ЗРК/2015 "О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения" указанный закон закрепляет за сельскими поселениями Республики Крым отдельные вопросы местного значения городских поселений, предусмотренные частью первой статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и не отнесённые к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью третьей статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статьёй 2 названного закона предусмотрено, что за сельскими поселениями Республики Крым закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 6, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов), 22, 24, 26, 32, 33.1, 33.2, 34, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, вопросы местного значения, предусмотренные пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Согласно пункту 42 части 1 статьи 9 Устава муниципального образования Симферопольский район Республики Крым, утверждённого решением Симферопольского районного совета Республики Крым от 28 ноября 2014 г. N 46 (далее Устав), к вопросам местного значения района относится утверждение генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселений документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), расположенных на территории поселений, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселений для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселений, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Статьёй 38 Устава предусмотрено, что Симферопольский районный совет Республики Крым является постоянно действующим выборным коллегиальным представительным органом муниципального образования Симферопольский район Республики Крым и представляет интересы населения Симферопольского района и принимает от его имени решения в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Республики Крым и настоящим уставом (части 1, 2).
В соответствии со статьёй 69 Устава Районный совет по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами Республики Крым, настоящим уставом, принимает соответствующие решения (правовые акты нормативного и иного характера), устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории района (часть 1).
Решения районного совета подписываются председателем районного совета в десятидневный срок со дня их принятия и обнародуются им в порядке, установленном настоящим уставом (часть 3).
Статьёй 74 Устава предусмотрено, что решения районного совета вступают в силу с момента их подписания председателем районного совета, если иное не определено самим решением (часть 1).
Решения районного совета о бюджете района, об отчёте о его исполнении, об установлении местных налогов и сборов, регламент районного совета, иные нормативные правовые акты, принятые районным советом, председателем районного совета, главой администрации района, должны быть официально опубликованы (обнародованы) в десятидневный срок со дня их подписания, за исключением муниципальных нормативных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (часть 6).
Частью 11 статьи 74 Устава предусмотрено, что официальное опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, осуществляется посредством:
1) опубликования текста правового акта, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, в печатных средствах массовой информации, учреждённых органами местного самоуправления района, либо иных печатных средствах массовой информации, распространяемых на территории района. При опубликовании текста правового акта, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, в иных печатных средствах массовой информации должна быть отметка о том, что данное опубликование является официальным;
2) размещения текста правового акта, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, на специальных информационных стендах на территории населённых пунктов района. Количество указанных стендов и места их расположения утверждаются районным советом и должны обеспечивать возможность беспрепятственного ознакомления с текстом муниципального правового акта, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, жителями района.
Частью 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, который включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты (пункт 8 статьи 1, часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки регламентирован статьёй 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ (часть 5).
Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия), которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении (часть 6).
Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению (часть 7).
Данные, подлежащие указанию в приведённом в части 7 настоящей статьи сообщении о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки, приведены в части 8 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности (часть 9).
По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку (часть 10).
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта (часть 11).
Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи (часть 12).
Продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырёх месяцев со дня опубликования такого проекта (часть 13).
Исходя из смысла части 2 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации участниками общественных обсуждений по проектам правил землепользования и застройки являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
Процедура и этапы проведения общественных обсуждений регламентированы частью 4 названной статьи.
Порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам в сфере градостроительной деятельности на территории муниципального образования Симферопольский район Республики Крым определяется Положением об организации и проведении общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам в сфере градостроительной деятельности в муниципальном образовании Симферопольский район Республики Крым, утверждённым решением Симферопольского районного совета Республики Крым от августа 2018 г. N 996 (далее Положение).
Согласно пункту 1.7 Положения рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях подлежат (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом и другими федеральными законами) проекты правил землепользования и застройки сельских поселений.
Порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний регламентирован разделом 2 Положения.
Общественные обсуждения или публичные слушания назначаются постановлением председателя Симферопольского районного совета, которое подлежит опубликованию в течение 5 рабочих дней со дня принятия в официальном печатном органе муниципального образования Симферопольский район Республики Крым газете "Сельский труженик Крыма" и на странице муниципального образования Симферопольский район Республики Крым на официальном портале Правительства Республики Крым (https://simfmo.rk.gov.ru) (пункты 2.2, 2.5 Положения).
В соответствии с пунктом 2.6 Положения процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов: 1) оповещение о начале общественных обсуждений; 2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на странице муниципального образования Симферопольский район Республики Крым на официальном портале Правительства Республики Крым https://simfmo.rk.gov.ru и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо на региональном портале государственных услуг (далее - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; 3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; 4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; 5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
Таким образом, порядок организации проведения общественных обсуждений предполагает возможность обеспечить каждому заинтересованному лицу выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учёт мнения участников публичных слушаний, в том числе путём предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа своё мнение по соответствующему вопросу, при этом результаты публичных слушаний носят для органов местного самоуправления только рекомендательный характер.
