Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.
при секретаре Ёна А.О,
при участии представителя Совета министров Республики Крым ТихончукС.Г, старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Куинджи М.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Садоводческого потребительского кооператива "Рассвет 2" к Совету министров Республики Крым о признании нормативного правового акта недействующим в части, выслушав объяснения представителей участников процесса, позицию прокурора,
УСТАНОВИЛ
Садоводческий потребительский кооператив "Рассвет 2" (далее истец) обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать не действующими с момента вступления в законную силу решения суда пункт 11 раздела "Ботанические" Приложения к распоряжению Совета министров Республики Крым от 05 февраля 2015 года N 69-р "Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым", пункт 31 раздела "Биологические (ботанические)" Приложения к распоряжению Совета министров Республики Крым от 05 февраля 2015 года N 69-р (в редакции распоряжения Совета министров Республики Крым от 04 августа 2015 года N 679-р), пункт 32 раздела "Биологические (ботанические) Приложения к распоряжению Совета министров Республики Крым от 05 февраля 2015 года N 69-р (в редакции распоряжений Совета министров Республики Крым от 10 ноября 2015 года N 1050-р, от 30 августа 2016 года N 1014-р, от 25 апреля 2017 года N 433-р, от 16 мая 2017 года N 501-р), пункт 33 раздела "Биологические (ботанические)" Приложения к распоряжению Совета министров Республики Крым от 05 февраля 2015 года N 69-р (в редакции распоряжения Совета министров Республики Крым от 27 марта 2018 года N 253- р), как не соответствующие пункту 1 статьи 2, пункту 1 и пункту 4 статьи 22, пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и части 1 статьи 20, части 1 статьи 21 Закона Республики Крым от 10 ноября 2014 года N5-ЗРК/2014 "Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым".
Определением от 27 июня 2019 года административное исковое заявление принято к производству Верховного Суда Республики Крым.
В судебном заседании 17 июля 2019 года представители истца настаивали на удовлетворении административного искового заявления, представитель Совета министров Республики Крым представил письменные возражения, опровергнув утверждения истца о том, что обжалуемое в части распоряжение Совета министров Республики Крым от 05 февраля 2015 года N 69-р "Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым" (с учетом изменений) противоречит Федеральному закону от 14 марта 1995 года N33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Закону Республики Крым от 10 ноября 2014 года N5-ЗРК/2014 "Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым".
Представитель истца в судебное заседание 24 июля 2019 года не явились, заявили ходатайство об отложении рассмотрения дела, представитель Совета министров Республики Крым и прокурор возражали против отложения рассмотрения дела, указав, что представители истца в предыдущих судебных заседаниях довели свою позицию, представив доказательства обоснованности заявленных требований, в ходатайстве ими не представлены сведения о необходимости дополнительного времени для изучения каких-либо новых обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения настоящего дела.
Выслушав мнение представителя ответчика и прокурора, изучив обоснование ходатайства представителей истца, принимая во внимание их участие в предыдущих судебных заседаниях, в ходе которых ими были представлены доказательства обоснованности заявленных требований, руководствуясь частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определилпродолжить рассмотрение дела с участием представителей процесса, явившихся в судебное заседание.
Прокурор в судебном заседании 24 июля 2019 года представил заключение по административному исковому заявлению, указав на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы искового заявления, выслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.
Распоряжением Совета министров Республики Крым N 69-р от 5 февраля 2015года (далее Распоряжение N 69-р) утвержден перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым, являющийся приложением к названному региональному нормативному правовому акту (далее Перечень), в который под номером 11 раздела "Ботанические" включена территория общей площадью 1200 га как государственный природный заказник "Горный массив Тепе-Оба" ( далее Горный массив Тепе-Оба), созданный как ботанический заказник "Горный массив Тепе-Оба" постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 19 декабря 2007 г. N 708-5/07.
В дальнейшем распоряжениями Совета министров Республики Крым от 04 августа 2015 года N 679-р, от 10 ноября 2015 года N 1050-р, от 30 августа 2016 года N 1014-р, от 25 апреля 2017 года N 433-р, от 16 мая 2017 года N 501-р, от 27 марта 2018 года N 253- р вносились изменения в Распоряжение N 69-р в части указания номера раздела "Ботанические" Перечня, под которым обозначен Горный массив Тепе-Оба.
