Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи
И.А. Харченко
Судей
И.А. Подлесной
Н.В. Шестаковой
при секретаре судебного заседания
М.А. Гамуровой
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи И.А. Харченко гражданское дело по исковому заявлению Ризаевой Шевкие, Ризаева Длявера Эдемовича к Администрации города Симферополя, Управлению жилищной политики Администрации города Симферополя о признании незаконным постановления о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, понуждении к восстановлению в отдельной и общей очереди,
по апелляционной жалобе Ризаевой Шевкие и Ризаева Длявера Эдемовича на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 26 апреля 2019 года, которым в удовлетворении иска отказано,-
установила:
07 февраля 2019 года Ризаева Ш. и Ризаев Д.Э. обратились в суд с иском к Администрации города Симферополя о признании незаконным постановления о снятии с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, понуждении к восстановлению в отдельной и общей очереди. Заявленные требования мотивированы тем, что с 17.07.1995 года истцы состояли на квартирном учёте депортированных граждан. Учётное дело было заведено на Ризаева Эдема. В 2018 году Ризаев Э. умер и его сын Ризаев Д.Э. обратился в адрес ответчика с заявлением о переоформлении учётного дела на своё имя с учётом того, что в его составе семьи находится мать Ризаева Шевкие, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Ответчик после рассмотрения данного заявления вынес постановление N 3711 от 13.08.2018 года, которым снял истцов с квартирного учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Как следует из содержания данного постановления, Ризаев Эдем снят с учёта граждан нуждающихся в жилых помещениях в связи со смертью, а Ризаева Шевкие и Ризаева Д.Э. - на основании статьи 35 от 06.07.2015 года N 130-ЗРК/2015, как утративших основания, которые в соответствии с законодательством, действующим на территории Республики Крым до 21.03.2014 года, давали право быть принятым на квартирный учёт. Истец полагает, что у ответчика не было законных оснований для снятия их с квартирного учёта. Ранее при постановке на квартирный учёт не только и не столько площадь занимаемого ими жилого помещения, а то обстоятельство, что они всей семьей проживали в общежитии в двух комнатах. При этом кухня, душ, туалет, коридор находились в общем пользовании и других граждан. То есть отдельно занимаемое ими жилое помещение в виде 2 комнат не соответствовало установленным санитарным нормам. В настоящее время ничего не изменилось по сравнению с тем временем, когда их поставили на квартирный учет в 1995 году.
Несмотря на то, что 13.12.2017 года Администрацией города Симферополя с Ризаевым Д.Э. был заключен договор социального найма, истцы по-прежнему проживают в крайне плохих жилищных условиях. Все удобства находятся в общем пользовании всех проживающих на этаже. Истец Ризаева Шевкие имеет возраст 83 года, состоит на диспансерном учёте в 7-й горбольнице города Симферополя, является лежачей больной, нуждается в постороннем уходе. При вынесении решения о снятии истцов с квартирного учёта ответчик не принял во внимание Постановление Кабинета Министров Украины от 17.12.2003 года N 1952 "Об утверждении Порядка обеспечения депортированных лиц и членов их семей, возвратившихся в Украину, жильём, построенным или приобретенным за счет бюджетных средств" и статью 43 Жилищного кодекса Украины.
Учитывая изложенное, истцы просили признать незаконным постановление Администрации города Симферополя N 3711 от 13.08.2018 года; обязать ответчика восстановить Ризаеву Ш. и Ризаева Д.Э. в отдельной и общей очереди на получение жилого помещения с сохранением прежней нумерации очередности, которая была по состоянию на 13.08.2018 года.
Определением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 11 марта 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление жилищной политики Администрации города Симферополя.
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 26 апреля 2019 года в удовлетворении исковых требований Ризаевой Шевкие, Ризаева Длявера Эдемовича к Администрации города Симферополя Управление жилищной политики Администрации города Симферополя о признании незаконным постановления о снятии с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, понуждении к восстановлению в отдельной и общей очереди - отказано.
С таким решением суда первой инстанции не согласились истцы - Ризаева Шевкие и Ризаев Длявер Эдемович и 15 мая 2019 года подали апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права, просили оспариваемый судебный акт отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требований удовлетворить полностью. Основным доводом апелляционной жалобы является то, что, по мнению подателя жалобы, жилые помещения, предоставленные истцам по договору социального найма, не отвечают признакам изолированного жилого помещения, а потому, постановление Управления жилищной политики Администрации города Симферополя N 3711 от 13.08.2018 года, которым истцы сняты с квартирного учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, является незаконным, а истцы подлежит восстановлению в очереди с сохранением прежней нумерации очередности.
В судебном заседании апелляционной инстанции истец Ризаев Д.Э. просил решение суда первой инстанции отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, и принять новое решение, которым заявленные исковые требования удовлетворить полностью.
Представитель Администрации города Симферополя Лемтюжникова А.В. просила решения суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания по делу не подали.
Заслушав доклад судьи Харченко И.А, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемый судебный акт указанным требованиям соответствует.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 Кодекса оснований снятия их с учета.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащим им на праве собственности.
В силу пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, и лица, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).
Закон Республики Крым от 06.07.2015 года N 130-ЗРК/2015 "О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республике Крым" направлен на правовое регулирование некоторых вопросов в области жилищных отношений в части обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым, жилыми помещениями.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 34 Закона Республики Крым от 06.07.2015 года N 130-ЗРК/2015 "О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республике Крым" право на приобретение стандартного жилья, строящегося (построенного) на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых в безвозмездное пользование Некоммерческой организации "Крымский республиканский Фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования" в целях жилищного строительства для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, имеют следующие категории граждан, постоянно проживающие на территории Республики Крым:
10) граждане из числа ранее депортированных, возвратившихся в Республику Крым на постоянное место жительства.
