Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.
судей: Синани А.М, Мотиной И.И.
при секретаре: Гамуровой М.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 апреля 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению Ивановой Татьяны Валериевны к Министерству здравоохранения Республики Крым, Министерству здравоохранения Российской Федерации, третье лицо Министерство финансов Республики Крым, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым "Керченская больница N1 им. Н.И. Пирогова" о защите несовершеннолетнего ребенка и признании незаконным отказа в обеспечении лекарственным средством за счет средств бюджета Республики Крым, обязании закупить лекарственный препарат за счет средств бюджета Республики Крым,
УСТАНОВИЛА:
Иванова Т.В. обратилась в суд в интересах ФИО2 с иском к Министерству здравоохранения Республики Крым, Министерству здравоохранения Российской Федерации, третье лицо Министерство финансов Республики Крым, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым "Керченская больница N1 им. Н.И.Пирогова". В обоснование иска указала, что является матерью и законным представителем ребенка-инвалида - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г..р, которому установлен диагноз туберозный склероз, рабдомиомы сердца, субэпендимальная гагантоклеточная астроцитома левого бокового желудочка головного мозга, антигиомиолипома печени, множественные антигиомиолипомы и кисты почек, осложнение основного заболевания, симптоматическая фокальная эпелепсия фармакорезистентная форма. Диагноз туберозный склероз внесен в Перечень, установленный Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012г. N403 утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или инвалидности. С момента установления диагноза Ивановой М.М. по жизненным показаниям рекомендован лекарственный препарат, не зарегистрированный на территории Российской Федерации - Сабрил (Вигабатрин). У ребенка абсолютная резистентность к проводимой терапии другими лекарственными препаратами, поэтому Сабрил категорически нельзя заменять на другие препараты. В соответствии с решением врачебного консилиума научно-исследовательского института педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтишева г..Москвы ФГБОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И.Пирогова Минздрава России" от 26.10.2018г. по жизненным показаниям назначен прием лекарственного препарата Сабрил (Вигабатрин).
На один месяц ребенку требуется препарата Сабрил 124 таблетки по 50 мг, 1460 таблеток в год по 50 мг. 25.12.2018 года заявитель получил письмо ответ Министерства здравоохранения Республики Крым, согласно которому за счет средств бюджета закупку препарата Сабрил считают нецелесообразной, обеспечение не зарегистрированными препаратами при реализации программ льготного лекарственного обеспечения не допускается, бесплатное обеспечение не зарегистрированными препаратами можно осуществлять только через благотворительные фонды, за личные средства граждан или внебюджетные источники финансирования. 04.02.2019г. ГБУЗРК "Керченская больница N1 им. Н.И.Пирогова" дала отказ в проведении закупки необходимого препарата за счет средств бюджета. Обратившись в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Крым заявитель получила ответ от 04.02.2019г. с рекомендацией обратиться в Министерство здравоохранения Российской Федерации. Министерство здравоохранения Российской Федерации выдало 08.02.2019г. заключение - разрешение на ввоз необходимого по жизненным показателям медицинского препарата. Данное разрешение действует до 31.01.2020г.
Не согласившись с отказом Министерства здравоохранения Республики Крым истец подала жалобу в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения, которая 25.02.2019г. направила в адрес истца ответ о том, что имеется нарушение норм действующего законодательства со стороны ответчика. На основании изложенного истец просит суд признать отказ Министерства здравоохранения Республики Крым в возе и обеспечении незарегистрированным на территории Российской Федерации лекарственным препаратом Сабрил (Вигабатрин) несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за счет средств бюджета Республики Крым незаконным. Обязать Министерство здравоохранения Республики Крым закупить препарат Сабрил (Вигабатрин) в необходимом количестве и в соответствии с рекомендациями врачебного консилиума за счет средств бюджета субъекта.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 апреля 2019 года заявленные требования удовлетворены. На Министерство здравоохранения Республики Крым возложена обязанность ежегодно по медицинским показаниям обеспечивать ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р, жизненно необходимыми лекарствами "Сабрил" (Вигабатрин) в соответствии с рекомендациями врачебного консилиума за счет средств бюджета Республики Крым. Решение обращено к немедленному исполнению.
