Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.
судей: Шестаковой Н.В, Харченко И.А.
при секретаре: Гамуровой М.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. дело по апелляционной жалобе Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя Республики Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 7 мая 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению Мезавцовой Татьяны Владимировны к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя Республики Крым о признании решения неправомерным, понуждению к определенным действиям,
установила:
Мезавцова Т.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым указав, что 30 сентября 2016 года Департаментом труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым принято решение об отказе истцу в выплате государственной социальной помощи как малоимущей семье по основаниям отсутствия установленного судом факта отдельного проживания и ведения хозяйства от родственников.
28 сентября 2017 года Железнодорожным районным судом г. Симферополя Республики Крым принято решение об установлении факта раздельного ведения хозяйства Мезавцовой Т.В. с ее братом Мезавцовым А.В. с 01 января 2015 года по 28 сентября 2017 года.
На основании изложенного Мезавцова Т.В. просит суд признать решение Департамента труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым от 30 сентября 2016 года исх. NМ-1534-05/01-16 об отказе истцу в выплате государственной социальной помощи как малоимущей семье незаконным; обязать Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым выплатить истцу государственную социальную помощь с сентября 2016 года по февраль 2017 года в сумме 18000 рублей.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 7 мая 2017 года исковые требования удовлетворены частично.
На Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым возложена обязаенность выплатить Мезавцовой Татьяне Владимировне государственную социальную помощь за период с сентября 2016 года по февраль 2017 года в сумме 18000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции департаментом труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и, принятии нового решения, об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В качестве доводов апеллянт указал, что при отказе в назначении ГСП по основаниям, предусмотренным ст.9 Закона N10-ЗРК заявитель не лишается права на предоставление ГСП и может обратиться повторно с заявлением и предоставлением всех необходимых документов. Законодательством предусмотрена возможность обжалования решения органа труда и социальной защиты населения. Согласно абз.2 ст.9 Закона N178 отказ в назначении государственной социальной помощи по основаниям, предусмотренным в этой же статье, заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд. Обжалование отказного решения посредством обращения в суд, также предусмотрено в ч.2 ст.9 Закона N10-ЗРК и п.30 Порядка N587. Как следует из решения Киевского районного суда города Симферополя от 07.05.2019 отказное решение Департамента не признано незаконным. Однако, своим решением от 07.05.2019 Киевский районный суд города Симферополя обязал Департамент выплатить Мезавцовой Т.В. государственную социальную помощь в размере 18000,00 рублей (восемнадцать тысяч руб, 00 коп.). Данные действия суда незаконны, поскольку не понятно из каких критериев исходил суд при назначении выплаты, ведь расчет стороной истца не предоставлен.
На заседание судебной коллегии Мезавцова Т.В. не явилась, извещена надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна. При указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя.
Заслушав докладчика, представителя Муниципального казённого учреждения Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя Никоненко Е.И, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что истец Мезавцова Т.В. состоит на учете в Департаменте труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики, как получатель мер социальной поддержки. 30 сентября 2016 года истец Мезавцова Т.В. обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым с заявлением по вопросу оформления государственной услуги по назначению "Государственная социальная помощь (ГСП) - ежемесячно", на основании категории: "Малоимущая семья". К заявлению истцом приложены документы: копия трудовой книжки, паспорт гражданина России, свидетельство о рождении, свидетельства о рождении детей, справка о составе семьи(л.д.50).
Сообщением Департамента труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики NМ-1534-05/01-16 от 30 сентября 2016 года Мезавцовой Т.В. отказано в назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия как малоимущей семье, указано, что для расчета дохода малоимущей семьи необходимо предоставление сведения о доходах всех лиц, которые входят в состав семьи заявителя.
Согласно справке о регистрации Мезавцовой Т.В. следует, что вместе с ней проживает брат Мезавцов А.В, который в силу закона входит в состав малоимущей семьи.
Разрешая спор, руководствуясь Законом Республики Крым от 27.11.2014 года N10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым", ФЗ от 05.04.2003 N44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований, для удовлетворения исковых требований Мезавцовой Т.В, поскольку ею представлены доказательства того, что ее брат Мезавцов А.В. не входит в состав ее семьи.
