Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Подлесной И.А.
судей Харченко И.А. и Шестаковой Н.В.
при секретаре Гамуровой М.А.
по докладу судьи Шестаковой Н.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Крупина Александра Николаевича на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 22 мая 2019 года по гражданскому делу по иску к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ялте Республики Крым, третьи лица Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, Инспекция ФНС по г. Ялте, о возложении обязанности зачесть в стаж определенный период работы и произвести перерасчет пенсии,
УСТАНОВИЛА:
В январе 2019 года Крупин Александр Николаевич обратился с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым, третьи лица Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, Инспекция ФНС по г. Ялте, о возложении обязанности зачесть в стаж период работы предпринимателем с 2010 года по 2016 год и возложении на ответчика обязанности пересчитать истцу пенсию, исходя из его заработной платы за любые 5 лет за период с 2006 года по 2014 год.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является пенсионером; при назначении пенсии истцу стало известно, что ответчиком при выплате пенсии не учтен стаж работы предпринимателем и заработок за период с 2010 года по 2014 год, что нарушает пенсионные права истца.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Крупин Александр Николаевич ставит вопрос об отмене судебного решения, оспаривая выводы суда первой инстанции.
В заседание суда апелляционной инстанции участники по делу не явились.
Участникам по делу были направлены судебные повестки; представитель ответчика судебную повестку получил, однако в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие; представители третьих лиц в заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, о причинах неявки не сообщили.
2
Повестка, направленная истцу, была возвращена с отметкой "истек срок хранения".
Как указано в абз.2 п.1 ст.165.1 ГК РФ, сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Как разъяснено в п.п.67,68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, судом апелляционной инстанции выполнена обязанность по надлежащему извещению всех участников по делу о времени и месте рассмотрения гражданского дела, однако неявившийся истец фактически уклонился от получения судебной повестки.
На основании изложенного судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников по делу, что не противоречит положениям ст.167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы и возражения сторон, и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что иск апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости,
3
или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно п.п.1,3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Принимая решение по заявленному иску, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлены документальные данные о работе истца и получаемой им заработной плате в спорный период времени.
Выводы суда первой инстанции соответствуют нормам процессуального права и подлежащим применению нормам материального права.
Как установлено судом первой инстанции, Крупину с 16.10.2010 года ГУ ПФ Украины в АР Крым была назначена пенсия по старости.
С 01.01.2015 года истцу на основании ст.3 ФЗ от 21.07.2014 г. N 208-ФЗ был произведен перерасчет пенсии по материалам пенсионного дела.
Как следует из пенсионного дела, в отношении стажа предпринимательской деятельности истца имеются индивидуальные ведомости о застрахованном лице с 01.07.2006 года по 31.10.2010 года; за период с ноября 2010 года по 2014 год сведения об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Украины другие периоды в материалах пенсионного дела отсутствуют; вместе с тем, для расчета истцу индивидуального пенсионного коэффициента учтены взносы, уплаченные в Пенсионный фонд РФ в 2014 году, в размере 573 руб. 20 коп.
Ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно ч.6 ст.11 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года законодательства Российской Федерации и об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.
4
Как предусмотрено ст.2 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 208-ФЗ, с 01 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившему в силу с 1 января 2015 года, с момента вступления в силу данного Федерального закона федеральные законы, принятые до его вступления в силу и предусматривающие условия и нормы обязательного пенсионного страхования, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В силу ст.14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды страхового стажа подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии по старости определяется исходя из индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) и стоимости пенсионного коэффициента (СПК).
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется путем суммирования индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого начинается страховая выплата по старости, индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 01 января 2015 года, по состоянию на день, с которого начинается страховая пенсия по старости, с учетом индексации.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года, определяется по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п. 2 ст.30 Федерального закона "О трудовых пенсиях" N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года расчетный размер трудовой пенсии определяется из стажа и среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 года по сведениям государственного (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выданных в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Как предусмотрено ФЗ от 21.07.2014 г. N 208-ФЗ, размеры пенсий, назначенных гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1.01.2015 года в соответствии с
5
законодательством РФ. Перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан РФ заявлений о перерасчете пенсий.
С учетом положений ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.60 ГГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Такими документами по пенсионным спорам согласно п.28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.
Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты труда и премирования и другие.
Письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 8389-ЮЛ и Пенсионного Фонда Российской Федерации N ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 года определен порядок действий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников.
Случаи утраты работодателем первичных документов о заработке работников государственных и муниципальных органах и организациях, расположенных на территории Российской Федерации рассматриваются в комиссионном порядке с привлечением представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, профсоюзных органов, органов по труду и территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Данная Комиссия организовывает работу по реализации гражданами права на исчисление пенсии из заработной платы, полученной за осуществление ими трудовой деятельности, определяет причинителя вреда, оказывает содействие потерпевшему работнику в предъявлении исковых требований к причинителю вреда.
