Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Авериной Е.Г.
судей Харченко И.А. и Шестаковой Н.В.
при секретаре Гамуровой М.А.
по докладу судьи Шестаковой Н.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) на решение Советского районного суда Республики Крым от 20 мая 2019 года по гражданскому делу по иску Сальме Эльвиры Амзаевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным отказа в досрочном назначении пенсии по старости и возложении обязанности по назначению и выплате досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛА:
В апреле 2018 года Сальме Эльвира Амзаевна обратилась с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости N от 11 февраля 2019 года; включении в специальный стаж истицы периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 15 октября 2012 года по 09 ноября 2012 года и с 19 сентября 2017 года по 16 октября 2017 года, периода работы с 01 марта 2011 года по 04 декабря 2014 года в должности сестры медицинской стационара (палат) хирургического отделения в Советском районном территориальном медицинском объединении; обязать пенсионный орган произвести назначение и выплату истице пенсии с 14 декабря 2018 года.
Исковые требования мотивированы тем, что специальный стаж медицинского работника в льготном и календарном исчислении превышает тридцать лет, что дает истице право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 " О страховых пенсиях".
Решение пенсионного органа об отказе в назначении досрочной страховой пенсии принято без учета периодов пребывания истицы на курсах повышения квалификации с 15 октября 2012 года по 09 ноября 2012 года и в период с 19 сентября 2017 года по 16 октября 2017 года, а также без учета
2
период работы в Советском РТМО с 01 марта 2011 года по 04 декабря 2014 года; ссылка ответчика на то, что работа в данном учреждении не предусмотрена Списками должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, а также на то, что в учредительных документах учреждения не усматривается структурное подразделение больницы, - является необоснованной, так как Советская центральная районная больница являлась лечебным учреждением, в 2001 году был переименована в Коммунальную организацию "Советская центральная районная больница", с 01 марта 2011 года преобразована в Советское территориальное медицинское объединение, в 2014 году Советское ТМО переименовано в ГБУЗ Республики Крым "Советская районная больница"; характер работы данного учреждения и характер работы истицы по осуществлению лечебной деятельности в спорные периоды не изменился.
Кроме того, периоды учебы на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж на основании ст. 187 ТК РФ.
В письменных возражениях Сальме Эльвира Амзаевна указала на обоснованность выводов суда первой инстанции и отсутствии оснований для отмены судебного решения.
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен. Постановлено: признать незаконным и отменить решение пенсионного органа от 11 февраля 2019 года N об отказе в установлении истице досрочной страховой пенсии по старости; обязать пенсионный орган включить в специальный трудовой стаж истицы периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации с 15 октября 2012 года по 09 ноября 2012 года и с 19 сентября 2017 года по 16 октября 2017 года, а также период работы в должности сестры медицинской стационара (палат) хирургического отделения Советского РТМО с 01 марта 2011 года по 04 декабря 2014 года и произвести назначение и выплату пенсии с 14 декабря 2018 года.
Разрешен вопрос о взыскании судебных расходов.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) ставит вопрос об отмене решения с принятием нового решения об отказе в иске, оспаривая выводы суда первой инстанции.
В заседание суда апелляционной инстанции явилась истица.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика, что не противоречит положениям ст.167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ и проверив законность и обоснованность
3
решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст.328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно п.п.1,3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Удовлетворяя иск, суд исходил из обоснованности заявленных исковых требований.
Выводы суда первой инстанции соответствуют нормам процессуального права и подлежащим применению нормам материального права.
