Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Авериной Е.Г.
судей Мотиной И.И, Синани А.М.
при секретаре Гамуровой М.А.
рассмотрела 14 августа 2019 года в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску прокурора Симферопольского района Республики Крым к Гвардейскому сельскому совету Симферопольского района Республики Крым о признании незаконным решения Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республик Крым, о возложении обязанности по принятию решения о досрочном сложении полномочий председателя Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республик Крым- главы администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Чичкина Игоря Вячеславовича,
по апелляционному представлению прокурора Симферопольского района Республики Крым, апелляционной жалобе представителя Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 28 марта 2019 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И, исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Симферопольского района Республики Крым, действующий в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц и муниципального образования Гвардейское сельское поселение обратился в суд с иском к Гвардейскому сельскому совету Симферопольского района Республики Крым о признании недействительным решения 69 заседания 1 созыва Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республик Крым от 16.11.2018года N 257 о рассмотрении заявления Главы Республики Крым Аксенова С.В. "О досрочном прекращении полномочий председателя Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республик Крым - главы администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Чичкина И.В.", а также о возложении обязанности на Гвардейский сельский совет Симферопольского района по приятию мер к устранению нарушений требований действующего законодательства о противодействии коррупции путем принятии решения о досрочном прекращении полномочий председателя Гвардейского сельского совета Симферопольского района - главы администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Чичкина И.В.
В обоснование требований указал, что по результатам проведенной проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции муниципальными служащими установлено, что при предоставлении сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год Чичкин И.В, замещающий должность главы администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым не указал имеющиеся у него в собственности нежилые здания, а также земельный участок, находящийся в собственности его супруги, что является нарушением Федерального закона от 25.12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", и основанием для прекращения полномочий. В связи с выявленными фактами прокуратурой г. Симферопольского района на имя Главы Республики Крым Аксенову С.В. направлена информация об инициировании проверки по указанным фактам и принятии мер. После проведения проверки Глава Республики Крым обратился в Гвардейский сельский совет Симферопольского района Республики Крым с заявлением "О досрочном прекращении полномочий председателя Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым - главы администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Чичкина И.В.". В результате рассмотрения данного заявления Гвардейский сельский совет принял решение - полномочия Чичкина И.В. не прекращать, применить взыскание в виде выговора. В связи с тем, что представительным органом решение о досрочном прекращении полномочий председателя Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республик Крым - главы администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Чичкина И.В. принято не было принято, прокурор обратился с иском в суд.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 28 марта 2019 года иск прокурора Симферопольского района Республики Крым удовлетворено частично. Решением суда признано незаконным решение 69 сессии 1 созыва Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым от 16 ноября 2018 года N 257 "О рассмотрении заявления Главы Республики Крым Аксенова С.В. "О досрочном прекращении полномочий председателя Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым - главы администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района республики Крым Чичкина И.В. от 13 ноября 2018 года N 1/30556/01-20/5/ДСП. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, прокурором Симферопольского района Республики Крым подано апелляционное представление, в котором он просит об отмене решение суда в части отказа в удовлетворении требований и принятии в указанной части нового решения об удовлетворении требований истца в полном объеме.
Представитель ответчика Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым так же подал апелляционную жалобу на вышеуказанное решение суда, просил решение суда в части удовлетворения требований отменить, указывается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Ссылается на положения п.п. б п. 4 Письма Минтруда России от 13 ноября 2015 года N 18-2/10/П-7073 "О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения", которым предусмотрено, что за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции, возможно применить дисциплинарное взыскание в виде - выговора.
Заслушав судью-докладчика, выслушав лиц участвующих в деле, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционного представления, апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих урегулированы Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.03.2007 года N 25-ФЗ.
Согласно ст. 15 названного Федерального закона гражданин при поступлении на муниципальную службу, а также муниципальный служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, обязан предоставлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанные сведения предоставляются в порядке и по форме, которые установлены для предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации.
Статьей 13 указанного Федерального закона установлены ограничения, связанные с муниципальной службой. В соответствии с п. п. 8, 9 ч. 1 указанной статьи гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу, а также в случае непредставления предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25.12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу.
