Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Подлесной И.А.
судей Харченко И.А. и Шестаковой Н.В.
при секретаре Гамуровой М.А.
с участием прокурора Корчагиной А.В.
по докладу судьи Шестаковой Н.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 25 апреля 2019 года по гражданскому делу по иску заместителя прокурора города Керчи, действующего в интересах Серого Виталия Анатольевича, к Администрации города Керчи Республики Крым, Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Керчи Республики Крым, третьи лица Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Государственное казенное учреждение Республики Крым "Управление капитального ремонта многоквартирных домов", Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Совет министров Республики Крым, Серая Наталья Ивановна, о признании незаконным бездействия по непринятию мер к переселению граждан, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛА:
В декабре 2018 года заместитель прокурора города Керчи обратился в суд с иском в интересах Серого Виталия Анатольевича, и с учетом предоставленных уточнений просил признать незаконным бездействие Администрации г. Керчи Республики Крым по непринятию мер к переселению граждан из аварийного жилья, а именно из квартир N N расположенных в "адрес" по "адрес" "адрес" Республики Крым; возложить на Администрацию в г. Керчи Республики Крым обязанность предоставить Серому В.А. другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой города Керчи по вопросу соблюдения требований жилищного законодательства Администрацией г. Керчи Республики Крым, установлено, что Серый В.А. проживает в вышеуказанном жилом помещении на основании договора социального найма жилого помещения N N от 04.02.2016 года вместе с членом своей семьи - супругой Серой Н.И.
Согласно постановлению Администрации г. Керчи N от 17.06.2013 года указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу, включен в
2
Региональную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2018 году на территории Республики Крым".
На протяжении длительного времени Администрацией г. Керчи не приняты меры по предоставлению истцу другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Бездействие Администрации г. Керчи нарушает жилищные права граждан, ставит под угрозу их жизнь и безопасность, в связи с чем, прокурор обратился в суд с иском в защиту прав Серого В.А.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 25 апреля 2019 года указанный иск удовлетворен. Постановлено: признать незаконным бездействие Администрации города Керчи Республики Крым по непринятию мер к переселению граждан из аварийного жилья, а именно из "адрес", расположенной в "адрес" по "адрес" "адрес"; обязать Администрацию города Керчи Республики Крым предоставить Серому В.А. другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям применительно к условиям населенного пункта города Керчи, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее 38,3кв.м, и находящемуся в черте населенного пункта города Керчи, включив в договор социального найма совместно проживающих с Серым Виталием Анатольевичем членов семьи, а именно: Серую Наталью Ивановну.
В апелляционной жалобе Администрации города Керчи Республики Крым ставит вопрос об отмене решения суда, оспаривая выводы суда первой инстанции.
Апеллянт, в частности ссылается на то, что решением 10 сессии Керченского городского совета 1 созыва 11.12.2014г. N 124-1/14 учрежден отраслевой орган Администрации - Управление жилищно-коммунального хозяйства с правами юридического лица в форме муниципального казенного учреждения; решением 25 сессии Керченского городского совета 1 созыва 13.08.2.015г. N507-1/15 Положение об Управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Керчи дополнено пунктом 9.46, в соответствии с которым УЖКХ осуществляет заключение, изменение, расторжение договоров социального найма; согласно сведениям о юридическом лице из ЕГРЮЛ УЖКХ Администрации города Керчи Республики Крым, зарегистрировано как самостоятельное юридическое лицо.
Таким образом, предоставление другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания, возложено на наймодателя (ст.87 ЖК РФ), функции которого в данном случае выполняет УЖКХ Администрации г. Керчи, действующее от имени собственника жилого помещения - Муниципального образования городской округ Керчь.
Кроме того, судом не выяснено, имеется ли опасность для жизни и здоровья истца в связи с угрозой обрушения здания.
3
Дело рассмотрено по истечении срока исковой давности.
Заместителем прокурора г. Керчи предоставлены письменные возражения, в которых он просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на необоснованность доводов апелляционной жалобы.
В заседание суда апелляционной инстанции явился прокурор.
Истец Серый В.А, представитель Администрации города Керчи Республики Крым, третье лицо Серая Н.И. и представители третьих лиц - юридических лиц в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщили.
Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников по делу, что не противоречит положениям ст.167 ГПК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Согласно ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав прокурора, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, отменить или изменить
4
решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно п.п.1,3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Разрешая гражданско-правовой спор, суд исходил из обоснованности заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции соответствуют нормам процессуального права и подлежащим применению нормам материального права.