Распоряжение N 69-р, а также распоряжения от 04 августа 2015 года N 679-р от 05 февраля 2015 года N 69-р", от 10 ноября 2015 года N 1050-р, от 30 августа 2016 года N 1014-р, от 25 апреля 2017 года N 433-р, от 16 мая 2017 года N 501-р, от 27 марта 2018 года N 253-р были опубликованы на официальном веб-сайте Совета министров Республики Крым www.rk.gov.ru в день издания.
Истец обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими пункта 11 раздела "Ботанические" Перечня Распоряжения N69-р, пункта 31 раздела "Биологические (ботанические)" Перечня Распоряжения N69-р (в редакции распоряжения Совета министров Республики Крым от 04 августа 2015 года N 679-р), пункта 32 раздела "Биологические (ботанические)" Перечня Распоряжения N69-р (в редакции распоряжений Совета министров Республики Крым от 10 ноября 2015 года N 1050-р, от 30 августа 2016 года N 1014-р, от 25 апреля 2017 года N 433-р, от 16 мая 2017 года N 501-р), пункта 33 раздела "Биологические (ботанические)" Перечня Распоряжения N69-р (в редакции распоряжения Совета министров Республики Крым от 27 марта 2018 года N 253-р), указывая на то, что территория, на которой расположен Горный массив Тепе-Оба, накладывается на земельный участок, землепользователем которого он является.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены.
В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12. 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.
Истцом представлены документы, свидетельствующие о том, что с 1988 года решался вопрос установления порядка землепользования садоводо-огородническим товариществом "Рассвет" завода "Гидроприбор", садоводческим товариществом "Рассвет", правопреемником которого он является, земельным участком площадью 50.9925 га, расположенным в районе завода "Гидроприбор", пгт.Орджоникидзе.
В силу изложенного Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу о том, что нашел подтверждения факт того, что истец являются субъектом отношений, регулируемых Распоряжение N 69-р ( с учетом изменений).
В соответствии с пунктами 28 - 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" суд должен проверить факт принятие оспариваемого акта в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к его форме, порядку его государственной регистрации, опубликования и вступления в силу.
Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статья 76 Конституции Российской Федерации устанавливает, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Статьёй 1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Закон N 6-ФКЗ) закреплено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указанного Закона.
Часть 3 статьи 7 Закона N 6-ФКЗ устанавливает, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Согласно части 1 статьи 23 Закона N 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В статье 12.1 Закона N 6-ФКЗ предусмотрено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В статье 95 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) определено, что к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов(часть1).Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности (часть 2).
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения урегулированы Федеральным законом от14марта 1995 года N33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" ( далее Закон N33-ФЗ), в котором определено, что особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно пунктам 1,2 статьи 1 Закона N 33-ФЗ законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона N 33-ФЗ государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
В пункте 4 статьи 22 Закона N 33-ФЗ установлено, что государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов); биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях; палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов; гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем; геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.
На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам (пункт 1 статьи 24 Закона N 33-ФЗ ).
Согласно части 1 статьи 81 Конституции Республики Крым исполнительную власть в Республике Крым осуществляют Глава Республики Крым, Совет министров Республики Крым и иные органы исполнительной власти Республики Крым.
Частью 1 статьи 84 Конституции Республики Крым предусмотрено, что Совет министров Республики Крым на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым издаёт постановления и распоряжения.
Верховным Судом Республики Крым установлено, что во исполнение указанных выше положений действующего законодательства Российской Федерации, в том числе Закона N 33-ФЗ, Государственным Советом Республики Крым 10 ноября 2014 года был принят Закон Республики Крым N5-ЗРК/2014 "Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым" ( далее Закон N5-ЗРК), который регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий Республики Крым в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
В статье 8 Закона N5-ЗРК установлено, что к полномочиям Совета Министров Республики Крым относится, в частности, создание (объявление) особо охраняемых природных территорий регионального значения, утверждение и изменение их границ, площади, определение режима их охраны, утверждение положений об этих территориях.
Порядок организации деятельности Совета министров Республики Крым по реализации его полномочий устанавливается Регламентом Совета министров Республики Крым, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Крым от 6 августа 2014 г. N 242 (далее Регламент).
Согласно пунктам 4 и 5 Регламента все вопросы, относящиеся к полномочиям Совета министров Республики Крым, рассматриваются на заседаниях, а в исключительных случаях решения могут быть приняты путем согласования соответствующих проектов актов, подготовленных в порядке, предусмотренном пунктами 104 - 149 Регламента, большинством членов Совета министров.