Положением о Комиссии территориального органа ПФР по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, утвержденным Распоряжением Пенсионного Фонда Российской Федерации от 24 августа 2016 года N 404р, предусмотрено, что комиссия является
6
постоянно действующим совещательным органом территориального органа ПФР.
В число возложенных на Комиссию задач входит в том числе, рассмотрение документов, предоставленных для установления пенсии, содержащие неполные (или) противоречивые данные, и сведения индивидуального (персонифицированного) учета, имеющие неполные и (или) недостоверные данные; по результатам рассмотрения представленных документов о возможности установления и выплаты пенсий, корректировки сведений индивидуального персонифицированного учета, Комиссия готовит рекомендации для принятия территориальным органом ПФР соответствующего решения.
Результаты указанного рассмотрения, оформляются соответствующим актом, отражающим факт произошедшего события, вследствие которого утрачены документы о заработке работников данного предприятия, а также факт отсутствия сведений о заработке конкретных работников в данных индивидуального (персонифицированного) учета, определяет причинителя вреда.
Аналогичный порядок установлен ст. 5.1 Федерального закона N 235-ФЗ от 21 июля 2014 года "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь".
Согласно ст.5.1 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в случае, если гражданин, указанный в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, не имеет возможности подтвердить периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, а также размер заработка за периоды работы, имевшие место на указанных территориях до 1 января 2002 года, документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, такие периоды и размер заработка могут быть установлены на основании решения комиссии по реализации пенсионных прав граждан (далее - комиссия) по заявлению гражданина, поданному в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Характер работы комиссией не подтверждается.
Установление комиссией периодов работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой (трудовой) стаж, осуществляется на основании:
1) документа, содержащего сведения из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета Украины за период до 18 марта 2014 года;
2) расчетной книжки (расчетного листа), оформленной в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда;
3) документа о доходах физического лица, выданного работодателем до 1 января 2015 года;
7
4) документа, содержащего сведения о периодах работы и (или) иной деятельности и (или) о заработке гражданина, выданного организацией на основании имеющихся в ее распоряжении документов иной организации, не являющейся правопреемником организации, создавшей указанный документ;
5) документа, содержащего сведения о периодах работы и (или) иной деятельности и (или) о заработке гражданина, имеющегося в наличии у государственной службы занятости населения, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации, органов социальной защиты и иных органов исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя;
6) документа, подтверждающего уплату налоговых платежей и (или) уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Украины за период до 18 марта 2014 года;
7) документа, содержащего сведения о периодах осуществления иной деятельности, выданного налоговым органом Российской Федерации, имеющим в распоряжении документы налогового органа Украины;
8) иного документа, содержащего сведения о периодах работы и (или) иной деятельности, который может быть учтен комиссией в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При отсутствии у гражданина, указанного в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, документов, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, могут устанавливаться комиссией на основании показаний двух и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе и располагающих документами о своей работе у того же работодателя и в тот же период, что и гражданин, в отношении которого они дают свидетельские показания.
В соответствии с ч.6 ст.5.1 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь" Правительством РФ был издано Постановление от 06 сентября 2016 года N 884 "Об утверждении Положения о комиссии по реализации пенсионных прав граждан и Правил обращения в комиссию по реализации пенсионных прав граждан".
Доказательств обращения истца в Комиссию по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (через пенсионный орган) с заявлением о рассмотрении вопроса об установлении размера заработка, в материалах дела не имеется.
Проанализировав фактические обстоятельства по делу и представленные доказательства, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии достаточных документальных данных для включения в страховой стаж истца спорного периода работы с учетом заработка, полученного за 2010-2014г.г.
8
Патент, выданный истцу за период с 01.01.2011 года по 31.03.2011 года, свидетельство плательщика единого налога с данными о переходу на упрощенную систему налогообложения с января 2012 года, свидетельство о постановлении на учет физического лица в налоговом органе от 12.12.2014 года, договор о предоставлении торгового места на рынке от 01.01.2015 года и книга учета доходов истца, не могут рассматриваться как достаточные документальные данные, на основании которых подлежат удовлетворению заявленные требования за период с 2010 года по 2014 год.
С заявлением о перерасчете пенсии с учетом периода работы с 2015 по 2016г.г. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, истец не обращался.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, право истца на перерасчет пенсии из заработка за спорный период не утрачено, поскольку истце не лишен права на обращение в комиссию по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан с заявлением о рассмотрении вопроса об установлении периода работы предпринимателем и размера заработка.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана в решении надлежащая правовая оценка, поэтому они не могут быть приняты в качестве основания к отмене решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 22 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Крупина Александра Николаевича без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.