Постановлением председателя Симферопольского районного совета Республики Крым от 19 октября 2018 г. N 15 "О назначении общественных обсуждений по проектам правил землепользования и застройки сельских поселений Симферопольского района Республики Крым" (далее постановление от 19 октября 2018 г. N 15) были назначены общественные обсуждения по рассмотрению, в том числе, правил землепользования и застройки Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым (пункт 1), организатором проведения которых была определена постоянно действующая комиссия по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам в сфере градостроительной деятельности в муниципальном образовании Симферопольский район Республики Крым (далее Комиссия) (пункт 2.1). Проведение общественных обсуждений по рассмотрению проектов, указанных в пункте 1 настоящего постановления, определено в период с 20 октября 2018 г. по 20 февраля 2019 г. (пункт 2.2).
Оповещение о начале общественных обсуждений по проектам правил землепользования и застройки сельских поселений Симферопольского района Республики Крым (далее Оповещение), являющее приложением к данному постановлению, подлежало опубликованию в газете "Сельский труженик Крыма" и размещению его на информационном стенде, оборудованном в здании администрации Симферопольского района Республики Крым, и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений (пункт 4.2).
Согласно приложению к указанному Оповещению на территории Добровского сельского поселения экспозиция проекта правил землепользования и застройки Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым подлежала размещению в сёлах Петропавловка, Лозовое, Ферсманово, Пионерское, Андрусово, Краснолесье, Доброе, Заречное, Привольное, Мраморное, Чайковское, Перевальное.
Так, в селе Краснолесье, которое находится в непосредственной близости от принадлежащих административному истцу земельных участков, экспозиция проекта правил землепользования и застройки Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым подлежала размещению по адресу: село Краснолесье, ул. Парковая, 69, 1 и 6 ноября 2018 г. с 9 часов 00 минут до 11 часов 00 минут, а также 7 ноября 2018 г. с 14 часов 00 минут до 16часов 00 минут.
Постановление от 19 октября 2018 г. N 15 и Оповещение с приложениями были опубликованы в газете "Сельский труженик Крыма" от 20 октября 2018 г. N 40 (9972) и размещены 22 октября 2018 г. на официальном портале Правительства Республики Крым на странице Симферопольского района (https://simfmo.rk.gov.ru/ru/structure/42), а также размещены на информационном стенде, оборудованном в здании Администрации.
По результатам проведения общественных обсуждений по проекту правил землепользования и застройки Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым был составлен соответствующий протокол от 20 ноября 2018 г.
Предложения и замечания, поступившие при проведении общественных обсуждений проекта правил землепользования и застройки Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, были рассмотрены, о чем указано в протоколе общественных обсуждений от 20 ноября 2018 г.
Комиссией 20 декабря 2018 г. подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений по проекту правил землепользования и застройки Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, согласно которому комиссией принято решение рекомендовать к утверждению проект правил землепользования и застройки Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым.
Указанное заключение опубликовано 29 декабря 2018 г. в газете "Сельский труженик Крыма" N 50 (9982), в этот же день опубликовано на официальном портале Правительства Республики Крым на странице Симферопольского района (https://simfmo.rk.gov.ru/ru/document/show/11208), размещено на информационном стенде, оборудованном в здании Администрации.
Письмом главы Администрации Симферопольского района Республики Крым от 12 марта 2019 года N 01-34/2501 проект решения об утверждении правил землепользования и застройки территории Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым был направлен в Симферопольский районный совет Республики Крым.
Доводы административного истца о неизвещении его о проведении общественных обсуждений по проекту правил землепользования и застройки сельских поселений Симферопольского района Республики Крым являются несостоятельными, поскольку из системного анализа действующего градостроительного законодательства, касающегося процедуры проведения общественных обсуждений, следует, что требования к содержанию оповещения о проведении общественных обсуждений, а также к форме и порядку его размещения предусматривают опубликование информации в официальных печатных средствах массовой информации, распространение на информационных стендах около здания органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения (публичные слушания) и не содержат требований об уведомлении заинтересованных лиц в индивидуальном (отдельном, особом) порядке.
При этом, установленные судом обстоятельства, указанные выше, подтверждают соблюдение административным ответчиком порядка проведении общественных обсуждений по проекту правил землепользования и застройки сельских поселений Симферопольского района Республики Крым, в том числе процедуры оповещения о начале общественных обсуждений по указанному проекту.
