судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Лозового С.В,
судей - Гоцкалюк В.Д, Чистяковой Т.И,
при секретаре - Садыховой К.С,
с участием прокурора - Шубёнкиной Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Черноморского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования Новосельское сельское поселение Черноморского района Республики Крым к Кравченко О.М, Кравченко А.А, Фуголь Р.А, Администрации Черноморского района Республики Крым, Новосельскому сельскому совету Черноморского района Республики Крым, третье лицо - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым, Администрация Новосельского сельского совета Черноморского района Республики Крым, о признании недействительным решения, о признании недействительным и отмене постановления, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, прекращении права собственности,
по апелляционной жалобе Фуголь Р.А. на решение Черноморского районного суда Республики Крым от 15 мая 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
В марте 2017 года прокурор Черноморского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, уточнив который просил признать недействительным решение 21-й сессии Новосельского сельского совета 6 созыва N от ДД.ММ.ГГГГ "О рассмотрении вопроса гр. Фуголь Р.А. о выделении земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений"; признать незаконным и отменить постановление администрации Черноморского района N от ДД.ММ.ГГГГ "О передаче в собственность земельного участка в порядке завершения оформления права на земельный участок для индивидуального жилищного строительства Фуголю Р.А."; прекратить право собственности ФИО4 на земельный участок площадью 0,08 га, расположенный по "адрес" в "адрес", кадастровый номер N; истребовать земельный участок площадью "данные изъяты" га, расположенный по "адрес" в "адрес", кадастровый номер N из чужого незаконного владения Кравченко О.М, Кравченко А.А, восстановив положение, существовавшее до нарушения права, путем возврата земельного участка в собственность муниципального образования - Новосельское сельское поселение Черноморского района, а также путем сноса самовольных построек.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ на основании решения 21-й сессии Новосельского сельского совета 6 созыва N от ДД.ММ.ГГГГ "О рассмотрении вопроса Фуголя Р.А. о выделении земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений", а также постановления администрации Черноморского района N от ДД.ММ.ГГГГ, которым данный участок передан в собственность за Фуголь Р.А. зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью "данные изъяты" га, расположенный по "адрес" в "адрес", кадастровый номер N.
ДД.ММ.ГГГГ между Фуголем Р.А. и Кравченко А.А. был заключен договор купли-продажи указанного земельного участка. Госкомрегистром ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ за Кравченко А.А. зарегистрировано право собственности на земельный участок. Однако в ходе проверки прокуратуры было установлено, что решение Новосельского сельского совета N от ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не принималось, в связи с чем, регистрация права собственности за Фуголем Р.А, а, впоследствии, за Кравченко А.А. на указанный земельный участок произведена незаконно. По материалам проверки прокуратуры СО ОМВД России по Черноморскому району возбуждено "данные изъяты" уголовных дела по ч. "данные изъяты" ст. "данные изъяты" и п. " "данные изъяты"" ч. "данные изъяты" ст. "данные изъяты" УК РФ по факту подделки решений Новосельского сельского совета, принятых на сессии от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки также установлено, что решением N от 27 ДД.ММ.ГГГГ Фуголю Р.А. выделен земельный участок под индивидуальное жилищное строительство в районе объекта культурного наследия "Памятный знак в честь воинов-односельчан", расположенного в "адрес". Согласно протоколу сессии от ДД.ММ.ГГГГ Новосельского сельского совета, за выделение земельных участков, расположенных в районе объекта культурного наследия "Памятный знак в честь воинов-односельчан", единогласно голосовали все депутаты, которые присутствовали на сессии. Однако, опрошенный депутат Новосельского сельского совета, который в 2012-2013 годах занимал должность председателя постоянной комиссии по вопросам регулирования земельных отношений, строительству и архитектуре Новосельского сельского совета Давыдов С.Ю. пояснил, что заявление Фуголя Р.А. о выделении ему земельного участка в районе памятного знака в честь воинов односельчан в с. Новосельское не поступало, на комиссии по вопросам регулирования земельных отношений, строительству и архитектуры не рассматривалось.