Не согласившись с решением суда, Министерство здравоохранения Республики Крым подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и вынести по настоящему делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм процессуального и материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к тому, что заболевание ФИО2 не входит в Перечень, установленный Постановлением Правительства РФ N 403 от 26.04.2012 года "О порядке ведения федерального реестра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента". Льготное обеспечение отдельных категорий граждан Российской Федерации распространяется на лекарственные препараты, зарегистрированные в РФ. Однако, принимая во внимание, что лекарственный препарат - Сабрил (Вигабатрин) не зарегистрирован в Российской Федерации и не включен в Государственный реестр лекарственных средств, оснований к их приобретению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и бесплатному обеспечению ими ребенка истицы, не имеется.
На заседание судебной коллегии стороны не явились, извещены надлежащим образом, в материалах дела имеются ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствии сторон. При указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав докладчика, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда, согласно требованиям ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из существа разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума ВС РФ N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права. (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что Иванова Татьяна Валерьевна является матерью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р, что подтверждается свидетельством о рождении N, выданным отделом регистрации актов гражданского состояния регистрационной службы Керченского городского управления юстиции АРК 19.09.2017г.
В соответствии со справкой МСЭ-2017 N2204860 ФИО2, 2013г.р. установлена инвалидность повторно 06.07.2018г.
Согласно заключения врачебного консилиума ФГБОУВО "Российский Национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.10.2018г, и протоколу консилиума врачей "О назначении пациенту лекарственного препарата, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, для оказания ему медицинской помощи по жизненным показаниям и необходимости его ввоза" от 26.10.2018г. N 202/7 ФИО2, 2013 г.р. диагностировано заболевание: "туберозный склероз, рабдомиомы сердца, субэпендимальная гагантоклеточная астроцитома левого бокового желудочка головного мозга, антигиомиолипома печени, множественные антигиомиолипомы и кисты почек, осложнение основного заболевания, симптоматическая фокальная эпелепсия фармакорезистентная форма", консилиум постановил:разрешить к индивидуальному ввозу и применению не зарегистрированный на территории Российской Федерации лекарственный препарат "Вигабатрин (Сабрил)" для оказания медицинской помощи пациенту по жизненным показаниям. ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.рождения необходимо в месяц 124 таблетки по 50 мг.; в год - 1460 таблеток по 50 мг. В связи с абсолютными показаниями и отсутствием альтернативных препаратов при данной форме эпилепсии.
Из письма Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Керченская больница N1 им. Н.И. Пирогова" от 04.02.2019 г. следует, что ответчик обращался с заявлением об оказании помощи в решении вопроса обеспечения ребенка ФИО2 лекарственным препаратом Сабрил (Вигабатрин), однако администрация учреждения не смогла выполнить ее просьбу в связи с тем, что препарат Сабрил (Вигабатрин) не прошел регистрацию в Российской Федерации, поэтому покупку осуществить законным образом не представляется возможным.
28.01.2019г. истец обратилась в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Крым, на что 04.02.2019 г. был дан ответ, согласно которому вопросы обеспечения лекарственными препаратами льготных категорий граждан, осуществляется за счет федерального и регионального бюджетов, рекомендовано обратиться в Министерство здравоохранения Российской Федерации.
08.02.2019г. Министерством здравоохранения Российской Федерации вынесено заключение (разрешительный документ) NRu/2019/20-2-0130, выданное ЗАО "Фирма ЕВРОСЕРВИС на ввоз лекарственного препарата из Израиля/ Литвы/Германии/Швейцарии "Сабрил, таблетки 50 мг. N100" производства "Sanofi-Aventis", Швейцария.
Согласно ответу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 г. по обращению Ивановой Т.В. по вопросу обеспечения ФИО2 незарегистрированным препаратом рекомендовано обратиться в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь ребенку для подготовки необходимых документов с целью получения разрешения на ввоз незарегистрированного лекарственного средства.
Согласно ответу Министерства здравоохранения Республики Крым от 25.12.2018 г. по обращению Главврача ГБУЗ РК "Керченская больница N1 им. Н.И.Пирогова" Еникеева М.А. по вопросу обеспечения ФИО2 незарегистрированным препаратом следует, что бесплатное обеспечение незарегистрированными препаратами может осуществляться только через благотворительные фонды за личные средства граждан или внебюджетные источники финансирования или по решению суда.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 608 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации" Минздрав России производит выдачу разрешений на ввоз на территорию Российской Федерации конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента.
