Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи
И.А. Харченко
судей
И.И. Мотиной
И.А. Подлесной
при секретаре судебного заседания
Д.Н. Побережной
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи И.А. Харченко гражданское дело по исковому заявлению Миловановой Ларисы Анатольевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, обязании включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 28 мая 2019 года, которым исковые требования удовлетворены, -
установила:
06 мая 2019 года Милованова Лариса Анатольевны обратилась с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное), в котором просила признать незаконным решение ответчика N 190000000906/858715/18 от 01 февраля 2019 года об отказе ей в досрочном назначении страховой пенсии по старости; обязать ответчика включить в специальный стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, следующие периоды: с 21 августа 2001 года по 20 февраля 2008 года - работу в должности заместителя директора по воспитательной работе и учителя химии, в том числе курсы повышения квалификации с 07 октября 2002 года по 19 октября 2002 года, с 05 марта 2007 года по 24 марта 2007 года (6 лет 5 месяцев 29 дней); с 01 сентября 2010 года по 31 августа 2011 года - работу в должности заместителя директора по воспитательной работе (1 год); с 09 сентября 1996 года по 28 сентября 1996 года (21 день), с 03 июня 2013 года по 27 июня 2013 года (25 дней), с 06 июня 2014 года по 07 июня 2014 года (2 дня), с 20 июня 2014 года по 23 июня 2014 года (4 дня), 28 марта 2015 года (1 день), 17 мая 2016 года (1 день), 23 сентября 2016 года (1 день), с 30 октября 2017 года по 01 ноября 2017 года (3 дня), с 12 февраля 2018 года по 16 февраля 2018 года (5 дней), с 02 апреля 2018 года по 16 апреля 2018 года (15 дней), с 08 мая 2018 года по 11 мая 2018 года (4 дня), всего 2 месяца 22 дня - нахождение на курсах повышения квалификации; и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 04 декабря 2018 года в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Заявленные требования мотивированы тем, что ситец осуществляет педагогическую деятельность в учреждениях для детей более 25 лет. В связи с наличием у нее стажа педагогической деятельности (льготного стажа) более 25 лет, 04 декабря 2018 года она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Однако решением Государственного учреждения - У правления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) N 190000000906/858715/18 от 01 февраля 2019 года ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду того, что ее специальный стаж работы, дающий право на досрочную пенсию составляет всего 21 год 4 месяца 21 день. Так, ответчиком не были включены в ее стаж следующие периоды: работы - с 21 августа 2001 года по 20 февраля 2008 года - в должности заместителя директора по воспитательной работе и учителя химии, в том числе курсы повышения квалификации с 07 октября 2002 года по 19 октября 2002 года, с 05 марта 2007 года по 24 марта 2007 года; с 01 сентября 2010 года по 31 августа 2011 года - в должности заместителя директора по воспитательной работе; прохождение курсов повышения квалификации - с 09 сентября 1996 года по 28 сентября 1996 года, с 03 июня 2013 года по 27 июня 2013 года, с 06 июня 2014 года по 07 июня 2014 года, с 20 июня 2014 года по 23 июня 2014 года, 28 марта 2015 года, 17 мая 2016 года, 23 сентября 2016 года, с 30 октября 2017 года по 01 ноября 2017 года, с 12 февраля 2018 года по 16 февраля 2018 года, с 02 апреля 2018 года по 16 апреля 2018 года, с 08 мая 2018 года по 11 мая 2018 года.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 28 мая 2019 года иск Миловановой Ларисы Анатольевны удовлетворен.
Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) N 190000000906/858715/18 от 01 февраля 2019 года об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости Миловановой Ларисе Анатольевне.
Обязано Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) включить Миловановой Ларисе Анатольевне в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды: работы - с 21 августа 2001 года по 20 февраля 2008 года - в должности заместителя директора по воспитательной работе и учителя химии в Заветненской средней школе Советского района; с 01 сентября 2010 года по 31 августа 2011 года - в должности заместителя директора по воспитательной работе в Учебно-воспитательном комплексе "Школа-лицей N 2" Советского поселкового совета Автономной Республики Крым; прохождение курсов повышения квалификации - с 07 октября 2002 года по 19 октября 2002 года, с 05 марта 2007 года по 24 марта 2007 года, с 09 сентября 1996 года по 28 сентября 1996 года, с 03 июня 2013 года по 27 июня 2013 года, с 06 июня 2014 года по 07 июня 2014 года, с 20 июня 2014 года по 23 июня 2014 года, 28 марта 2015 года, 17 мая 2016 года, 23 сентября 2016 года, с 30 октября 2017 года по 01 ноября 2017 года, с 12 февраля 2018 года по 16 февраля 2018 года, с 02 апреля 2018 года по 16 апреля 2018 года, с 08 мая 2018 года по 11 мая 2018 года.