Вопрос о выделении указанного земельного участка на 21-й сессии 6-го созыва Новосельского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ не рассматривался, за выделение земельного участка не голосовали, протокол сессии от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует действительности. Изучением журнала входящей корреспонденции Новосельского сельского совета установлено, что заявление Фуголя Р.А. о выделении ему земельного участка на протяжении 2012-2013 гг в Новосельский сельский совет не поступало.
В результате незаконных действий неустановленных лиц из собственности Новосельского сельского совета выведен земельный участок площадью "данные изъяты" га, расположенный по "адрес" в "адрес", с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства. Указанный земельный участок выбыл из муниципальной собственности помимо воли органа местного самоуправления, уполномоченного распоряжаться землями Новосельского сельского поселения.
"Памятный знак в честь воинов-односельчан", является объектом культурного наследия. Земельный участок, выделенный Фуголю Р.А, расположен в охранной зоне памятного знака. Однако выделение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в охранной зоне объекта культурного наследия, расположенного в "адрес" с Государственным комитетом по охране культурного наследия Республики Крым не согласовывалось.
В результате незаконных действий неустановленных лиц из собственности Новосельского сельского совета выведен земельный участок площадью "данные изъяты" га, расположенный по "адрес" в "адрес", с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства. Указанный земельный участок выбыл из муниципальной собственности помимо воли органа местного самоуправления, уполномоченного распоряжаться землями Новосельского сельского поселения.
Фуголь Р.А, незаконно завладев земельным участком муниципальной собственности, 13.09.2016 года заключил договор купли-продажи данного земельного участка, продав его Кравченко А.А..
Согласно акту обследования от 07.03.2019 года, часть спорного земельного участка ограждена еврозабором, на территории имеется деревянная конструкция, насыпь, строительные работы не осуществляются.
В связи со смертью ответчика Кравченко А.А. он был исключен из числа ответчиков, а к участию в деле были привлечены его наследники, принявшие наследство - Кравченко О.М. и Кравченко А.А..
В судебном заседании помощник прокурора Кузнецов К.В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель Фуголь Р.А. - Пилипенко К.Н. исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать.
Решением Черноморского районного суда Республики Крым от 15 мая 2019 года иск удовлетворен. Постановлено: "Признать недействительным решение 21-й сессии Новосельского сельского совета 6 созыва N от 27.12.2012 года "О рассмотрении вопроса гр. Фуголь Р.А. о выделении земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений".
Признать незаконным и отменить постановление администрации Черноморского района N от 07.08.2015 года "О передаче в собственность земельного участка в порядке завершения оформления права на земельный участок для индивидуального жилищного строительства Фуголю Р.А.".
Прекратить право собственности ФИО4 на земельный участок площадью 0,08 га, расположенный по "адрес" в "адрес", кадастровый номер N.
Истребовать земельный участок площадью "данные изъяты" га, расположенный по "адрес" в "адрес", кадастровый номер N из чужого незаконного владения Кравченко О.М, Кравченко А.А, восстановив положение, существовавшее до нарушения права, путем возврата земельного участка в собственность муниципального образования - Новосельское сельское поселение Черноморского района, а также путем сноса самовольных сооружений.
Взыскать с Кравченко О.М. госпошлину в доход государства в размере 240 рублей.
Взыскать с законного представителя Кравченко А.А. - Кравченко О.М. госпошлину в доход государства в размере 240 рублей.
Взыскать с Фуголь Р.А. госпошлину в доход государства в размере 240 рублей.
Взыскать с Новосельского сельского совета Черноморского района госпошлину в доход государства в размере 240 рублей.
Взыскать с администрации Черноморского района госпошлину в доход государства в размере 240 рублей.
Взыскать с Кравченко О.М. в пользу ООО "Крымский республиканский центр судебной экспертизы" (БИК 043510607 счет N ИНН 9102007146 КПП 910201001 счет N в РНКБ Банк (ПАО) г. Симферополь в счет оплаты на проведение экспертизы по счет N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4 000 рублей.