Статьей 15 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена обязанность муниципального служащего, замещающего должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона Российской Федерации "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 года N 273-ФЗ одной из мер профилактики коррупции указано установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы в случае непредставления им сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 8 Закона Российской Федерации "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 года N 273-ФЗ лица, замещающие должности, указанные в п. п. 1 - 3.1 ст.8, обязаны предоставлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе, и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Согласно ч. 9 ст. 8 Закона Российской Федерации "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 года N 273-ФЗ невыполнение гражданином или лицом, указанным в ч. 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной ч. 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федеральный закон от 02.03.2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
В соответствии с п. 6 ст. 15 указанного Федерального закона N 25-ФЗ проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Муниципальная служба в Республике Крым регулируется Законом Республики Крым от 16.09.2014 N 76-ЗРК (ред. от 25.09.2018) "О муниципальной службе в Республике Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 10.09.2014) (вместе с "Типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих в Республике Крым")
Согласно ст. 14 Закона Республики Крым 76-ЗРК (ред. от 25.09.2018) "О муниципальной службе в Республике Крым" на муниципальных служащих распространяются ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой, установленные федеральными законами.
В соответствии со ст. 17 Закона Республики Крым от 16.09.2014 N 76-ЗРК, граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими Республики Крым.
Контроль за соответствием расходов муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их доходам осуществляется в порядке, предусмотренном федеральными законами от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон "О противодействии коррупции") и от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, законами Республики Крым, нормативными правовыми актами Главы Республики Крым, муниципальными правовыми актами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением 3-й сессии 1 созыва Гвардейского сельского совета от 07 ноября 2014 года N 19 Чичкин И.В. был избран главой Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 34 Федерального Закона РФ от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 36 Федерального Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
В соответствии с ч.3 ст.1 Закона Республики Крым от 16.09.2014года N 77- ЗРК "О Реестре муниципальных должностей в Республике Крым" должность председателя сельского совета - главы администрации сельского поседения включена в Реестр муниципальных должностей в Республике Крым.
Обязанность Чичкина И.В, включенного в данный Реестр, предоставлять работодателю сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей установлена п. 1.2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а также закреплена Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (ст. 12).
В соответствии с вышеназванными нормами Чичкин И.В. в 2018 году предоставил сведения о своих доходах, доходах своей супруги, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год.
Прокуратурой Симферопольского района Республики Крым проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции муниципальными служащими, по результатам которой установлено, что Чичкиным И.В. при представлении сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год не были указаны находящиеся в собственности нежилые здания, расположенные по адресу: "адрес" "А", площадью 380,0 кв.м, а также нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес", площадью 168,0 кв.м..
Вместе с тем, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, представленной Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 26 апреля 2018 года за N, в собственности Чичкина И.В. находится нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес" (дата государственной регистрации 10.01.2017 года). Земельный участок, на котором расположено указанное нежилое здание, является муниципальной собственностью и предоставлен в пользование на основании договора аренды N1 от 17.11.2016 года.
Так же согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости Чичкин И.В. является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: "адрес" "А". Основанием для государственной регистрации права собственности Чичкина И.В. на данный объект недвижимости являлись договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности N5 от 19.01.2019 года, договор купли-продажи магазина от 13.01.2012 года, декларация о готовности объекта к эксплуатации от 28.11.2014 года (дата государственной регистрации 14.11.2016 года).
Кроме того, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости Чичкин И.В. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", в районе "адрес", кадастровый N, площадью 58,0 кв.м. с разрешенным использованием - земли населенных пунктов - объекты гаражного назначения, предоставленного на основании Постановления Администрации Гвардейского сельского поселения N192 от 01.04.2016 года.
Однако в справках о доходах Чичкина И.В. за отчетные 2016 и 2017 года не отражены сведения о наличии в собственности и в пользовании вышеуказанных нежилых зданий и земельных участков.
Данные сведения также отсутствуют в уточненной справке о доходах Чичкина И.В. за 2017 год от 29.05.2018 года.
В уточненной справке имеются сведения об отчуждении по договору дарения Чичкиной Г.М. нежилого здания, расположенного по адресу: "адрес" "А". В тоже время сведений о том, что данный объект недвижимости принадлежал Чичкину И.В, уточняющая справка от 29.05.2018 года также не содержит.