Судом первой инстанции установлено, что истица с 09 июня 1986 года по 26 ноября 1991 года работала в должности акушерки родильного отделения; с 01 января 1992 года по 01 февраля 1992 года в должности медицинской сестры палаты интенсивной терапии в анестезиологическом-реанимационном отделении Керченской городской больницы N1; с 01 февраля 1992 года по 09 июня 1993 года в должности акушерки палатной и акушерки родзала в физиологическом отделении Керченского роддома; с 10 июня 1993 года по 25 ноября 1994 года в должности акушерки в санпропускнике Керченского городского родильного дома; с 20 декабря 1994 года по 10 ноября 1998 года в должности медсестры палатной в палате реанимации и интенсивной терапии отделения Клинической больницы на ст. Симферополь; с 27 июля 2007 года по 13 марта 2008 года в должности сестры медицинской палатной хирургического отделения Советской
4
центральной районной больницы; с 14 марта 2008 года по 01 апреля 2009 года в должности сестры медицинской палаты новорожденных детей родильного отделения коммунальной организации "Советская центральная районная больница"; с 09 апреля 2009 года по 23 апреля 2009 года в должности сестры медицинской палатной отделения анестезиологии с койками интенсивной терапии коммунальной организации "Советская центральная районная больница"; с 28 апреля 2009 года по 26 мая 2009 года в должности сестры медицинской палатной гинекологического отделения коммунальной организации "Советская центральная районная больница"; с 03 июля 2009 года по 09 октября 2009 года в должности сестры медицинской гинекологического отделения коммунальной организации "Советская центральная районная больница"; с 12 октября 2009 года по 28 октября 2009 года в должности сестры медицинской перевязочного кабинета хирургического отделения коммунальной организации "Советская центральная районная больница"; с 09 ноября 2009 года в должности сестры медицинской перевязочного кабинета хирургического отделения коммунальной организации "Советская центральная районная больница"; 17 сентября 2010 года переведена на должность сестры медицинской стационара (палат) хирургического отделения; с 01 марта 2011 года коммунальная организация "Советская центральная районная больница" преобразована в Советское районное территориальное медицинское объединение; 31 декабря 2014 года Советское районное территориальное объединение переименовано в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым "Советская районная больница"; 01 января 2015 года должность сестры медицинской стационара (палат) хирургического отделения переименована в должность медицинской сестры палатной (постовой) хирургического отделения; истица продолжает работать в данном хирургическом отделении.
14 декабря 2018 года Сальме Э.А. обратилась к ответчику с заявлением о
назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением пенсионного органа от 11 февраля 2019 года N N Сальме Э.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
В специальный стаж истицы не зачтены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 15 октября 2012 года по 09 ноября 2012 года и в период с 19 сентября 2017 года по 16 октября 2017 года, а также период работы с 01 марта 2011 года по 04 декабря 2014 года; в решении указано, что Советское районное территориальное медицинское объединение не предусмотрено разделом "Наименование учреждений" Списка N781.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, указанной в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, - положения ст.ст.6,15,17,18,19 и 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с предсказуемость законодательной политики, в частности, в сфере
5
пенсионного обеспечения, что является необходимым для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Аналогичная позиция содержится в абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
В соответствии с Федеральным конституционным законом N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
Согласно ст.6 указанного Закона со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.
Особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь, установлены Федеральным законом от 21 июля 2014 N 208-ФЗ208 "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Согласно ст.4 Федерального закона Российской Федерации "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального
6
значения Севастополя" периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пп.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу ч.ч.3,4 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Соответственно, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с ч.2 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых
7
назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ в определении от 04.03.2004 г. N 81-0 право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается законодателем с организационно-правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность.
Решающее значение имеет вопрос о тождественности должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы в которых досрочно назначается пенсия и которые предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29.10.2002, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественность выполняемой работникам лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на пенсию.
Согласно пп."н" п.1 Постановления Правительства РФ от 1 6.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности) дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебною иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должность: работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения
8
пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 3 декабря 2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических, учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В соответствии с Перечнем и Правилами исчисления периодов работы, дающих право досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N781) правом на льготное исчисление стажа обладают медицинские сестры палатные и медицинские сестры-анестезисты, работающие в отделениях анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии лечебных учреждений.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464) предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" и постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", -
применяются для исчисления периодов соответствующей деятельности,
9
имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Согласно п.2 Постановления N 464 врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии и т.д, исчисление сроков выслуги производится в кратном исчислении, в соответствии с которым один год работы в этих должностях и подразделениях подлежит считать как один год и 6 месяцев работы.
Такое же исчисление специального стажа предусматривалось для медицинских сестер палатных, старших медицинских сестер, и медицинских сестер-анастезисток Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066.
Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. N1066 периоды работы до 01.11.1999 г. засчитываются в выслугу лет в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, а периоды работы после 01.11.1999 г. - в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066.
Указанные нормативные акты утратили силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, утвердившего Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровье населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Разделом "Наименование должностей" Списка N 781 предусмотрена медицинская сестра палатная, пунктом 1 раздела "Наименование учреждений Списка N 781 - больницы всех наименований.
Разделом "Наименование должностей" Списка N 781 предусмотрена медицинская сестра палатная, пунктом 1 раздела "Наименование учреждений Списка N 781 - больницы всех наименований.
Соответственно, льготный порядок исчисления стажа (один год работы в указанных должностях и подразделениях считать за один год и шесть месяцев) установлен медицинским сестрам палатным (в том числе старшим медицинским сестрам-анестезистам отделений, групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии.
Согласно Закону Украины "О пенсионном обеспечении" право на пенсию за выслугу лет имели, в частности, работники охраны здоровья согласно пункту "е" ст. 55.
10
В силу п. "е" ст. 55 указанного Закона право на пенсию за выслугу лет имели, в частности, работники охраны здоровья при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, который утверждается в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.
Согласно Перечню заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 11.1993 N 909 такое право давала работа в должностях врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должностей; все работники должностей среднего медицинского персонала, независимо от их наименования имели право выхода на пенсию при наличии специального стажа работы не менее 25 лет.
Как разъяснено в п.п.17-19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
При определении права на досрочную пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ) лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на досрочную пенсию по старости при
11
наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, - при наличии не менее 30 лет стажа.
Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).
Как разъяснено в п.16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Необходимым условием для включения оспариваемых периодов в стаж на соответствующих видах работ является занятость работника в течение полного рабочего дня на работах с тяжелыми условиями труда.
12
Согласно п.5 Разъяснения Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, работ, дающих в соответствии со ст. 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию в связи с особыми условиями труда, такое право имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Как предусмотрено ч.1 ст.66 ТК РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В трудовую книжку, в частности, вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора.
Согласно п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий по старости, утвержденных постановлением
Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555, - основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Как определено п.4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 N 258н, - в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, - для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
13
Согласно ст.187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Аналогичные положения предусматривала также ст.122 КЗоТ Украины, действовавшая в периоды обучения истицы на курсах повышения квалификации.
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N1 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017 года, в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, включаются периоды нахождения работника на обучении с сохранением места работы и заработной платы в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж.
Установлено, что истца в спорные периоды находилась на курсах повышения квалификации по своей специальности и в соответствии с функциональными обязанностями по той должности, которую занимала в спорные периоды времени; в данные периоды ей начислялась заработная плата, за ней сохранялось место работы, производились страховые отчисления в Пенсионный фонд, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации в спорные периоды подтверждены документально, что не оспаривается ответчиком.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Кроме того, характер работы истцы в должности сестры медицинской стационара (палат) хирургического отделения в спорный период работы в Советском районном территориальном медицинском объединении не изменился и по существу остался таким, каким был в период работы истицы в Советской центральной районной больнице.
Данные обстоятельства ответчиком не оспорены.
Правовая позиция апеллянта основана на неправильном толковании правовых положений, подлежащих применению при разрешении спора.
Принимая во внимание то, что на день обращения к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии с учетом спорных периодов специальный стаж истицы в льготном исчислении составляет более 30 лет, право истицы на назначение досрочной страховой пенсии по старости является нарушенным и подлежит защите путем отмены обжалуемого решения пенсионного органа, включения в специальный стаж спорных периодов в льготном исчислении и назначения досрочной страховой пенсии по старости со дня обращения в орган социального обеспечения с соответствующим заявлением.
14
Обстоятельства дела, установленные судом первой инстанции, и соответствующие им выводы суда первой инстанции не опровергнуты ответчиком в ходе судебного разбирательства, в том числе и в суде апелляционной инстанции.
Судом первой инстанции дана правильная правовая оценка исследованным фактическим обстоятельствам, к спорным правоотношениям правильно применены нормы процессуального и материального права, в связи с чем отсутствуют основания к отмене или изменению судебного решения по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда Республики Крым от 20 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.