Взыскать с законного представителя Кравченко А.А. - Кравченко О.М. в пользу ООО "Крымский республиканский центр судебной экспертизы" (БИК 043510607 счет N ИНН 9102007146 КПП 910201001 счет N в РНКБ Банк (ПАО) г. Симферополь в счет оплаты на проведение экспертизы по счет N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4 000 рублей.
Взыскать с Фуголь Р.А. в пользу ООО "Крымский республиканский центр судебной экспертизы" (БИК 043510607 счет N ИНН 9102007146 КПП 910201001 счет N в РНКБ Банк (ПАО) г. Симферополь в счет оплаты на проведение экспертизы по счет N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4 000 рублей.
Взыскать с Новосельского сельского совета Черноморского района в пользу ООО "Крымский республиканский центр судебной экспертизы" (БИК 043510607 счет N ИНН 9102007146 КПП 910201001 счет N в РНКБ Банк (ПАО) г. Симферополь в счет оплаты на проведение экспертизы по счет N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4 000 рублей.
Взыскать с администрации Черноморского района в пользу ООО "Крымский республиканский центр судебной экспертизы" (БИК 043510607 счет N ИНН 9102007146 КПП 910201001 счет N в РНКБ Банк (ПАО) г. Симферополь в счет оплаты на проведение экспертизы по счет N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4 000 рублей."
Не согласившись с указанным решением, Фуголь Р.А. подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новое решение, которым отказать удовлетворении иска в полном объёме, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушение судом норм материального и процессуального права.
В возражениях, поданных на апелляционную жалобу, и.о. прокурора Черноморского района Купава В.А... просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Пересматривая дело, судебная коллегия действует в соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценивает имеющиеся в деле доказательства.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, заслушав пояснения лиц явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ Фуголь Р.А. обратился к голове Новосельского сельского совета с заявлением о выделении земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома по "адрес" в "адрес" (л.д. 107 том 1).
Решением 21-й сессии Новосельского сельского совета 6 созыва N от ДД.ММ.ГГГГ "О рассмотрении вопроса Фуголя Р.А. о выделении земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений" Фуголю Р.А. был выделен испрашиваемый земельный участок (л.д. 108 том 1).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации Черноморского района Республики Крым N, на основании решения 21 сессии 6-го созыва Новосельского сельского совета от 27.12.2012 года N "О рассмотрении вопроса Фуголь Р.А. о выделении земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений", протокола N заседания постоянно действующей комиссии по землепользованию и застройке "адрес" Республики Крым от
ДД.ММ.ГГГГ, передан в собственность Фуголю Р.А. земельный участок общей площадью "данные изъяты" га, кадастровый номер N, категория земельного участка - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: Республика Крым, "адрес" (л.д. 48 том 1).
ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью "данные изъяты" га, расположенный по "адрес" в "адрес", кадастровый номер N за Фуголь Р.А..
ДД.ММ.ГГГГ между Фуголем Р.А. и Кравченко А.А. был заключен договор купли-продажи указанного земельного участка.
Госкомрегистром ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ за Кравченко А.А. зарегистрировано право собственности на земельный участок.
По материалам проверки прокуратуры, СО ОМВД России по Черноморскому району возбуждено "данные изъяты" уголовных дела по ч. "данные изъяты" ст. "данные изъяты" и п. " "данные изъяты"" ч. "данные изъяты" ст. "данные изъяты" УК РФ по факту подделки решений Новосельского сельского совета, принятых на 21-й сессии от ДД.ММ.ГГГГ и 22-й сессии от ДД.ММ.ГГГГ 6-го созыва Новосельского сельского совета, в том числе решения N "О рассмотрении вопроса Горинова В.А. о выделении земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений" и их использования в целях завладения правом собственности на земельный участок, расположенный по "адрес" в "адрес", впоследствии, по "адрес" в "адрес", а также причинения имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения, совершенное в особо крупном размере (л.д. 51-59 том 1).