Судебная коллегия считает указанные выводы суда правомерными и соответствующими нормам материального и процессуального права.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Республике Крым устанавливает Закон Республики Крым "О государственной социальной помощи в Республике Крым" от 27 ноября 2014 года N 10-ЗРК/2014 (далее - Закон N 10- ЗРК/2014).
В силу ст. 2 Закона N 10-ЗРК/2014, малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане - это граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым.
Государственная социальная помощь в соответствии с Законом N 10-ЗРК/2014 оказывается в виде выплаты: 1) социального пособия; 2) пособия на основании социального контракта.
Статья 5 Закона N 10-ЗРК/2014 предусматривает, что расчет среднедушевого дохода и учет доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".В случае представления получателем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения отказывает получателю в назначении государственной социальной помощи. Отказ в назначении государственной социальной помощи по этим основаниям получатель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) суд (статья 9 Закона N 10-ЗРК/2014).
В соответствии со статьей 6 Закона Республики Крым от 27 ноября 2014 года 10- ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым" с целью определения особенностей правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной поддержки малоимущим одиноко проживающим гражданам и малоимущим семьям, проживающим на территории Республики Крым, постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года N587 утвержден Порядок предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия, который устанавливает правила назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия (далее - Порядок).
Государственная социальная помощь в виде социального пособия назначается и выплачивается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым ( п.2 Порядка).
Согласно п.5, 6, 9 Порядка, пособие назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания в Республике Крым малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Пособие назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи (для малоимущей семьи), или опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в орган социальной защиты населения. Для назначения и выплаты пособия к заявлению прилагаются следующие документы: копия паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность заявителя и подтверждающего его место жительства на территории Республики Крым; справка с места жительства заявителя о составе семьи; документы, подтверждающие доходы семьи за расчетный период.
На основании заявления и представленных документов органом социальной защиты населения определяется среднедушевой доход малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления пособия. Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина определяется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи"(п. 17 Порядка).
В силу п.28 Порядка решение об отказе в назначении пособия принимается, если: не представлены необходимые документы, указанные в пункте 9 настоящего Порядка; в представленных документах выявлена недостоверная или искаженная информация; среднемесячный доход семьи (одиноко проживающего гражданина) выше величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым, для семьи (одиноко проживающего гражданина).
В случае принятия решения об отказе в удовлетворении заявления о назначении пособия орган социальной защиты населения не позднее чем через 5 рабочих дней со дня принятия названного решения извещает о нем заявителя в письменной форме с разъяснением оснований отказа и рекомендациями, какие действия и в какой последовательности должны быть совершены заявителем для устранения препятствий в назначении социального пособия. Решение органа социальной защиты населения об отказе в назначении пособия может быть обжаловано в суд (п.п.29, 30 Порядка).
В соответствии со ст.2 ФЗ от 05.04.2003 N44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.
Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (расчетный период).
Согласно ст. 13 Закона N44-ФЗ в состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.
Принимая решение об отказе в предоставлении государственной социальной помощи Мезавцовой Т.В, ответчиком указано, что к её заявлению не приложена справка за расчетный период о доходах брата - Мезавцова А.В, место проживания которого согласно сведениям о регистрации, предоставленным Департаментом по взаимодействию с населением Администрации города Симферополя Республики Крым, совпадает с местом регистрации заявителя.
Вместе с тем, истцом представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие основания иска, а именно факта раздельного ведения хозяйства Мезавцова А.В. с истицей Мезавцовой Т.В. в период с 01 января 2015 года по 28 сентября 2017 года, установленный решением Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 28 сентября 2017 года.
При таких обстоятельствах, рассмотрев всесторонне, полно и объективно заявленные требования, выяснив действительные обстоятельств дела, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истец имеет право на получение государственной социальной помощи в виде социального пособия с сентября 2016 года по сентябрь 2017 года.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что ответчик в свою очередь в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязывающей стороны представлять доказательства в обоснование своих требований и возражений, не представил доказательств, опровергающих доводы истца и предоставленные доказательства, ссылаясь лишь на наличие регистрации Мезавцова А.В. в квартире совместно с истицей.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы были предметом подробного изучения суда первой инстанции и направлены на оспаривание выводов суда и не являются основанием к отмене решения суда, поскольку фактически сводятся к несогласию с той правовой оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и иному толкованию правовых норм. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 7 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.