Сведений о том, что другие объекты недвижимости были отчуждены Чичкиным И.В, справка о доходах за 2017 год от 16.04.2018 года и уточняющая справка о доходах от 29.05.2018 года не содержит.
Кроме этого, проверкой установлено, что в собственности супруги главы администрации Гвардейского сельского поселения - Чичкиной В.А. находится земельный участок площадью 424 кв. м, расположенный по адресу: "адрес", "адрес" "А", дата государственной регистрации 30.11.2017года. Однако в справке о доходах Чичкина И.В. за 2017 год в подразделе 6.1 "Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании" раздела 6, не указана информация о данном земельном участке, что является предоставлением недостоверных сведений.
Комитетом по противодействию коррупции Республики Крым, на основании решения Главы Республики Крым, также была проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера представленных Чичкиным И.В.
В ходе проверки Комитетом по противодействию коррупции Республики Крым установлено, что Чичкиным И.В, замещающим должность председателя Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым - главы администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, предоставлены недостоверные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетные 2015, 2016, 2017 годы, что дает основания применения к нему меры юридической ответственности в соответствии с федеральным законодательством.
Кроме вышеуказанных недостатков, проверкой было установлено, что Чичкин И.В. зарегистрирован в реестре акционеров АО "Крымское предприятие по племенному делу в животноводстве" и АО "Джанкойское племпредприятие" и ему принадлежат акции данных юридических лиц, о чем Чичкин И.В. указал в подразделе 5.1 "Акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах" Справки о доходах.
В тоже время в отношении размера уставного капитала АО "Крымское предприятие по племенному делу в животноводстве" Чичкин И.В. указал недостоверные сведения вместо 3614415,36 рублей, Чичкиным И.В. была указана сумма в размере 1121028,48 рублей.
Кроме того, в АО "Крымское предприятие по племенному делу в животноводстве" Чичкину И.В. доля участия в процентном соотношении к уставному капиталу составляет 31.02% в тоже время по договору доверительного управления от 01.03.2016 года, Чичкин И.В. передал право управления на 6,02% доли уставного капитала, указанного предприятия, что является неисполнением обязанности по передаче в доверительное управление доли уставного капитала. Однако информация о передаче акций в полном объеме в доверительное управление отсутствует.
По результатам проверки на имя Главы Республики Крым подготовлен доклад (N 02/138дсп от 25 сентября 2018 года.) об установлении фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 03 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 07 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
В соответствии с ч. 4.5 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ ФЗ "О противодействии коррупции" Глава Республики Крым С. Аксёнов обратился в Гвардейский сельский совет Симферопольского района Республики Крым с заявлением "О досрочном прекращении полномочий председателя Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым - главы администрации сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Чичкина Игоря Вячеславовича".
Указанное заявление Главы Республики Крым было рассмотрено на заседании сельского совета.
В соответствии с решением 69 заседания 1-го созыва Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым от 16 ноября 2018 года N 257 принято решение не прекращать досрочно полномочия председателя Гвардейского сельского совета - главы администрации Гвардейского сельского поселения Чичкина И.В, применив к нему взыскание в виде выговора.
При этом указанное решение сельского совета было подписано председателем Гвардейского сельского совета Чичкиным И.В, который согласно протоколу заседания был нем председательствующим и принимал участие в голосовании при разрешении вопроса о прекращении своих полномочий, что является нарушением ст.74.1 Федерального закона N 131-ФЗ.
Согласно п. 10 ст. 74.1 Федерального закона N 131-ФЗ, в случае, если в соответствии с уставом муниципального образования глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя, решение об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается депутатом, председательствующим на заседании представительного органа муниципального образования.
В связи с этим данное решение 69 заседания 1-го созыва Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым от 16 ноября 2018 года N 257 в части рассмотрения заявления Главы Республики Крым "О прекращении полномочий главы Гвардейского сельского поселения Чичкина И.В." подписано неуполномоченным лицом.