Как следует из материалов дела, Серый В.А. проживает в жилом помещении - "адрес", расположенной в "адрес" по "адрес" в "адрес" Республики Крым на основании договора социального найма жилого помещения N N от 04.02.2016 года вместе с супругой Серой Н.И.
Постановлением Администрации г. Керчи N 318 от 17.06.2013 года указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Данный жилой дом включен в Региональную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2018 году на территории Республики Крым".
Актом межведомственной комиссии по вопросам эксплуатации и градостроительного регулирования в жилищном фонде г. Керчи от 10 апреля 2013 года установлено, что двухэтажное домовладение, расположенное по пер. Ремесленному,12 в г. Керчи, состоит из 29 квартир. Согласно заключению Керченского института "КрымНИИ", основные несущие конструкции здания находятся в неудовлетворительном, аварийном состоянии. Инженерные сети и оборудование находятся в неудовлетворительном состоянии. Деформации несущих конструкций здания не соответствуют режиму нормального проживания.
Решением N318 исполнительного комитета Керченского городского совета от 17 июня 2013 года домовладение по "адрес" в "адрес" признано аварийным. Физический износ основных конструкций здания составляет более 70%. Жители дома включены в план отселения на 2014 год.
Решением Керченского городского совета от 12.04.2014 года N273 актуализированы решения о признании жилых домов аварийными и непригодными для проживания, в том числе и в отношении дома, в котором проживает истец.
Из сообщения Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Керчи Республики Крым от 21 января 2019 года следует, что во исполнение постановления Совета министров Республики Крым от 29 марта 2018 года N148 "О Региональной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2018 году на
5
территории Республики Крым", жилой дом по пер. Ремесленному,12 включен в региональную программу. Муниципальным образованием городского округа Керчь проведена работа по информированию собственников и нанимателей жилых помещений аварийного жилищного фонда о порядке и условиях участия в Программе, определены и выделены площадки для строительства жилых домов, сформирована картография, определяющего потребность расселяемого и предоставляемого жилья, путем его строительства для расселения граждан из аварийных многоквартирных домов.
Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи Республики Крым, утвержденного решением 16 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 19 февраля 2015 года N234-1/15, на Управление жилищно-коммунального хозяйства возложена обязанность по заключению, изменению, расторжению договоров социального найма.
Администрацией г. Керчи по состоянию на декабрь 2018 года не приняты меры по предоставлению истцу другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с пунктами 2-3 статьи 2 и частями 1 и 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
В силу положений частей. 8 и 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Признание в установленном
6
Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме.
Согласно пунктам 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
То обстоятельство, что многоквартирный дом включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с указанным выше законом на переселение граждан в рамках адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Предоставление гражданам иного жилого помещения взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия плана, срока или размера финансирования, поскольку это нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, создает угрозу для их жизни и здоровья.
29 марта 2018 года Советом Министров Республики Крым принято постановление N148 "О региональной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2018 -2019 годах на территории Республики Крым", согласно которому, с учетом постановления Совета министров Республики Крым от 15 августа 2018 года N387 "О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 29 марта 2018 года N148", - срок реализации программы 2018-2019 годы.
Органы местного самоуправления обеспечивают принятие правовых актов, в которых указываются:
а) перечень аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, на территории муниципального образования;
б) условия изъятия жилых помещений у собственников и условия переселения граждан из жилых помещений, занимаемых по договорам
7
социального найма в аварийных многоквартирных домах;
информирование собственников и нанимателей жилых помещений аварийного жилищного фонда о порядке и условиях участия в Программе путем размещения публикаций в средствах массовой информации и на официальных сайтах администраций, участвующих в Программе;
предоставление собственникам изымаемых жилых помещений, предварительно согласившимся на переселение, информации о планировке и технических характеристиках, предлагаемых к постройке или приобретению жилых помещений, которые могут быть предоставлены взамен изымаемых жилых помещений;
определение площадок для строительства нового жилья для переселения граждан из аварийных многоквартирных жилых домов и их инженерная подготовка;
определение инвесторов-застройщиков жилья для переселения граждан из аварийных многоквартирных жилых домов;
формирование земельного участка, проведение кадастровых работ и постановку земельного участка на кадастровый учет (кадастровый паспорт) в соответствии с разрешенным видом использования и согласно утвержденной градостроительной документации и обеспечение технологического присоединения к объектам инженерной инфраструктуры;
заключение договора купли-продажи, аренды или безвозмездного срочного пользования земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности;
формирование целевых показателей в разрезе соответствующего муниципального образования (квартирографии), определяющих потребность расселяемого и предоставляемого жилья, путем его строительства или приобретения по каждой семье, подлежащей расселению из аварийных многоквартирных домов;
выполнение мероприятий по государственной регистрации права муниципальной собственности на жилые помещения, предназначенные для переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
заключение договоров социального найма (мены) предоставленных жилых помещений;
организацию работы по переселению граждан путем сбора документов, проверки наличия всех необходимых документов для регистрации, наличия согласия нанимателя, собственника и всех совершеннолетних членов семьи;
переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации и снос аварийных многоквартирных домов;
очередность и сроки сноса аварийных многоквартирных домов.