Порядок утверждения правил землепользования и застройки регламентирован статьёй 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний (часть 1)
Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с заключением о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по указанному проекту (часть 2).
Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (часть 3).
Из материалов дела следует, что на 89 (внеочередной) сессии Симферопольского районного совета Республики Крым 13 марта 2019 г. было принято решение N 1161 "Об утверждении правил землепользования и застройки территории Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым".
Указанное решение 20 марта 2019 года было размещено на информационном стенде Администрации, 9 апреля 2019 г. опубликовано на портале правительства Республики Крым в разделе Муниципальные образования, подраздел Симферопольский район (https://simfmo.rk.gov.ru/ru/document/show/12533), а 27 апреля 2019 г. опубликовано в газете "Сельский труженик Крыма" N 16 (9998).
Судом установлено, проект правил землепользования и застройки территории Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым прошёл предусмотренные статьями 31, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедуру подготовки и утверждения.
Таким образом, суд, проверив полномочия Симферопольского районного совета Республики Крым, соблюдение требований к форме и виду, процедуру принятия решения от 13 марта 2019г. N 1161, введения в действие и опубликования, приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в соответствии с предусмотренной процедурой и опубликован в установленном порядке.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.
В обоснование доводов административного искового заявления административный истец указывает, что оспариваемый в части нормативный правовой акт, устанавливающий в карте градостроительного зонирования к по отношению к территории между сёлами Доброе, Краснолесье и садовыми товариществами "Шарха" и "Алустон" в качестве территориальной зоны зону СХ-1 зона сельскохозяйственных угодий, не соответствует части 1 статьи 9, части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как назначение территории было установлено в ущерб его интересов, как собственника земельных участков, кадастровые номера 90:12:042001:820, 90:12:042001:822, 90:12:042001:17, а также без учёта сложившийся планировки территории и существующего землепользования.
Проверяя доводы административного истца о нарушении его прав, свобод и законных интересов, судом установлено следующее.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1 пункта 1). Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2).
Статьёй 77 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населённого пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции
Согласно пункту 1 части 9 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), могут включаться в состав территориальных зон сельскохозяйственного использования.
Правовой режим сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения предусматривает приоритет в целевом использовании, их особую охрану, которая, в частности, выражается в недопущении выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности (часть 1 статьи 79 Земельный кодекс Российской Федерации, части 1 и 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество (часть 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственными угодьями являются - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6 и 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 9 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Пунктом 2 части 1 статьи 34 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учётом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определённых генеральным планом сельского поселения.
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплён принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития перед правилами землепользования и застройки.
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесённой к функциональным зонам.
Решением 85 (внеочередной) сессии 1 созыва Симферопольского городского совета Республики Крым от 6 декабря 2018 г. N 1076 утверждён генеральный план Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, согласно фрагменту которого, представленному при рассмотрении настоящего дела, принадлежащие административному истцу земельные участки, кадастровые номера 90:12:042001:820, 90:12:042001:822, 90:12:042001:17, находятся в функциональной зоне сельскохозяйственных угодий, что не оспаривается участниками процесса.
Указанные выше земельные участки входят в границы установленной правилами землепользования и застройки территории Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, территориальной зоны - зоны сельскохозяйственных угодий (СХ-1).
При этом, материалами дела подтверждено, что указанные земельные участки располагаются за границами населённого пункта и не являются приусадебными.
Согласно статьи 56 Градостроительного регламента правил землепользования и застройки территории Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, утверждённых решением от 13 марта 2019 г, для земельных участков, находящихся в зоне СХ-1, установлены виды разрешённого использования "Растениеводство" (код 1.1), Земельные участки (территории) общего пользования (код 12.0). При этом, вид разрешённого использования "Растениеводство" (код 1.1) предусматривает осуществление хозяйственной деятельности, связанной с выращиванием сельскохозяйственных культур, содержание которого включает в себя содержание видов разрешённого использования с кодами 1.2-1.6.
В материалах дела содержатся копии выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости - земельные участки, принадлежащие административному истцу, кадастровые номера 90:12:042001:820, 90:12:042001:822, 90:12:042001:17, расположенные по адресу: Симферопольский район, на территории Добровского сельского совета, согласно которым указанные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешённого использования - растениеводство.
Материалами дела подтверждено, что до принятия на 85 (внеочередной) сессии решения Симферопольского районного совета Республики Крым решения 1 созыва от 6 декабря 2018 г. N 1076 "Об утверждении генерального плана Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики" Крым, и на 89 (внеочередной) сессии решения Симферопольского районного совета Республики Крым 1 созыва от 13 марта 2019 года N 1161 "Об утверждении правил землепользования и застройки территории Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым", эти земельные участки находились на землях, отнесённых к землям сельскохозяйственного назначения.
