Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи
И.А. Харченко
судей
Е.Г. Авериной
Н.В. Шестаковой
при секретаре судебного заседания
М.А. Гамуровой
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи И.А.Харченко гражданское дело по исковому заявлению Омельчука Николая Яковлевича к Департаменту социальной политики Администрации города Ялта Республики Крым, третьи лица - Омельчук Татьяна Евгеньевна и Омельчук Максим Николаевич, о признании незаконным отказа, возложении обязательства совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе Омельчука Николая Яковлевича на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 26 июня 2018 года, которым в удовлетворении иска отказано, -
установила:
03 декабря 2018 года Омельчук Н.Я. обратился в суд с иском к Департаменту социальной политики Администрации города Ялта Республики Крым (далее по тексту Департамент) о признании незаконным отказа в предоставлении членам семьи льготы на компенсацию расходов на оплату взносов на капитальный ремонт, возложении обязательства выдать уведомление о мере социальной поддержки с указанием членов семьи истца.
Заявленные требования мотивированы тем, что с 1 января 2015 года истец состоит на учёте в Департаменте по льготной категории "Пенсионеры из числа лиц работников милиции, службы безопасности Украины, уволенных со службы по возрасту, болезни или выслуге лет" и согласно справке Департамента имеет льготу по компенсации расходов на оплату взносов на капитальный ремонт в размере 50%, которая распространяется на всех членов семьи. Согласно уведомлению Департамента истцу по его заявлению назначена мера социальной поддержки в виде пятидесятипроцентной компенсации данных расходов, вместе с тем члены его семьи в уведомлении указаны. На обращение истца, Департаментом был дан ответ о том, что на данную компенсацию имеет право только собственник жилья. Отказ Департамента в предоставлении льготы членам семьи истца является незаконным.
На основании изложенного, истец просил:
признать отказ Департамента социальной политики Администрации города Ялта в предоставлении льготы членам семьи Омельчук Н.Я. - незаконным;
обязать Департамент социальной политики Администрации города Ялта, выдать Омельчуку Николаю Яковлевичу уведомление о мере социальной поддержки с указанием членов семьи: Омельчук Татьяна Евгеньевна (жена) и Омельчук Максим Николаевич (сын).
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 13 мая 2019 года отказано в удовлетворении иска Омельчука Николая Яковлевича к Департаменту социальной политики Администрации города Ялта Республики Крым о признании незаконным отказа, возложении обязательства совершить определенные действия.
Не согласившись с таким решением суда, Омельчук Николай Яковлевич 07 июня 2019 года подал апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права, просил, оспариваемый судебный акт отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска. В апелляционной жалобе Омельчук Н.Я. указывает на то, что вывод суда первой инстанции о том, что мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 50 процентов распространяется только на членов семьи, одновременно являющихся собственниками жилого помещения с основным получателем льготы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Верховного Суда Республики Крым.
В судебном заседании апелляционной инстанции истец Омельчук Н.Я. и его представитель Вишневский В.Л. просили решение суда первой инстанции отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, и принять новое решение, которым заявленные исковые требования удовлетворить полностью.
Представитель Департамента социальной политики Администрации города Ялта Республики Крым Бархатова Т.В. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица в судебное заседание не явились, подав письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствии.
Заслушав доклад судьи Харченко И.А, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Однако, по мнению судебной коллегии, оспариваемый судебный акт указанным требованиям не соответствует.
В пунктах 42, 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки.
К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, членов семьи собственника - в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведённых ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (статья 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что на основании выданного 18 октября 1995 года Ялтинским городским исполнительным комитетом свидетельства и договора дарения от 05 октября 2006 года Омельчук Н.Я. является собственником квартиры по адресу: Республика Крым, "адрес". Право собственности Омельчука Н.Я. зарегистрировано в установленном законом порядке (лист дела 21).
Совместно с Омельчуком Н.Я. в указанном жилом помещении в качестве членов семьи собственника зарегистрированы по месту жительства супруга Омельчук Т.Е. и сын Омельчук М.Н. (лист дела 20).
Омельчук Н.Я. с 01 января 2015 года состоит на учёте в Департаменте по льготной категории "Пенсионеры из числа лиц работников налоговой милиции, милиции, службы безопасности Украины, уволенные со службы по возрасту, болезни, или выслуге лет", в связи с чем, ему была назначена ежемесячная скидка на оплату занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50% (с учётом членов семьи, совместно с ним проживающих). Также с 1 августа 2018 года Омельчуку Н.Я. назначена компенсация расходов на оплату взноса на капитальный ремонт.
Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами спора.