Разрешая заявленные в иске требования, суд первой инстанции, с выводами которого соглашается судебная коллегия, обоснованно исходил из того, что в соответствии со ст. 23 Федерального конституционного закона N-ФКЗ от 21.03.2014г. "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", с 18.03.2014г. на территории Республики Крым действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии со ст. 12.1 указанного Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014г, на территории Республики Крым до 01.01.2023г. особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Статьей 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" предусмотрена возможность завершения оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, в соответствии с которой основанием для завершения указанной процедуры являются, в том числе, неисполненные решения органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, принятые с 14.10.2008г. по 21.03.2014г.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 116 ЗК Украины (в редакции 2013г,), регулировавшего спорные правоотношения в период их возникновения, было установлено, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом или по результатам аукциона.
Основания и порядок приобретения гражданами Украины права собственности на земельные участки из земель государственной и коммунальной собственности были определены ст. 118 ЗК Украины, согласно положениям которой, гражданин, заинтересованный в приобретении такого земельного участка в собственность, подавал заявление в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления (ч. 1), который в течение месяца должен был рассмотреть указанное ходатайство и дать разрешение на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка в собственность либо мотивированный отказ в его предоставлении. Проект землеустройства разрабатывался по заказу гражданина субъектом хозяйствования, являющимся исполнителем работ по землеустройству в соответствии с законом (ч. 7), подлежал согласованию в установленном ст. 186-1 ЗК Украины порядке (ч. 8), после чего соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства принимал решение об утверждении проекта землеустройства и передачи земельного участка в собственность гражданину (ч. 9 ст. 118 ЗК Украины).
При этом, определяя право граждан Украины на получение земельных участков в собственность, законом был установлен запрет на передачу в частную собственность земельных участков общего пользования населенных пунктов (площадки, улицы, проезды, дороги, набережные, пляжи, парки, скверы, бульвары, кладбища, места уничтожения и утилизации отходов и т.п.); земель под объектами природно-заповедного, историко-культурного назначения, имеющих особую экологическую, оздоровительную, научную, эстетичную и историко-культурную ценность, если иное не предусмотрено законом; земельных участков, используемых для обеспечения деятельности органов местного самоуправления (ст. 83 ЗК Украины).
Судом установлено и при разрешении настоящего спора не опровергнуто, что на балансе Новосельского сельского поселения Черноморского района Республики Крым находится "Памятный знак в честь воинов односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны", дата событий 1941-1945 года", дата сооружения 1974г, являющийся объектом культурного наследия регионального значения (л.д. 62-65, т. 1).
Решением исполнительного комитета Крымского областного совета народных депутатов от 15.01.1980г. N 16 утверждена охранная зона памятника в пределах холма 10x15м (л.д. 79 т. 1).
Решением 11-ой внеочередной сессии 6-го созыва Новосельского сельского совета N 196 от 16.12.2011 года "Об утверждении Генерального плана совмещенного с детальным планом села Новосельское Новосельского сельского совета Черноморского района Автономной Республики Крым" утвержден Генеральный план, совмещенный с детальным планом села Новосельское Новосельского сельского совета Черноморского района АРК, разработанного ЧП "Фирма "АБС"
Судом установлено, что на Генеральном плане, совмещенном с детальным планом территории с. Новосельское, Новосельского сельского совета Черноморского района, имеется условное обозначение 3*, согласно которому жилая застройка, возможна при переносе памятника (с указанием - проект).
На территории, обозначенной 3* на Генеральном плане с. Новосельское Черноморского района, решением 21-й внеочередной сессии Новосельского сельского совета 6-го созыва от 27.12.2012 года N "О рассмотрении вопроса Фуголя Р.А. о выделении земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений", Фуголю Р.А. был выделен земельный участок, ориентировочной площадью "данные изъяты" га, по "адрес" в "адрес" из земель жилой и общественной застройки для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений.