Статья 5 Закона Республики Крым от N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" определяет, что категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" признаются категориями земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации, по правилу, согласно которому земли сельскохозяйственного назначения, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства из состава земель рекреационного назначения, относятся к землям сельскохозяйственного назначения, а в границах населённых пунктов - к землям населённых пунктов (пункт 2 части 1).
Пункт 3 Положения об особенностях отнесения к определённой категории земель и определения вида разрешённого использования земельных участков, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 15 октября 2014 года N 378, определяет, что установление категории земель и (или) вида разрешённого использования земельных участков осуществляется в соответствии с видами разрешённого использования земельных участков, указанными в утверждённой документации по планировке территории.
В соответствии с Таблицей соотнесения видов разрешённого использования земельных участков и категорий земель, являющейся приложением к указанному постановлению, для земельных участков, расположенных за границами населённых пунктов, имеющих вид функционального использования для ведения личного крестьянского хозяйства (кроме земельных участков, выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паёв)) для ведения подсобного сельского хозяйства соотносится вид разрешённого использования "Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках - производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства" код 1.16, категория земельного участка "Земли сельскохозяйственного назначения".
Согласно Классификатору вид разрешённого использования земельного участка "Сельскохозяйственное использование" предполагает ведение сельского хозяйства, содержание данного вида разрешённого использования включает в себя содержание видов разрешённого использования с кодами 1.1 - 1.20, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, при этом код 1.16 соответствует виду функционального использования земельных участков "Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках", виду разрешённого использования земельного участка "Производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства", категория земель "Земли сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, материалами дела опровергаются утверждения административного истца о том, что административным ответчиком при принятии решения от 13 марта 2019 г. N 1161 в части отнесения принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами N расположенных по адресу: Симферопольский район, на территории Добровского сельского совета, не учитывалась сложившаяся планировка территории и существующее землепользование.
Принятые в соответствии положениями генерального плана Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Решением, утверждённого решением 85 (внеочередной) сессии Симферопольского районного совета Республики Крым 1 созыва от 6 декабря 2018 г. N 1076, правила землепользования и застройки территории Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, утверждённые решением 89 (внеочередной) сессии Симферопольского районного совета Республики Крым от 13 марта 2019 г. N 1161, в части отнесения принадлежащих административному истцу земельных участков кадастровые номера N, к зоне сельскохозяйственных угодий (СХ-1) не противоречат действующему градостроительному законодательству.
Как указано выше, Камнев Н.В, заявляя требование о признании недействующим в части оспариваемого нормативного правого акта, касающейся отнесения принадлежащих ему земельных участков к зоне сельскохозяйственных угодий (СХ-1), указал, что этим актом созданы препятствия к дальнейшему использованию вышеуказанных земельных участков по причине невозможности возведения на них необходимых сооружений.
Вместе с тем, данные обстоятельства не являются основанием для признания оспариваемого в части решения от 13 марта 2019 г. N 1161 недействующим.
В соответствии со статьёй 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьёй 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесён к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Как указано выше, согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешённого использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом. В силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Из указанных норм следует, что федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства (реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости) необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объём такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством, правилами землепользования и застройки.
Таким образом, в отношении земельных участков за пределами границ населённого пункта, изначально относившихся к землям сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, федеральным законодателем введён специальный правой режим, устанавливающий запрет на застройку таких земельных участков, который не может быть изменён нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
С учётом установленных по делу обстоятельств и приведённых выше норм права, суд приходит к выводу, что доводы о наличии оснований для признания недействующим в части оспариваемого нормативного правового акта, приведённые в административном исковом заявлении, основаны на неверном толковании норм материального права, не нашли своего подтверждения и признаются судом несостоятельными.
Разрешая заявленные требования, суд также принимает во внимание, что административный истец не лишён права прибегнуть к гарантированному им способу судебной защиты путём оспаривания соответствующих принятых в его отношении правоприменительных решений, избрав способ защиты, исходя из содержания нарушенного права и характера нарушения.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе актам, поименованным в административном исковом заявлении, не нарушает прав и законных интересов административного истца, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объёме.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Камнева Николая Владимировича к Симферопольскому районному совету Республики Крым об оспаривании в части решения 89 (внеочередной) сессии Симферопольского районного совета Республики Крым 1 созыва от 13 марта 2019 г. N 1161 "Об утверждении правил землепользования и застройки Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме - 7 августа 2019 г.
Судья Верховного Суда
Республики Крым О.В. Хожаинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.