В соответствии со статьей 35 Закона Республики Крым от 06.07.2015 N 130-ЗРК/2015 "О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республике Крым" граждане, принятые по состоянию на 21 марта 2014 года на отдельный квартирный учёт депортированных граждан в органах местного самоуправления, действовавших на территории Республики Крым на момент вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, и нуждающиеся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, имеют право на получение жилого помещения на основании решения органа местного самоуправления о постановке на отдельный квартирный учет депортированных граждан.
Указанные граждане снимаются с данного учёта по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3, 4, 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до 21 марта 2014 года, давали им право быть принятыми на квартирный учёт (в том числе на отдельный квартирный учёт) в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях последующего предоставления им жилых помещений.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы (пункт 2).
Решением Симферопольского городского Совета Республики Крым от 28.05.2015 года N 272 "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в размере 14 кв.м общей площади жилья на каждого члена семьи.
В соответствии пунктом 14 Постановления Совета Министров Республики Крым от 13 октября 2015 года N 611 "Об утверждении Порядка обеспечения жильем граждан из числе ранее депортированных" граждане, которые получили жилье по договорам социального найма из жилищного фонда муниципальных образований в Республике Крым, в том числе построенного или приобретенного за счёт целевых средств федерального бюджета Республики Крым, других источников финансирования, снимаются с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Ризаев Эдем решением Исполнительного комитета Симферопольского городского Совета депутатов трудящихся от 17.07.1995 года принят на отдельный квартирный учёт депортированных граждан в Администрации города Симферополя с 17.07.1995 года составом 3 человека (Ризаев Эдем - заявитель, Ризаева Шевкие - жена, Ризаев Д.Э. - сын (лист дела 17).
Решением N 492 от 24.02.2006 года Ризаев Эдем включен в список на первоочередное получение жилой площади (лист дела71).
19 апреля 2018 года Ризаев Эдем умер (лист дела 76).
16 мая 2018 года истец Ризаев Д.Э. обратился в Администрацию города Симферополя с заявлением о переоформлении учётного дела на себя в связи со смертью его отца Ризаева Эдема.
Заявление о переоформлении учётного дела N 845 Ризаева Д.Э. и материалы учётного дела были рассмотрены на заседании Жилищной комиссии муниципального образования городской округ Симферополь 20 июля 2018 года, по результатам которого Администрацией города Симферополя 13 августа 2018 года принято постановление N 3711.
Постановлением Администрации города Симферополя от 13.08.2018 года N 3711 "О снятии граждан с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях" Ризаев Эдем снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи со смертью, Ризаева Шевкие и Ризаев Д.Э. - на основании статьи 35 Закона Республики Крым от 06.07.2015 года N 130-ЗРК/2015, как утратившие основания, которые в соответствии с законодательством, действующим на территории Республики Крым до 21 марта 2014 года давали им право быть принятыми на квартирный учет (листы дела 7-8).
Как установлено в судебном заседании, в пользовании истцов Ризаева Д.Э. и Ризаевой Ш. на основании договоров социального найма от 13.12.2017 года N 4456 и N 4461, находятся жилые помещения - комната N, жилой площадью 16,6 кв.м, и комната N, жилой площадью 16,0 кв.м, расположенные по адресу: "данные изъяты" (листы дела 72-75).
Разрешая спор, суд первой инстанции указал, что поскольку суммарная общая площадь двух указанных жилых помещений составляет более учётной нормы, приходящейся на одного человека, то вывод жилищного органа об утрате ими оснований, дающих право быть принятыми на квартирный учёт, является правильным. Данное обстоятельство в силу пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации является основанием для снятия истцов Ризаева Д.Э. и Ризаевой Ш. с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
При таких обстоятельствах, коллегия судей соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что постановление Администрации города Симферополя от 13.08.2018 года N 3711 "О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях" основано на законе, следовательно, основания для восстановления истцов на учете на получение жилого помещения отсутствуют.
Довод о том, что занимаемые истцами помещения по договорам социального найма от 13.12.2017 года находятся в общежитии, не обустроены отдельной кухней, ванной и туалетом, нашёл своё отражение в оспариваемом судебном акте, однако был отклонён судом исходя из следующего.
Жилищный кодекс Российской Федерации, признавая объектами жилищных прав жилые помещения, то есть изолированное помещение, являющееся недвижимым имуществом, пригодным для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), относит к ним также квартиру и комнату (части 1 и 2 статьи 15, пункты 2 и 3 части 1 статьи 16).
При этом квартирой признаётся структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении, а комнатой - часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (части 3 и 4 статьи 16 названного кодекса).
Аналогичные нормы содержатся в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (абзацы третий и четвёртый пункта 5).
В соответствии с названным Положением органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.
Согласно пункту 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Истцами не представлены доказательства, свидетельствующие об их обращении с заявлением о проверке соответствия занимаемых ими жилых помещений на предмет их пригодности для проживания. "адрес" является многоквартирным жилым домом, обеспеченным газо-, водо- и электроотведением, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Иного суду не доведено.
Мотивы отказа в удовлетворении иска достаточно полно изложены в решении суда, основаны на материалах дела и представленных сторонами доказательствах и являются правильными.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно применил нормы материального и процессуального права, дал оценку всем представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому решение суда соответствует требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, -
определила:
Решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 26 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ризаевой Шевкие и Ризаева Длявера Эдемовича - без удовлетворения.
Председательствующий судья
И.А. Харченко
Судьи
И.А. ПодлеснаяН.В. Шестакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.