Пункт 6 Регламента содержит перечень вопросов, которые рассматриваются исключительно на заседании Совета министров Республики Крым, в круг которых принятие решения об особо охраняемых природных территориях не включено.
Раздел III Регламента устанавливает порядок проведения заседаний Совета министров Республики Крым, содержит указание о его правомочности при наличии более половины его членов (пункт 45), о принятии решения путем голосования большинством голосов от должностного состава Совета министров Республики Крым (пункт 76).
Анализ положений Регламента в их системном единстве свидетельствует о том, что порядок принятия всех актов Советом министров Республики Крым независимо от их формы является единым.
При изучении материалов дела, в том числе пояснений представителя Совета министров Республики Крым, Верховным судом Республики Крым установлено, что Распоряжение N 69-р принято путем согласования и подписания большинством членов Совета министров Республики Крым.
В дальнейшем для уточнения перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым, описания их месторасположения распоряжениями Совета министров Республики Крым от 04 августа 2015 года N 679-р, от 10 ноября 2015 года N 1050-р, от 30 августа 2016 года N 1014-р, от 25 апреля 2017 года N 433-р, от 16 мая 2017 года N 501-р, от 27 марта 2018 года N 253- р с соблюдением процедуры, установленной Регламентом, вносились изменения в Распоряжение N 69-р, в том числе, в части указания номера раздела "Ботанические" Перечня, под которым обозначен Горный массив Тепе-Оба.
Указанные обстоятельства истцом не оспариваются.
Распоряжение N 69-р, а также распоряжение Совета министров Республики Крым от 04 августа 2015 года N 679-р "О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 05 февраля 2015 года N 69-р", распоряжение Совета министров Республики Крым от 10 ноября 2015 года N 1050-р "О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 05 февраля 2015 года N 69-р", распоряжение Совета министров Республики Крым от 30 августа 2016 года N 1014-р "О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 05 февраля 2015 года N 69-р", распоряжение Совета министров Республики Крым от 25 апреля 2017 года N 433-р "О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 05 февраля 2015 года N 69-р", распоряжение Совета министров Республики Крым от 16 мая 2017 года N 501-р "О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 05 февраля 2015 года N 69-р", распоряжение Совета министров Республики Крым от 27 марта 2018 года N 253-р "О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 05 февраля 2015 года N 69-р" опубликованы на официальном веб-сайте Совета министров Республики Крым www.rk.gov.ru в день издания.
В силу изложенного, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что Распоряжение N 69-р и оговоренные выше распоряжения о внесении в него изменений приняты полномочным органом исполнительной власти Республики Крым в пределах его компетенции, с соблюдением требований об официальном опубликовании, процедура принятия этих актов соблюдена.
Государственным Советом Республики Крым 30 июня 2014 года принят Закон Республики Крым от N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" ( далее Закон N 38-ЗРК), который устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
Согласно статье 5 Закона N 38-ЗРК категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона, признаются категориями земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации, в частности, земли природно-заповедного фонда и иного природоохранного назначения вне границ населенного пункта признаются землями особо охраняемых территорий и объектов.
Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 19 декабря 2007 г. N 708-5/07 природная территория горного массива Тепе-Оба объявлена ботаническим заказником местного значения "Горный массив Тепе-Оба" общей площадью 1200 га ( пункт 3).
Изучив указанные выше обстоятельства, материалы дела, Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу, что
Совет министров Республики Крым, принимая Распоряжение N 69-р
, осуществил действия по приведению ранее возникших отношений в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в соответствие с законодательством Российской Федерации, утвердил исключительно перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым, внеся в него объекты, указанные до 18 марта 2014 года в Перечне территорий природно-заповедного фонда местного значения, не устанавливая при этом их границы и не осуществляя детальное описание таких территорий.
При таких обстоятельствах становится очевидным, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что обжалуемые в части Распоряжение N 69-р и оговоренные выше распоряжения о внесении в него изменений противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
С учетом изложенного, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что принятые в установленном законом порядке компетентным органом Распоряжение N 69-р и оговоренные выше распоряжения о внесении в него изменений не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права либо законные интересы истца не нарушают, вследствие чего отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215, 295,296 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Садоводческого потребительского кооператива "Рассвет 2" к Совету министров Республики Крым.
Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 26 июля 2019 года.
Судья подпись С.В. Яковлев
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.