В материалы дела представлено разрешение Министерства здравоохранения Российской Федерации заключение (разрешительный документ) NRu/2019/20-2-0130, выданное ЗАО "Фирма ЕВРОСЕРВИС на ввоз лекарственного препарата из Израиля/Литвы/Германии/Швейцарии "Сабрил, таблетки 50 мг. N100" производства "Sanofi-Aventis", Швейцария.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался тем, что необеспечение ФИО2 указанными лекарственным препаратом ведет к нарушению ее прав, в том числе, фундаментального права на жизнь и здоровье, поскольку такие препараты назначены ребенку инвалиду по жизненным показаниям. При этом судом первой инстанции принято во внимание, что отсутствие лекарственных препаратов "Вигабатрин (Сабрил)" в перечне лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача при оказании бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий по сравнению с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции в обжалуемой части судебного решения, принятого на основании правильного применения норм материального и процессуального права, считает его обоснованным и соответствующим установленным в ходе судебного рассмотрения обстоятельствам.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
В силу ст. 48 указанного Федерального закона врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из заместителей. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 09.08.2005 N 494 "О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям" в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
Учитывая наличие заключения консилиума ФГБОУВО "Российский Национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И.Пирогова"" Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.10.2018 г, протокола консилиума врачей "О назначении пациенту лекарственного препарата, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, для оказания ему медицинской помощи по жизненным показаниям и необходимости его ввоза" от 26.10.2018г. N 202/7, в котором указано разрешить к индивидуальному ввозу и применению не зарегистрированный на территории Российской Федерации лекарственный препарат "Вигабатрин (Сабрил)" для оказания медицинской помощи пациенту по жизненным показаниям, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у Ивановой М.М. возникло право на получение препарата по жизненным показаниям.
Пункт 5 ст. 1 Федерального закона N 323-ФЗ устанавливает право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, гарантированный объем, которой предоставляется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Статьей 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ предусмотрено право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 в редакции от 14.02.2002 года "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения". В соответствии с данным Перечнем дети-инвалиды в бесплатном порядке по рецептам врачей обеспечиваются, в том числе, всеми лекарственными средствами и средствами медицинской реабилитации по медицинским показаниям.
Таким образом, указанным Постановлением Правительства Российской Федерации закреплено право детей - инвалидов на обеспечение всеми необходимыми лекарственными средствами бесплатно.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ организация обеспечения лиц, больных редкими (орфанными) заболеваниями лекарственными препаратами по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, входит в перечень полномочий, которые Российская Федерация передает субъектам Российской Федерации, при этом средства на осуществление этих полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
В силу п. 10 ч. 1 ст. 16 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организация обеспечения лиц, больных редкими (орфанными) заболеваниями лекарственными препаратами по перечню, утвержденному Правительством РФ, входит в перечень полномочий, которые Российская Федерация передает субъектам Российской Федерации, при этом средства на осуществление этих полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
Из положений ст. 81 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" следует, что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе, перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
Из взаимосвязанных положений пункта 2 части 1 и части 2 статьи 15, части 9 статьи 83 и части 4 статьи 101 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" следует, что организационные и финансовые полномочия по обеспечению больных, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, относятся к полномочиям Российской Федерации, осуществление которых передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации с их финансовым обеспечением за счет субвенций из федерального бюджета.
Таким образом, именно на органы государственной власти субъектов возложены задачи по созданию устойчивого механизма по бесперебойному предоставлению нуждающимся гражданам необходимых лекарственных препаратов.
При этом в силу положений ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по организации медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Постановлением Правительства РФ от 19.12.2015 N 1382 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2016 год, которая предусматривает обеспечение граждан необходимыми лекарственными препаратами. Предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется, в том числе, обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой.
В соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890, дети-инвалиды в бесплатном порядке обеспечиваются всеми лекарственными средствами по медицинским показаниям.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось, поскольку, лекарственный препарат раствор для перорального применения препарата "Вигабатрин (Сабрил)" не зарегистрирован в Российской Федерации и не включен в Государственный реестр лекарственных средств, не основаны на законе.
Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и не дают оснований предполагать о неполном исследовании обстоятельств дела, и их неправильной оценке, по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что доводы апеллянта не свидетельствуют о наличии нарушений, указание на которые содержится в ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому оснований для отмены оспариваемого решения у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.