Судом установлено, что в районе указанного памятника по "адрес" сформированы 15 земельных участков, общей площадью "данные изъяты" га, из которых: "данные изъяты" налагаются на охранную зону памятника от основания кургана 10-15м (л.д. 37 т. 1).
Согласно заключению N судебной землеустроительной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ имеются наложения границ земельного участка, расположенного по "адрес" в "адрес" площадью "данные изъяты" кв.м, кадастровый номер N, принадлежащего Кравченко А.А, на зону 3*, расположенную в "адрес" согласно утвержденному Генеральному плану "адрес". Площадь наложения составляет "данные изъяты" кв.м. (л.д. 34-47 том 3).
Проверяя соблюдение установленного законом порядка передачи земельного участка в собственность Фуголь Р.А, суд первой инстанции правильно указал на то, что в соответствии со ст. 10 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине", органами местного самоуправления являются сельские, поселковые, городские советы, которые представляют соответствующие территориальные громады и осуществляют их от имени и в их интересах функции и полномочия местного самоуправления, установленные Конституцией Украины, иными законами.
Положениями ст. 26 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" вопросы урегулирования земельных отношений отнесены к исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов.
В соответствии со ст. 46 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" сельские, поселковые, районные в городах, городские советы проводят свою работу сессионно.
Акты органов местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции и законам Украины признаются незаконными в судебном порядке (ст. 59 Закона).
Правила и процедуры, регулирующие порядок организационно-правовых форм деятельности Новосельского сельского совета Черноморского района АР Крым 6-го созыва были установлены Регламентом, утвержденным решением 2-ой сессии 6-го созыва Новосельского сельского совета Черноморского района АР Крым от 10.12.2010г. N (далее Регламент).
Согласно п. 2.1 Регламента основной организационно-правовой формой работы совета является сессия.
Подготовка сессии проводится по плану, утвержденному сессией (п. 3.1 Регламента).
В соответствии с п. 3.2 Регламента в проект повестки дня, в основном включаются вопросы из плана работы совета.
Согласно п. 4.1 сессия правомочна, если в ее пленарном заседании принимает участие более половины депутатов от общего состава совета.
Пунктом 5.1 Регламента установлено, решение принимается советом после обсуждения вопроса. Вначале решение принимается за основу, а затем с учетом поступивших замечаний, дополнений и предложений в целом. Решение считается принятым, если за него проголосовали большинство от общего состава совета (п. 5.2 Регламента).
Предложения о включении вопросов в проект повестки дня, материалы к ним рассматриваются сельским головой. Доклады и проекты решений по вопросам, выносимым на сессии, готовятся постоянными комиссиями совета и другими органами по поручению сельского головы (п. 3.4, 3.5 Регламента).
В соответствии с п. 6.1 Регламента, постоянные комиссии являются органами совета, которые избираются из числа депутатов для изучения, предварительного рассмотрения и подготовке вопросов, которые относятся к его ведению, осуществляют контроль за выполнением решений совета. Деятельность указанных комиссий регламентировалась положением о постоянных комиссиях Новосельского сельского совета 6-го созыва, утвержденного решением 2-ой сессии 6-го созыва Новосельского сельского совета Черноморского района АР Крым от 10.12.2010г. N.
В соответствии с разделом 3 Положения, основной формой работы комиссии являются заседания, которые правомочны если на них присутствует не менее половины совета комиссии. По результатам обсуждения вопросов на заседаниях комиссии путем голосования принимаются, в том числе заключения о проектах решений совета по вопросам, внесенным в повестку дня.
Организация работы комиссий возлагается на их председателей. Председатель комиссии созывает и ведет заседание комиссии, дает поручение членам комиссии, представляет комиссию в отношении с другими органами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданами, организует работу по реализации заключений и рекомендаций комиссии. Заседание комиссии созывается по мере необходимости и по плану работы и правомочно, если в нем принимает участие не менее половины от общего состава комиссии (п.п. 6.9, 6.11 Регламента).