Кроме того, решение 69 заседания 1-го созыва Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым от 16 ноября 2018 года N 257 о применении к Чичкину И.В. меры дисциплинарного взыскания в виде выговора вместо прекращения полномочий, противоречит требованиям Федерального закона "О противодействии коррупции", в соответствии с которым единственный вид дисциплинарной ответственности - увольнение (освобождение от должности) в связи с утратой доверия, лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, допустившего непредоставление сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, либо предоставления заведомо недостоверных или неполных сведений, а также в случае осуществления лицом предпринимательской деятельности.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства, пришел к правильному выводу о признании незаконным решение 69 заседания 1-го созыва Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым от 16 ноября 2018 года N 257 по рассмотрению заявления Главы Республики Крым "О прекращении полномочий глава Гвардейского сельского поселения Чичкина И.В.".
В тоже время, отказывая в удовлетворении требований о возложении обязанности на Гвардейский сельский совет по принятию мер к устранению нарушений требований федерального законодательства о противодействии коррупции путем принятия решения о досрочном прекращении полномочий главы администрации Гвардейского не были учтены требования Федерального закона "О противодействии коррупции".
В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" невыполнение гражданином или лицом, указанным в части 1 статьи 8, обязанности, предусмотренного частью 1 статьи 8, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы, с работы в Центральном банке РФ, государственной корпорации, Пенсионном Фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, увольнение с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также в государственном (муниципальном) учреждении.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" - лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае:
непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Учитывая, что частью 4.1 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на главу муниципального образования возложена обязанность по соблюдению ограничений и запретов, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, следовательно, к Чичкину И.В. подлежит применению вышеуказанная мера дисциплинарного воздействия.
Судебная коллегия отклоняет довод представителя ответчика Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым о том, что ответчик действовал в соответствии с Письмом Минтруда России от 13.11.2015 N 18-2/10/П-7073, которое предусматривает кроме увольнения такую меру наказания как выговор, по следующим основаниям.
Методические рекомендации по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (Письмо Минтруда России от 13.11.2015 N 18-2/10/П-7073) носят рекомендательный характер.
По смыслу названных Методических рекомендаций не образует коррупционного проступка и не влечет применения взысканий представление служащим в установленный законодательством срок уточненных и достоверных сведений о доходах и имуществе, при условии, что служащий самостоятельно обнаружил в представленных им справках не отраженные или не полностью отраженные сведения. Истцом уточненные и достоверные сведения о доходах и расходах представлены не были.
Примерный перечень ситуаций, которые могут быть расценены как значительные проступки, влекущие увольнение в связи с утратой доверия, представлен в приложении N 1 к Методическим рекомендациям и включает в себя, в том числе, представление недостоверных сведений об имуществе.
Примерный перечень ситуаций, которые могут быть расценены как малозначительные проступки (применение взыскания в виде замечания по смыслу ч. 3.1 ст. 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ возможно именно при малозначительности коррупционного правонарушения), приведенный в Приложении N 2 к Методическим рекомендациям, не содержит указания на обстоятельства и факты, установленные при проверке допущенных Чичкиным И.В. нарушений.
Приложение N 3 к Методическим рекомендациям содержит примерный перечень ситуаций, которые могут быть расценены как несущественные (но не малозначительные) проступки в случаях, когда такие нарушения допущены впервые, также не содержит указания на факты и обстоятельства, соответствующие допущенным Чичкиным И.В. нарушениям.
С учетом изложенного, судебная коллегия пришла к выводу, что требования прокурора о возложении обязанности на Гвардейский сельский совет Симферопольского района Республики Крым по принятию мер к устранению нарушений требований федерального законодательства о противодействии коррупции путем принятия решения о досрочном прекращении полномочий председателя Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Чичкина И.В, подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе представителя Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 28 марта 2019 года отменить в части отказа в удовлетворении требований прокурора Симферопольского района Республики Крым.
Возложить обязанность на Гвардейский сельский совет Симферопольского района Республики Крым принять меры к устранению нарушений требований федерального законодательства о противодействии коррупции путем принятия решения о досрочном прекращении полномочий председателя Гвар дейского сельского совета Симферопольского района-главы администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Чичкина Игоря Вячеславовича.
В остальной части решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 28 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым, без удовлетворения.
Председательствующий: Е.Г. Аверина
Судьи: И.И. Мотина
А.М. Синани
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.