08 октября 2018 года Омельчук Н.Я. обратился в Департамент с заявлением о выдаче ему уведомления о мере социальной поддержки с указанием членов семьи Омельчук Т.Е. и Омельчука М.Н. В данном заявлении Омельчук Н.Я. указал, что на основании его заявления от 9 августа 2018 года Департамент уведомил его о назначении ему меры социальной поддержки (компенсация расходов на оплату взноса на капитальный ремонт) в размере 50% без указания Омельчук Т.Е. и Омельчука М.Н. в качестве членов семьи получателя меры социальной поддержки. Вместе с тем 8 февраля 2016 года Департаментом Омельчуку Н.Я была выдана справка о назначенных мерах социальной поддержки и назначенных сумма с указанием в качестве членов семьи Омельчук Т.Е. и Омельчука М.Н. (лист дела 6).
Письмом от 12 октября 2018 года N 01-9-03-4779 Департаментом Омельчуку Н.Я. сообщено, что компенсация расходов на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме может быть назначена только собственнику жилья, то есть Омельчуку Н.Я. (лист дела 7).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в силу положений статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме обязаны уплачивать собственники помещений. При этом по смыслу законодательства данный взнос рассчитывается исходя из общей площади жилого помещения. Таким образом, по мнению суда первой инстанции, мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 50 процентов распространяется только на членов семьи, одновременно являющихся собственниками жилого помещения с основным получателем льготы.
С таким выводом суда первой инстанции коллегия судей согласиться не может исходя из следующего.
Пунктом 21 статьи 2 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 N 35-ЗРК/2014 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым" предусмотрено, что меры социальной поддержки предоставляются ветеранам военной службы, ветеранам органов внутренних дел, ветеранам налоговой милиции, ветеранам государственной пожарной охраны, ветеранам Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, ветеранам службы гражданской защиты, ветеранам Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, а также их вдовы (вдовцам).
Согласно пп. "б", "в", "г" п. 1 ч. 8 Закона Республики Крым от 17.12.2014 года N 35-ЗРК/2014 (в ред. Закона Республики Крым от 30.03.2016 года N 231-ЗРК/2016), гражданам, указанным в пункте 21 части 1 статьи 2 настоящего Закона и имевшим на 31 декабря 2014 года право на льготы, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семей, совместно с ними проживающими;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Таким образом, положения Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 N 35-ЗРК/2014 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым" расширяет круг лиц имеющих право на предоставление государственной социальной поддержки, по сравнению с перечнем, предусмотренным положениями статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях, независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей, совместно с ними проживающим, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
Пунктом 12 Постановления Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 года N 578 "О Порядке предоставления отдельным категориям граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа и Порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов гражданам Российской Федерации, проживающим в Республике Крым", введенным введён в действие Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.03.2018 года N 135, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов предоставляются в пределах следующих нормативов площади жилого помещения (за исключением норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации):
33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан;
21 квадратный метр - на каждого члена семьи, состоящей из двух человек;
18 квадратных метров - на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек.
Более того, следует отметить, что Постановление Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 года N 578 не требовало предоставления членами семьи граждан, указанных в пункте 21 части 1 статьи 2 Закона Республики Крым от 17.12.2014 N 35-ЗРК/2014, документов об их праве собственности на жилое помещение при оформлении льготы.
Пунктом 2 Постановления Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 года N 578 в редакции Постановления Совета министров Республики Крым от 27.03.2018 года N 135 предусмотрено, что гражданам, зарегистрированным по месту пребывания на территории Республики Крым, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов предоставляются при условии неполучения указанных мер социальной поддержки по месту постоянного жительства.
При наличии у гражданина одновременно регистрации по месту жительства и по месту пребывания на территории Республики Крым в разных жилых помещениях меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов предоставляются на одно жилое помещение по выбору гражданина.
Указанное выше, по мнению коллегии судей, подтверждает правомерность предъявленных Омельчуком Н.Я. исковых требований о признании незаконным отказа Департамента социальной политики Администрации города Ялта от 12 октября 2018 года N 01-9-03-4779 в предоставлении меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов с учётом членов его семьи.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции неправильно определилюридически значимые обстоятельства, в связи с чем, сделал выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, что является основанием для отмены обжалуемого решения на основании пунктов 1, 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и принятия нового решения - об удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, -
определила:
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 26 июня 2018 года отменить и принять по делу новое решение, которым заявленные исковые требования удовлетворить.
Признать отказ Департамента социальной политики Администрации города Ялта от 12 октября 2018 года N 01-9-03-4779 в предоставлении меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, с учётом членов семьи Омельчука Николая Яковлевича: жены Омельчук Татьяны Евгеньевны и сына Омельчук Максима Николаевича - незаконным.
Обязать Департамент социальной политики Администрации города Ялта, выдать Омельчуку Николаю Яковлевичу уведомление о мере социальной поддержки с указанием членов семьи: Омельчук Татьяна Евгеньевна (жена) и Омельчук Максим Николаевич (сын).
Председательствующий судья
И.А. Харченко
Судьи
Е.Г. АверинаН.В. Шестакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.