Согласно положениям п. 6.12 Регламента, по результатам изучения и рассмотрения вопросов, комиссии готовят рекомендации и заключения, которые принимаются большинством голосов от общего состава комиссии и подписываются председателем комиссии, а в случае отсутствия - секретарем комиссии.
Протоколы заседаний комиссии подписываются председателем комиссии и секретарем комиссии (п. 6.13 Регламента).
Между тем, суду, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, не предоставлено и материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о соблюдении установленного законом порядка принятия решения о передаче земельного участка в собственность Фуголь Р.А, в том числе о наличии заключения постоянной комиссии Новосельского сельского совета Черноморского района АР Крым за 2012г. по вопросу выделения ему спорного земельного участка, обсуждения указанного вопроса на заседании сессии и принятия сессией сельского совета решения с соблюдением процедуры голосования за него.
Допрошенный в судебном заседании суда первой инстанции свидетель Давыдов С.Ю, исполнявший в период 2011-2014г.г. обязанности председателя земельной комиссии Новосельского сельского совета Черноморского района АР Крым, указал, что каких-либо заявлений о выделении земельных участков в районе памятного знака в "адрес" на рассмотрение земельной комиссии не поступало, соответствующий вопрос на сессиях Новосельского сельского совета Черноморского района АР Крым не рассматривался.
В ходе прокурорской проверки, проведённой по обращению Клименко А.Ю. (л.д. 49 т. 1), были истребованы решения заседаний сессии Новосельского сельского совета 6-го созыва с протоколами заседаний по вопросу выделения земельных участков на территории памятника, а также отобраны объяснения депутатов 6-го созыва, которые присутствовали на 21-й от ДД.ММ.ГГГГ, на 22-й от ДД.ММ.ГГГГ сессиях 6-го созыва Новосельского сельского совета Черноморского района, которые показали, что заявления граждан о выделении земельных участков в районе памятного знака в честь воинов-односельчан в "адрес" в Новосельский сельский совет не поступали, на комиссии по вопросам регулирования земельных отношений, строительству и архитектуры заявления не рассматривались. Вопрос о выделении вышеуказанных земельных участков на 21-й и 22-й сессиях 6-го созыва Новосельского сельского совета не рассматривался, за выделение данных земельных участков не голосовали, протоколы вышеуказанных сессий не соответствуют действительности по вышеуказанным основаниям. Изучением журнала входящей корреспонденции Новосельского сельского совета установлено, что заявления вышеуказанных граждан о выделении земельных участков на протяжении 2012-2013 годов в Новосельский сельский совет не поступали.
По факту подделки в период 2012-2013г.г. неустановленными лицами решений 21-й сессии от 27.12.2012г, 22-й сессии от 01.02.2013г. и 28-й сессии от 08.11.2013г. 6-го созыва Новосельского сельского совета Черноморского района АР Крым "О выделении земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений" гражданам Украины, в том числе Фуголю Р.А, в "адрес", Новосельского сельского совета Черноморского района Республики Крым, которые содержали заведомо ложные сведения и послужили основанием для приобретения им права собственности на указанный земельный участок, постановлениями ОМВД России по Черноморскому району от ДД.ММ.ГГГГ были возбуждены уголовные дела: по факту подделки официального документа, предоставляющего права, по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 327 УК РФ; и по факту причинения имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения, совершенного в особо крупном размере - по п. "б" ч. 2 ст. 165 УК РФ (л.д. 55-56 т. 1).
Расследование указанного уголовного дела по сообщению прокурора до настоящего времени не завершено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что указанный земельный участок выбыл из собственности Новосельского сельского совета помимо его воли, установленный законом порядок приобретения права собственности на земельный участок не соблюден, а потому обжалуемые прокурором решения Новосельского сельского совета Черноморского района АР Крым, соответственно, постановление администрации Черноморского района Республики Крым N от 07.08.2015г, правильно признаны недействительными, что согласуется и не противоречит положениям ст. ст. 12, 13 ГК РФ.