Обязано Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) назначить Миловановой Ларисе Анатольевне досрочно страховую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 04 декабря 2018 года.
С названным решением не согласилось Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) и, 18 июня 2019 года, подало апелляционную жалобу, в которой просило оспариваемое судебное решение отменить и, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать в полном объеме. Основные доводы жалобы заключаются в том, что досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность не менее 25 лет, в то время как специальный стаж истца составляет 21 год 4 месяца 21 день.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Верховного Суда Республики Крым.
В судебном заседании апелляционной инстанции истец Милованова Л.А. и её представитель по устному ходатайству Потапов А.Н, допущенный в соответствии с частью 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель апеллянта в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении слушания по делу не подали.
Заслушав доклад судьи Харченко И.А, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемый судебный акт указанным требованиям соответствует.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, установлены Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При обращении граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за назначением пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 1 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Так судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 04 декабря 2018 года Милованова Л.А. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (лист дела 42-43).
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) N 190000000906/858715/18 от 01 февраля 2019 года Миловановой Л.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, дающего право на досрочную пенсию в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Так, в стаж Миловановой Л.А, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не засчитан периоды работы: с 21 августа 2001 года по 20 февраля 2008 года - в должности заместителя директора по воспитательной работе и учителя химии, в том числе курсы повышения квалификации с 07 октября 2002 года по 19 октября 2002 года, с 05 марта 2007 года по 24 марта 2007 года; с 01 сентября 2010 года по 31 августа 2011 года - в должности заместителя директора по воспитательной работе. Кроме того, в стаж Миловановой Л.А, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не засчитаны периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 09 сентября 1996 года по 28 сентября 1996 года, с 03 июня 2013 года по 27 июня 2013 года, с 06 июня 2014 года по 07 июня 2014 года, с 20 июня 2014 года по 23 июня 2014 года, 28 марта 2015 года, 17 мая 2016 года, 23 сентября 2016 года, с 30 октября 2017 года по 01 ноября 2017 года, с 12 февраля 2018 года по 16 февраля 2018 года, с 02 апреля 2018 года по 16 апреля 2018 года, с 08 мая 2018 года по 11 мая 2018 года. Итого не включено в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную пенсию - 7 лет 8 месяцев и 20 дней.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) пришло к выводу, что стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную пенсию, составляет 21 год 4 месяца 21 день, что послужило основанием для отказа Миловановой Л.А. в досрочном назначении страховой пенсии по старости (лист дела 41).
Милованова Л.А. в период с 21 августа 2001 года по 20 февраля 2008 года работала в должности заместителя директора по воспитательной работе и учителя химии в Заветненской средней школе Советского района, в период с 01 сентября 2010 года по 31 августа 2011 года в должности заместителя директора по воспитательной работе в Учебно-воспитательном комплексе "Школа-лицей N 2" Советского поселкового совета Автономной Республики Крым (листы дела 18-21).
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 указанного Постановления Правительства Российской Федерации N 665 от 16 июля 2014 года при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Указанный список применяется при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости лица, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Работа учителем и заместителем директора в общеобразовательных учреждениях - школах всех наименований предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 и применяемым с учетом подпункта 19 части 1, части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", подпункта "м" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Разрешая спор суд первой инстанции, верно исходил из того, что в период работы истца с 21 августа 2001 года по 20 февраля 2008 года - в должности заместителя директора по воспитательной работе и учителя химии в Заветненской средней школе Советского района, с 01 сентября 2010 года по 31 августа 2011 года - в должности заместителя директора по воспитательной работе в Учебно-воспитательном комплексе "Школа-лицей N 2" Советского поселкового совета Автономной Республики Крым, право на досрочное пенсионное обеспечение предусматривалось статьей 52 Закона Украины "О пенсионном обеспечении", действовавшим в спорный период работы истца, согласно которому право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники образования согласно пункту "е" статьи 55 указанного Закона.