Согласно представленной информации начальником УЖКХ, муниципальным образованием городской округ Керчь проведена следующая
8
работа: информирование собственников и нанимателей жилых помещений о порядке и условиях участия в программе, определены и выделены площадки для строительство жилых домов по ул. Маяка, ул. Назаренко, ул. К. Алиева, сформулирована картография, сформулированы и поставлены на учет земельные участки, проведен сбор документов.
Вместе с тем, фактически информирование собственников и нанимателей жилого помещения по "адрес" о проделанной работе было опровергнуто при рассмотрении дела истцом, каких-либо иных сведений ответчиком суду не представлено и материалы дела не содержат.
Установив данные обстоятельства и применив указанные положения закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что бездействие администрации г. Керчи нарушает жилищные права Серого В.А, ставит под угрозу их жизнь и безопасность, в связи с чем, удовлетворил иск.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
С оценкой доказательств, изложенной судом в решении, судебная коллегия соглашается, оснований для иной оценки не усматривает.
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы, как необоснованные, поскольку при рассмотрении дела установлено, что помещение, в котором проживает семья Серого В.А, представляет опасность для жизни и здоровья людей по причине его аварийного состояния.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Предоставление жилого помещения взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия Региональной программы переселения граждан и срока его реализации, а
9
также отсутствия в муниципальном жилом фонде свободных благоустроенных жилых помещений.
Бездействие со стороны администрации города Керчи Республики Крым в части непринятия мер по переселению истца из аварийного жилья подтверждается письменными доказательствами, содержащимися в материалах дела, которые ничем не опровергнуты.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, а доводы жалобы в данной части являются несостоятельными.
Доводы апелляционной жалобы, относительно того, что обязанность по предоставлению другого благоустроенного жилого помещения должна быть возложена на Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Керчи Республики Крым, которое действует от имени собственника с правом заключения, изменения, расторжения договоров социального найма на основании Положения, утвержденного решением 16 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 19 февраля 2015 года N234-1/15, также являются не состоятельными ввиду следующего.
Согласно п. 5 указанного Положения об УЖКХ Администрации г. Керчи Республики Крым, к функциям УЖКХ относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, и иные полномочия в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Полномочия Администрации г. Керчи, как органа местного самоуправления, закреплены в статьях Устава муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым.
Так, согласно статье 46 Устава Администрация города Керчи является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Республики Крым.
В соответствии со ст. 48 Устава к полномочиям Администрации г. Керчи относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа в порядке, уставленным советом; обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями,
10
организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством и др.
По смыслу ст.47 Устава в структуру Администрации города Керчи входят отраслевые органы администрации города, которые обеспечивают реализацию вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий на территории городского округа в соответствии со своей компетенцией.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения должна быть возложена на УЖКХ Администрации г. Керчи Республики Крым не может служить основанием для отмены оспариваемого решения суда, поскольку в силу действующего законодательства на органы местного самоуправления возлагается обязанность по решению всех вопросов местного значения с целью создания благоприятных условий для населения, проживающего в границах соответствующего муниципального образования.
Иные доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств. Указанные доводы являлись основанием процессуальной позиции администрации, были приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, спор по существу разрешен верно.
Как правильно указал суд первой инстанции, прокурором оспаривается не решение органа местного самоуправления от 17.06.2013 года, а бездеятельность Администрации города Керчи по переселению истца из аварийного жилья, в связи с чем срок исковой давности не пропущен.
Включение в договор социального найма члена семьи истца не противоречит требованиям закона.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
11
На основании изложенного судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 25 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Керчи Республики Крым без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.