В соответствии со ст. 301 ГК РФ, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно положениям п. 1 ст. 302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чём приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путём помимо их воли.
Поскольку земельный участок выбыл из владения муниципального образования Новосельское сельское поселение Черноморского района помимо его воли, и в настоящее время находится в собственности Кравченко О.М, и малолетнего Кравченко А.А. - наследников умершего Кравченко А.А, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам, удовлетворив требования прокурора об истребовании этого земельного участка от Кравченко О.М, Кравченко А.А, независимо от их возражений и утверждений о добросовестности.
Доводы ответчика о пропуске прокурором срока исковой давности несостоятельным и не согласуются с установленными по делу обстоятельствами, свидетельствующими о том, что прокурору могло быть и стало известно о нарушении интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц в ходе проверки (постановление от 02.02.2017г.), установившей факт передачи в собственность Фуголь Р.А. спорного земельного участка в порядке завершения оформления прав при отсутствии принятого до 18.03.2014г. решения органа местного самоуправления о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка в собственность. С иском прокурор обратился 29.03.2017г, т.е. в пределах установленного законом срока исковой давности.
Круг лиц и их процессуальное положение судом определен правильно, и доводы апеллянта в указанной части фактически сводятся к несогласию с принятым судом решением по существу спора.
Требования ответчиков о применении последствий пропуска срока исковой давности отклонены обоснованно, поскольку, по смыслу ст. 200 ГК РФ, начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
Оспариваемое постановление имеет ненормативный характер, в связи с чем, не подлежало обязательной публикации в средствах массовой информации для доведения до сведения неопределённого круга лиц. Неопределённый круг лиц не имел и не имеет доступа к материалам уголовного дела. Материальный истец в данном случае индивидуально не определён.
В связи с изложенным, а также учитывая фактические обстоятельства установления фактов нарушения требований действующего законодательства при разрешении вопросов приобретения Фуголь Р.А. права собственности на спорный земельный участок, срок исковой давности для защиты нарушенных прав неопределённого круга лиц, прокурором не пропущен.
В соответствии с п. 3 ст. 1 ГК РФ, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу п. 4 ст. 1 ГК РФ, никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались (ст. 56 ГПК РФ).
Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учётом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также принимает иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой сторон (п. 2 ст. 10 ГК РФ), например, признаёт условие, которому недобросовестно воспрепятствовала или содействовала эта сторона соответственно наступившим или не наступившим (п. 3 ст. 157 ГК РФ ); указывает, что заявление такой стороны о недействительности сделки не имеет правового значения (п. 5 ст. 166 ГК РФ).
Поскольку Кравченко А.А, как сторона по договору купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, обладала сведениями о правоустанавливающих документах, свидетельствующих о предоставлении Фуголю Р.А. земельного участка на основании решения N от 27.12.2012 года, то именно Кравченко А.А. как самостоятельный носитель гражданских прав и обязанностей в силу статьи 17 ГК РФ, мог поинтересоваться вопросом о наличии текстов протоколов заседаний постоянной (земельной) комиссии, а также последующей сессии Новосельского сельского совета, соблюдением процедуры их проведения и вынесения решений органом местного самоуправления, являющихся основанием для принятия постановлениям N от 07.08.2015 года, то есть должен был проявить ту степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась при заключении сделки с продавцом, право которого на приобретение отчуждаемого земельного участка возникло на основании решений органа местного самоуправления безвозмездно, и не принял всех мер для надлежащей реализации своих прав по приобретению земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли бы на его законность и обоснованность либо опровергали выводы суда.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда постановлено с соблюдением норм действующего законодательства, отвечает требованиям законности и обоснованности, правовых оснований для отмены которого по апелляционной жалобе не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черноморского районного суда Республики Крым от 15 мая 2019 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Фуголь Р.А. оставить без удовлетворения.
Председательствующий - Лозовой С.В.
Судьи - Гоцкалюк В.Д.
Чистякова Т.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.