Пунктом "е" статьи 55 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" предусматривалось, что право на пенсию по выслуге лет имеют, в частности, работники образования, при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, который утверждается в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.
Согласно Перечню заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа которых дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины N 909 от 04 ноября 1993 года, учителя и заместители директоров по учебно-воспитательной работе относятся к указанной категории работников.
Положения указанного нормативного акта не содержат ограничительных условий для зачета периода выполнения данных работ (педагогической или учебной нагрузки) для категорий "учителя общеобразовательных учебных заведений" и "заместители директоров по учебно-воспитательной работе общеобразовательных учебных заведений".
Одновременно, при рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что в периоды с 07 октября 2002 года по 19 октября 2002 года, с 05 марта 2007 года по 24 марта 2007 года, с 09 сентября 1996 года по 28 сентября 1996 года, с 03 июня 2013 года по 27 июня 2013 года, с 06 июня 2014 года по 07 июня 2014 года, с 20 июня 2014 года по 23 июня 2014 года, 28 марта 2015 года, 17 мая 2016 года, 23 сентября 2016 года, с 30 октября 2017 года по 01 ноября 2017 года, с 12 февраля 2018 года по 16 февраля 2018 года, с 02 апреля 2018 года по 16 апреля 2018 года, с 08 мая 2018 года по 11 мая 2018 года Милованова Л.А. находилась на курсах повышения квалификации, указанные периоды также не были включены ответчиком в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно пункту 21 Рекомендаций Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года N 148 "Об оплачиваемых учебных отпусках" период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или других положений, которые соответствуют национальной практике. При этом в данных Рекомендациях термин "оплачиваемый учебный отпуск" означает отпуск предоставляемый трудящемуся для целей образования на определенный период в рабочее время с выплатой соответствующих денежных пособий.
Кодексом законов о труде РСФСР, Трудовым кодексом Российской Федерации работникам, совмещающим труд с обучением, работавшим на условиях неполного рабочего времени, гарантировались такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время.
В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
Согласно ранее действовавшей статье 122 Кодекса законов о труде РСФСР и статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации, действующей в настоящее время, при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской, с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Также в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Принимая во внимание изложенное, коллегия судей в полной мере соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, а также поскольку в периоды нахождения Миловановой Л.А. на курсах повышения квалификации за ней сохранялось рабочее место, выплачивалась заработная плата, и производились отчисления в пенсионный фонд, у ответчика отсутствовали правовые основания не включать периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно включил в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды нахождения Миловановой Л.А. с 07 октября 2002 года по 19 октября 2002 года, с 05 марта 2007 года по 24 марта 2007 года, с 09 сентября 1996 года по 28 сентября 1996 года, с 03 июня 2013 года по 27 июня 2013 года, с 06 июня 2014 года по 07 июня 2014 года, с 20 июня 2014 года по 23 июня 2014 года, 28 марта 2015 года, 17 мая 2016 года, 23 сентября 2016 года, с 30 октября 2017 года по 01 ноября 2017 года, с 12 февраля 2018 года по 16 февраля 2018 года, с 02 апреля 2018 года по 16 апреля 2018 года, с 08 мая 2018 года по 11 мая 2018 года на курсах повышения квалификации.
Аналогичная позиция изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 и 14 июня 2006 года.
Поскольку по состоянию на 04 декабря 2018 года Милованова Л.А. имела специальный стаж более 25 лет, коллегия судей соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истица, в соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", имеет право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно частям 1,2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Следовательно, верным является решение суда первой инстанции также и в части обязания Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) назначить Миловановой Ларисе Анатольевне досрочно страховую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 04 декабря 2018 года.
Мотивы удовлетворения иска достаточно полно изложены в решении суда, основаны на материалах дела и представленных сторонами доказательствах и являются правильными.
Доводы апелляционной жалобы повторяют основания заявленных в суде первой инстанции возражений ответчика, однако эти доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств по делу, а потому не могут служить основанием к отмене состоявшегося судебного решения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно применил нормы материального и процессуального права, дал оценку всем представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому решение суда соответствует требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,-
определила:
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 28 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий судья
И.А. Харченко
Судьи
И.И. МотинаИ.А. Подлесная
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.